Папки-передвижки

«Развитие творческих способностей у детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности»

Cветлана Ивкова
«Развитие творческих способностей у детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров, когда нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

Сегодня в российском обществе ощущается недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ценностей.

Публикация «„Развитие творческих способностей у детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности“» размещена в разделах

Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т. п. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики.

Как вдохновить ребёнка, зажечь в нём желание самому творить свой внутренний мир? Это трудно. Прежде всего, нужно научить его самому простому – находить радость в каждом мгновении прожитой жизни, видеть вокруг себя прекрасное. Известно, что переживание чувства наслаждения прекрасным – это первое побуждение к творчеству.

Именно поэтому так важно приобщить ребенка к музыке, театру, литературе, живописи.

Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достичь.

Так с какого возраста следует развивать творческие способности детей? Психологи говорят, что развивать их необходимо с раннего возраста. Это подтверждает и детская физиология. Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Этот период "дозревания" время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям. Это самый благоприятный период для начала развития творческих способностей. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

И если условия благоприятны развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.

Как же создать наиболее благоприятные условия для развития ребёнка раннего возраста? На помощь может прийти театр. Театрализованная деятельность универсальна : она выполняет одновременно познавательную, коррекционную, воспитательную и развивающую функции.

Выделяют пять средств развития творческих способностей детей, которые неразрывно связаны между собой.

Общение с детьми - не нужно жалеть на это ни времени, ни душевных сил. Как можно больше беседовать с детьми, рассказывать об окружающем мире.

Литературные произведения и фольклор – так повелось, что еще совсем маленькому грудному ребенку мама напевает колыбельную, рассказывает потешки, скороговорки, считалки, стихи детских поэтов которые с успехом можно применять в любых жизненных ситуациях: кормя ребёнка, причесывая, умывая, на прогулках и конечно во время игры.

Предметно-развивающая среда – одна из основных средств развития личности ребенка, является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

Музыка и песни – музыка вызывает положительные эмоции, а дети чувствуют себя участниками происходящего действия.

Театрализованная деятельность – это источник развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, развития эмоциональной сферы ребенка, средство развития у ребенка эмпатии, развития личности ребенка, прививает интерес к литературе, театру.

Не секрет, что маленькие дети лучше воспринимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами (картинками, игрушками). Поэтому мы первоначальное внимание направили на обогащение предметно-развивающей среды.

Создали уголок театрализованной деятельности, где расположили разнообразные виды кукольных театров : пальчиковый, театр рукавичек, настольный и картонный театры, театр резиновой игрушки.

С целью развития зрительного и слухового сосредоточения, развития тактильной чувствительности и создания положительного эмоционального настроя, мы изготовили мягкие книжки – игрушки к сказкам «Колобок» и «Курочка ряба».

Окружающая среда рассматривается нами как средство наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка, с учетом его склонностей, интересов, активности.

Именно поэтому в каждую игровую зону мы внесли элементы театрализованной деятельности : «Теремок», «В гостях у сказки», «Весёлая карусель», «Подушки-засыпушки».

Обязательным элементом стал уголок «Весёлые матрёшки», атрибуты которого используются при проведении развлечений и праздников.

Знакомство детей с разными видами театров мы начали с полутора лет. Встреча с театральной куклой, особенно в адаптационный период, помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создать атмосферу комфорта.

При обучении их простейшим приемам кукловождения мы использовали резиновые, мягкие, пластмассовые игрушки, различные виды театров.

Работу начинаем со знакомства с куклами:

- даём возможность подержать в руках, рассмотреть, поиграть с ними;

- затем задаём вопросы детям (например, из какой сказки куклы);

- далее предлагаем малышам рассказать эту сказку, а остальным - дополнить товарища.

Отмечу, что никогда не заучиваем с детьми литературный текст, для того, чтобы каждый ребенок мог проявить творчество, придумать диалог, найти выразительные интонации, то есть пытаюсь "разбудить" детскую фантазию через наводящие вопросы, не давая готового образца для подражания. Для маленьких детей это сложная мыслительно-речевая деятельность. Для зрительной опоры малыши надевают на ручку рукавичку с изображением мордочки кошки или собачки, подражают их голосам, движениям. На физкультурных занятиях учатся прыгать как зайчики, ходят как мишки (при этом мы в качестве зрительной опоры используем игрушки-попрыгушки, двигающиеся картинки). Прочитанные стихи А. Барто превращаются в игры – драматизации, где все дети – актеры, не только повторяющие слова, но и эмоционально отображающие чувства и настроение персонажей.

Признавая приоритетное значение семейного воспитания, мы уделяем особое внимание работе с родителями. Стараемся сформировать доверительные отношения сотрудничества и взаимодействия посредством привлечения родителей к созданию единого пространства развития ребенка.

Совместно с родителями мы разработали Основные положения, определяющие нашу работу:

• Единство

• Систематичность

• Последовательность

• Взаимное доверие и взаимосвязь педагогов и родителей. Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье.

Творчеству детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями наших воспитанников. Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя в организации их художественно речевой деятельности. Родители активно участвуют в изготовлении кукол для различных театров, декораций, атрибутов; с большим удовольствием участвуют в театрализованных представлениях и развлечениях в качестве актеров.

Проводя пропаганду педагогических знаний среди родителей, мы используем различные формы работы: консультации, родительские собрания, конференции и др. Наиболее интересными и эффективными на наш взгляд стали: памятки-листочки «Поиграем в театр», буклеты «Это - важно, это - нужно!», библиотечка для родителей «В гости к сказке мы пойдём».

В течение года мы проводили работу в творческой мастерской «Город мастеров», где каждый желающий мог получить совет по изготовлению игрушек из подручного материала, а также поделиться своим опытом организации игры с ребёнком дома в рубрике «Если мама занята».

Для ознакомления родителей с художественным творчеством малышей в группе мы оформляем фотостенды: «Юные актёры», «В гостях у петрушки».

Вся работа, проводимая с родителями, способствует расширению кругозора, обогащают внутренний мир, а главное – учат членов семьи любви и взаимопониманию.

Решая вопрос преемственности семейного и дошкольного воспитания, мы не только обеспечиваем родителей необходимыми теоретическими знаниями и практическим материалом, но и формируем у родителей мотивацию к организации совместных семейных игр, развлечений, праздников.

Таким образом, можно сказать, что театрализованная деятельность способствует развитию у детей раннего возраста психических функции личности, художественных способностей, общечеловеческой универсальной способности к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. А значит, учит слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать!

Пусть с нашего доброго начала театрализованная деятельность, и полюбившиеся сказочные герои сопровождают ребенка всю его жизнь!

Введите в мир театра малыша,

И он узнает, как сказка хороша

Проникнется и мудростью, и добротой,

И с чувством сказочным пойдет он

жизненной тропой.

Публикации по теме:

Педагогическое сопровождение нравственного развития детей в дошкольном образовательном учреждении Цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства - воспитание ответственного, инициативного, компетентного.

Исследовательско-познавательный проект: «А мы к звездам полетим» В истории России много позитивных, героических событий, которыми можно и нужно гордиться. Дети дошкольного возраста способны воспринимать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Развитие творческих способностей у детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности»
Опубликовано: 8 мая 2014 в 21:27
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Развитие творческих способностей у детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Cветлана Ивкова (УИ 124500) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД