Ирина Кобозева
«Развитие творчества — прямой путь к здоровью»
▼ Скачать + Заказать документы
Радость творчества — прямой путь к здоровью
«Развитие творческих способностей детей посредством художественно-творческой деятельности».
Духовная жизнь ребенка полна лишь,
тогда, когда он живет в мире сказок
творчества, воображения, фантазии
а без этого он засушенный цветок.
В. Сухомлинский
Публикация «„Развитие творчества — прямой путь к здоровью“» размещена в разделах
Психологическое здоровье — одна из важнейших характеристик личности человека, отражающая особенности психического развития на всем протяжении его жизненного пути. Особое место в развитии личности занимает период детства — время наиболее активного обогащения эмоций, формирования эмоциональной памяти, интереса к разным сторонам жизни. Основным критерием здоровья является гармония человека с самим собой и окружающей средой.
К старшему дошкольному возрасту творческая активность становится ведущей потребностью ребенка, а воображение — ведущей психической функцией. Эмоциональная система является регулятором поведения ребенка.
Большими возможностями по созданию предпосылок для индивидуализации и самовыражения личности располагает художественно-творческая деятельность. Творческая деятельность является самым сильным средством снятия напряжения. Это особенно важно для тех, кто не может «выговориться». Выразить свои фантазии в творчестве значительно легче, чем рассказать о них. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, проявляющихся в значимой для ребенка и необычной для всех остальных форме. Поэтому цель взрослого — помочь ребенку научиться владеть языком искусства как средством эмоционального развития, являющимся фундаментом, на котором реконструируется здание гармоничной личности.
В дошкольном возрасте необходимо помочь детям раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Поэтому приоритетным в моей самообразовательной деятельности стала работа с детьми с ФФНР по теме «Развитие творческих способностей детей посредством художественно-творческой деятельности».
Главная цель - формирование у ребенка умений управлять процессами творчества, понимания закономерностей решения проблемных ситуаций, фантазирования.
Поставленная цель определила задачи:
1. Развитие творческих способностей и воображения детей как основы творческой деятельности;
2. Активизация мыслительных процессов (образной, ассоциативной памяти, внимания, мышления) и познавательного интереса;
3. Развитие коммуникативных качеств, овладение навыками общения; создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания.
Для реализации перечисленных задач, чтобы дать детям возможность выразить себя, показать свои способности, организовала кружок «Раз-словечко, два - словечко».
Работа с ребенком — процесс, требующий осторожности и деликатности. Число методов и приёмов, облегчающих детям выражения их чувств через рисование, пение, драматизацию, бесконечно:
• Развитие творческого мышления реализуется через нестандартный взгляд на систему преодоления психологической инерции, через эмпатию и использование приёмов фантазирования;
• Развитие произвольной памяти и внимания, наблюдательности происходит через игры, с использованием приёмов ассоциации;
• Развитие речи, речевого дыхания, умения пользоваться интонациями – через пальчиковые игры, игры со звуком и словом (испорченный телефон, игра со свечой);
• Развитие пространственного воображения, координации и мелкой моторики, закрепление навыков по изодеятельности происходит в процессе творчества;
• Совершенствование двигательных способностей, развитие пластической выразительности, умения создавать образы с помощью жеста и мимики – в игре («След в след», «Поймай хлопок», «Телепаты», «Одно и тоже по-разному», «Осенние листья» и др.);
• Активизация познавательного интереса, развитие инициативности- через беседы на интересующие темы;
• Умение согласовывать свои действия с действиями партнёров, оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными- через игровые ситуации («Летает - не летает», «Тень», «Угадай, что я делаю», «Превращения»;
• Воспитание доброжелательности и коммуникабельности в общении со сверстниками происходит в совместной деятельности детей;
• Развитие умения рассказывать сказку от имени разных героев, умения придумывать свою – через работу со скороговорками и стихами, чтение художественных произведений;
• Развитие творческих возможности детей дошкольного возраста наиболее ярко проявляется в интересной и доступной для них театрализованной деятельности, которая воздействует на воображение ребенка словом, действием, изобразительным искусством, позволяет удерживать внимание детей на высоком уровне и через интерес повышает умственную активность ребят, помогает достичь быстрых и качественных результатов.
В своей работе реализую принцип индивидуального подхода, традиционные формы работы сочетаю с нетрадиционными, используются все виды детской деятельности (игра, художественно-речевая деятельность, познавательная и др.). При выборе материала исхожу из психофизических особенностей ребёнка, его интеллектуального и личностного развития. Творчески использую элементы ТРИЗ для активизации творческого мышления детей.
Для успешной реализации работы по развитию художественно - творческих способностей мной были созданы условия, которые способствуют раскрытию личности ребё нка:
- оборудована «театральная зона», где ребёнок может побыть и прорепетировать роль перед зеркалом или посмотреть иллюстрации книги, взять в руки пальчиковый театр, настольный театр;
- оборудована «зона детского творчества», где ребёнок имеет возможность заняться изодеятельностью по своему желанию (рисование, лепка, аппликация);
- созданы необходимые условия для развития творческой активности : пальчиковый, настольный, плоскостной театры, иллюстрации, костюмы, маски;
- обновляется материал, ориентированный на интересы детей,
развитие их любознательности и поиска к экспериментированию, моделированию при подготовке атрибутов, декораций;
- организована доступность разнообразного материала.
Одним из аспектов моей деятельности стала работа с родителями воспитанников, которую я осуществляла в форме сотрудничества, старалась активнее привлекать к процессу творческого развития их детей. Постоянно проводила разъяснительную и образовательную работу (беседы, консультации, папки-передвижки, организовывала совместные мини-выставки, посещение театра. Подтверждение правильности выбора направления моей работы по данному вопросу отразилось в том, что родители стали чаще интересоваться успехами своих детей, активнее участвовать в жизни детского сада.
Грамотно спланированная и проведённая работа по творческому развитию детей с ФФНР показала следующие результаты:
• Наблюдается рост активности мыслительных процессов детей, их суждения свидетельствуют о любознательности, умении сравнивать, делать выводы, образно мыслить, что положительно сказывается на результатах усвоения материала общеобразовательной программы;
• Возросла степень активности детей в самостоятельной деятельности;
• Улучшились внутригрупповые отношения, возросло групповое сотрудничество, что благоприятно сказывается на психоэмоциональной атмосфере в группе;
• Повысился интерес к сверстникам, их делам и поступкам, дети стали более внимательны друг к другу, дружелюбны;
• Речь воспитанников стала богаче, ярче, повысился уровень коммуникативности.
Работая над проблемой развития творческих способностей детей посредством художественно-творческой деятельности, сделала следующие для себя выводы:
— внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям
творческой активности детей;
— видеть потенциальные творческие способности в каждом;
— формировать достаточно высокую самооценку у ребёнка;
— развивать свою собственную креативность, повышать компетентность.
Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте
творчества, а в самом процессе творчества. Важно не то, что создадут дети,
важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении.