МААМ-картинки

«Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности». (Из опыта работы). (3 фото)

Ольга Табакова
«Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности». (Из опыта работы).

«Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности». (Из опыта работы).

Специалисты бьют тревогу: профессия ученого становится мало привлекательной, а наука рассматривается в одном ряду с магиеей и колдовством. Однако современное развитие любой страны не мыслимо без науки. Это значит, что мы должны воспитывать у дошкольников уважение и интерес к профессии научных сотрудников (не зависимо от того, станут ли они учеными в будущем).

Проведение опытов, наблюдений помогает развивать у дошкольников познавательный интерес, активизирует мышление, способность формированию основ научного мировоззрения.

Публикация «„Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности“, (Из опыта работы),» размещена в разделах

Я составила программу по экологии кружка «Любознайка» на основе программы «Юный эколог» С. Н. Николаевой и на основе книг: «Экспериментальная деятельность» Г. П. Тугушевой, «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» Л. Г. Горького, «Секрет природы – это так интересно!»Л. В. Ковинько и др. и рассчитала на 2 учебных года. На кружке дети в игровой форме знакомились с живой и неживой природой, проводили и проводят опыты, эксперименты. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез – догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться). А вопросы «Зачем?», «Как?» и «Почему?» требуют уже от воспитателя и родителей компетентности в различных областях окружающего нас мира.

Опыт, накопленный при проведении занятий по окружающему миру, кружковой работы прошлых лет по экологическому воспитанию дошкольников, позволил выделить те разделы, которые содержат эксперименты и упражнения для развития отдельных исследовательских навыков, и систематизировать их в комплексно – тематический план кружка «Любознайка». Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. В группе создан уголок экспериментирования, мини-лаборатория, где в свободном доступе детям предлагается материал по проводимым на занятии экспериментам (для воспроизведения, самостоятельного варьирования, а также другие исследовательские наборы). Имеется посуда (стаканы, подносы, ложечки на каждого ребенка) лупы, воронки, глина, песок, камни, злаки растений, семена. Игрушки природоведческие. Куклы: Незнайка, Айболит, Чипполино и другие. Папки, тетради, альбомы и многое другое.

В природном уголке проводятся долгосрочные наблюдения – эксперименты. Здесь же воспитанники могут познакомиться с работами сверстников предыдущих годов, обсудить их, сравнить со своими.

После проведения опытов, экспериментов на занятии и в свободное время в ДОУ, дается задание родителям по закреплению пройденного материала.

На родительском собрании на тему: «Как помочь ребенку почувствовать жизнь природы и ощутить себя ее частью». Обсуждались возникающие трудности и происходил обмен накоплением опытом. Родители принимали участие в обогащении предметно-развивающей среды, вовлекались в выполнение творческих заданий например: приобретение луп, посуды и другого оборудования, сбор природного материала, выполнение заданий совместно с детьми: «Наблюдаем дома вместе с ребенком за растениями, рыбками, кошкой, собакой», «Цветные льдинки», «Вода-растворитель».

Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объеме, ребенок должен уметь управлять своими органами чувств, анализировать полученные с их помощью сведения, выполнять определенные действия, использовать инструменты, проговаривать свои действия и формулировать выводы, объяснять результаты своей работы.

Все это достигается в предварительной комплексной работе в различных видах деятельности, а также благодаря тренинговым играм, опытно-экспериментальной работе, проводимой на тематических занятиях и играм в свободное время ( например: опыты с неживой природой проводятся после ознакомления на занятиях, прогулках ИЗО деятельности). При оценке сформированности деятельности экспериментирования (т. е. диагностике) необходимо исследовать как на внешнем, так и на внутреннем уровнях, т. е. качественные изменения в структуре личности и их проявления во взаимодействии человека с окружающим миром. Важен не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования и оценивается не результат, а как думает, рассуждает ребенок.

Итак! Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования.

Использовала литературу.

Справочник «Старшего воспитателя ДОУ» №2 2009г. стр. 42

Фото «Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности»
. (Из опыта работы). - фото
Публикации по теме:

Развитие ценностно-смысловой сферы ребенка в условиях гуманитарно-образовательной среды ДОУРазвитие ценностно-смысловой сферы ребенка в условиях гуманитарно-образовательной среды ДОУ Педагогический совет Тема: РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ГУМАНИТАРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОУ Цель: Реализация.

Структура годового плана работы ГДОУ Структура годового плана работы ГДОУ1. Титульный лист. 2. Анализ работы ДОУ за прошедший учебный год. 3. Основные задачи работы ДОУ на будущий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности». (Из опыта работы).
Опубликовано: 13 ноября 2012 в 22:23
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 36.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД