Папки-передвижки

Родительское собрание в младшей группе «Развитие у ребенка мелкой моторики рук»

Елена Бехлер
Родительское собрание в младшей группе «Развитие у ребенка мелкой моторики рук»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

• показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;

• обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника;

• научить родителей психотехническим играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.

Оборудование:

• Пластилин, дощечки для лепки, стеки, квадратные листы цветной бумаги, нитки, персонажи из сказки «Курочка Ряба»;

• мультимедийная установка для показа слайдов;

Публикация «Родительское собрание в младшей группе „Развитие у ребенка мелкой моторики рук“» размещена в разделах

• слайды с фотографиями играющих детей.

Участники:

• воспитатели;

• родители.

Форма проведения: собрание – практикум.

Ход собрания.

1. Организационная часть.

Воспитатель. Уважаемые родители, я предлагаю вам отгадать загадку:

Пять да пять – родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку,

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять» да «пять»,

Угадайте, как их звать?

(Пальцы.)

Тема нашего собрания – практикума посвящена как раз им, а точнее – развитию мелкой моторики рук у ребёнка.

2. Основная часть

Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Родители и мы воспитатели, уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решаем сразу две задачи:

1. Косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребёнка;

2. Готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Учёные доказали, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

В дошкольном возрасте важно именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Если ребёнок активно поворачивает лист бумаги при рисовании или закрашивании, вас это должно насторожить. В этом случае ребёнок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки.

Есть дети, которые рисуют слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании. Данный недостаток можно выявить, предложив ребёнку нарисовать одним движением круг диаметром примерно 3 – 4 см (по образцу). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: он нарисует вам вместо круга овал, или круг, но значительно меньшего диаметра или рисовать круг он будет в несколько приёмов, передвигая руку.

Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно:

Уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

В раннем и младшем дошкольном возрасте большое значение имеет пальчиковая гимнастика:

• Упражнения и ритмичные движения пальцами возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулируют развитие речи.

• Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, формируют умение подражать взрослому, вслушиваться в речь и понимать её смысл, концентрировать внимание и правильно его распределять.

• Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками улучшает четкость речи, совершенствует память и воображение.

А сейчас предлагаю немного поиграть с пальчиками:

«Замок»

Пальцы обеих рук переплетены между собой.

На двери висит замок,

Кто его открыть бы смог?

Покрутили, повертели,

Постучали и открыли. (Движения выполняются согласно тексту)

«Кошка»

А у кошки

Ушки на макушке (средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты,

Чтобы лучше слышать

Мышь в её норушке.

«Домик»

Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с большого.

Раз, два, три, четыре, пять! (Разгибать пальцы).

Вышли пальчики гулять (Сжимать и разжимать пальцы).

Раз, два, три, четыре, пять!

В домик спрятались опять

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Развитие мелкой моторики возможно только в игровой

форме.

3.Практическая часть.

Театр, как способ развития мелкой моторики рук у ребёнка.

Для развития мелкой моторики рук, а также детского творчества, артистизма детей, успешно используются различные виды инсценирования. Спектакли – игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Сделайте с ребёнком пальчиковый театр, покажите небольшие игры – инсценировки в форме диалога: «Колобок», «Теремок», «Репка».

Кистью или пальцами руки ребёнок будет имитировать движения персонажей:

наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. (Показываю несколько фигур, родители пробуют повторить).

Уважаемые родители, все знают сказку «Курочка Ряба», я предлагаю вам взять персонажей и немножко поиграть.

Особенно чётко просматриваются контуры персонажей, характер их поведения, действий – в театре теней. Сначала исполнителем может быть взрослый, но посмотрев, ребёнок непременно захочет попробовать себя в роли актёра.

Разучите с ним, как можно получить изображения птиц, животных и других персонажей путём складывания пальцев определённым образом. Получится не сразу, но малыш будет стараться показать хоть какую – то фигуру. Оборудование для театра теней простое: стена или экран и настольная лампа (источник света).

У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней большие возможности для развития ловкости, координации движений и развития речи.

Оригами, как способ развития мелкой моторики рук у ребёнка.

Детей привлекает возможность мастерить поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках, - это оригами. Это не случайно. Притягательная сила этого искусства – в способности будить детское воображение, память, оживлять плоский немой лист бумаги, за считанные минуты превращать в цветы, животных, птиц.

Сейчас можно найти множество книг по этому виду искусства и освоить вместе с ребёнком хотя бы самые простые способы изготовления фигурок. (Раздаю родителям листы бумаги и предлагаю сделать бабочку для развития речевого дыхания детей).

Приёмы развития мелкой моторики рук с помощью лепки.

На столах дощечки для лепки, стеки, пластилин разного цвета.

Родителям предлагаю попробовать слепить грибы, используя приемы сплющиания, скатывания, раскатывания, заглаживания.

Родители лепят грибы.

Игры на развитие мелкой моторики:

Существует множество способов и игр для развития мелкой моторики рук, вот некоторые из них.

• работа с раскрасками – штриховка;

• пальчиковая гимнастика – шнуровка, застегни пуговицы;

• игры с конструктором, мозаикой;

• лепка из глины, теста и пластилина;

• нанизывание бус, бисера;

• сматывание цветных ниток в клубочки;

• работа с ножницами.

Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры и т. д.).

Эти игры:

развивают мелкую моторику рук;

развивают пространственное ориентирование;

формируют навыки шнуровки, умение застегивать пуговицы;

способствуют развитию речи;

развивают творческие способности;

косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с вами, дорогие родители, развить мелкую мускулатуру рук и подготовить детей к письму. Создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, без которого невозможно быстро и успешно освоить навык письма.

3 часть. Заключительная. Рефлексия.

К сожалению, о проблемах ребёнка с координацией движений и мелкой моторики рук большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения новой информации, приходиться ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Надеюсь, что вашим детям с нашей общей помощью таких трудностей удастся избежать.

Литература

1. «Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду».

С. Ю. Прохорова

Н. В. Нигматулина

И. П. Подосёнкова

2. «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ»

НИЖЕГОРОДСКИЙ ЦЕНТР ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики.Развитие мелкой моторики. Я работаю в логопедической группе. И работая с детьми я сделала для себя вывод, что развитие кистей рук находится в тесной связи с развитием.

Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях. Презентация опыта работы. Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях. Использование разных видов деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи. В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание в младшей группе «Развитие у ребенка мелкой моторики рук»
Опубликовано: 21 мая 2013 в 22:33
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание в младшей группе «Развитие у ребенка мелкой моторики рук»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Бехлер (УИ 104033) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД