Лучший педагог года

Развитие элементарных математических способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием фольклора

Елена Олейникова
Развитие элементарных математических способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием фольклора

Проблемы математического развития детей дошкольного возраста интересуют меня очень давно. Математика нужна нам не только для того, чтобы научиться считать, вычислять, решать задачи. Это наука, которая позволяет развивать ум человека. А как искать точки соприкосновения этой науки с миром дошкольного детства? Очень часто от нас, взрослых, идёт традиция «научить, объяснить, повторить, закрепить». А как же сам ребёнок? Ведь ему интереснее, когда сам делает открытие. Можно ли так использовать математику в дошкольном возрасте, чтобы ребёнок был в позиции исследователя, первооткрывателя?

Публикация «Развитие элементарных математических способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием фольклора» размещена в разделах

Анализ состояния проблемы формирования и развития математических способностей дошкольников показывает: все без исключения исследователи (как отечественные, так и зарубежные) связывают её не с содержательной стороной предмета (предметные знания и умения), а с процессуальной стороной мыслительной деятельности. При всей разнородности мнений о сути и содержании понятия «математические способности» исследователи отмечают такие специфические особенности мыслительного процесса математически способного ребёнка, как гибкость мышления, т. е. нешаблонность, неординарность, умение варьировать способы решения познавательной проблемы, лёгкость перехода от одного пути решения к другому, умение выходить за пределы привычного способа деятельности и умение находить новые способы решения проблемы при изменённых условиях. Очевидно, эти особенности мышления напрямую зависят от особой организованности памяти (свободных и связанных ассоциаций, воображения и восприятия. Исследователи выделяют также такую характеристику, как глубина мышления, т. е., умение проникать в сущность каждого изучаемого факта и явления, выделять специфические, скрытые особенности в изучаемом материале. Среди важных характеристик математического мышления многие исследователи отмечают и целенаправленность мышления, сочетающуюся с широтой, т. е., способность к формированию обобщённых способов действий, умение охватить проблему целиком, не упуская деталей.

Для ребёнка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т. е., обобщение своего собственного чувственного опыта (Давыдов В. В.) Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорных способностей ребёнка, «переработку» его обеспечивают интелектуальные способности. А для того чтобы этот обоюдный процесс пошёл, необходимо обеспечить условия для наблюдения и экспериментирования.

Я работаю в течении многих лет с детьми дошкольного возраста, которые имеют проблемы в речевом развитии. Речевая недостаточность сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической, у таких детей заметно снижены вербальная память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции (трёх-четырёх ступенчатые, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании картинок. У ряда детей отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченной возможностями развития познавательной деятельности. Связь между речевыми нарушениями детей и другими сторонами их психического развития обуславливает некоторые специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих детей характерна ригидность мышления. При изменении условий коммуникации, расширения самостоятельного речевого общения, при выполнении специальных учебных заданий возникает ряд специфических трудностей. Это говорит о том, что дети не достигли того уровня развития, который свойственен их сверстникам с нормальной речью. Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны отвлекаемость, пониженная наблюдаемость к языковым явлениям, плохое запоминание речевого материала, быстрая истощаемость и утомляемость. Поэтому было бы неправильно проявить заботу только о речи ребёнка, оставив без внимания все остальные симптомы: их наличие будет препятствовать и восстановление речи. Особое внимание важно уделить развитию познавательных интересов детей. При этом нужно учитывать своеобразное отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими и других причин. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением.

Вот почему я решила использовать разнообразные фольклорные формы : сказки, пословицы, потешки - кладезь народной мудрости, позволяющие решить эти проблемы. Большими возможностями обладает фольклорный материал и для развития математических способностей дошкольников. Он позволяет решить целый ряд проблем в обучении детей математике. Созданные народом фольклорные формы, помогают ребёнку преодолеть многие противоречия, так как построены с учётом психологических особенностей восприятия, мышления и других процессов ребёнка-дошкольника. Абстрактные математические понятия обличены в доступную для уровня развития детского мышления образную форму. Отсутствие сложных терминов снимает страх перед непонятным, несут положительный эмоциональный заряд, что, по мнению психологов, является основой для неформального усвоения материала. Они занимательны, носят игровой характер, что отвечает потребностям ребёнка и вызывает интерес. Благодаря этим характеристикам, ребёнок непроизвольно усваивает необходимые знания и умения.

Задания, предлагаемые детям в фольклорных формах, часто требуют нестандартного решения. Это заставляет детей сравнивать, анализировать, рассуждать. Таким образом, у дошкольников развивается смекалка, воображение, творческое мышление. Чтобы фольклорный материал способствовал развитию математических способностей, необходимо тщательно подойти к его отбору. В основу отбора мной были использованы следующие принципы :

- фольклорная форма должна иметь математическое содержание;

- математический материал должен быть доступен детям дошкольного возраста и соответствовать программным требованиям;

- фольклорные формы должны быть разнообразны и интересны;

- включение фольклора в математические занятия не является самоцелью; он должен органично вписываться в «сценарий» занятия и направлен на адекватное решение математических задач;

- фольклорный материал включается в занятие как его часть, но может быть использован на протяжении всего занятия, особенно, если это занятие носит сюжетный характер и проходит в нетрадиционной форме;

- перед включением фольклорного материала в занятие, следует уточнить, знают ли дети используемые в нём слова, понимают ли его смысл;

- сочетание фольклорных форм с использованием народных игрушек;

- следует привлекать детей к созданию по аналогии собственных вариантов малых форм фольклора математического содержания, что позволяет ребёнку обращать внимание на математическую сторону окружающей действительности, помогает сопоставлять, находить сходства и различия, обобщать свои представления;

- использование народных подвижных игр в качестве физкультминуток, пауз;

- фольклорный материал следует широко использовать в повседневной жизни, на других занятиях. Математическое содержание прочитанных вечером сказок, проигранных на прогулке игр можно использовать на занятиях;

- при выборе фольклорного материала лучше ориентироваться на материал своей этносистемы, приобщая, таким образом, детей к культурному наследию своего народа.

Дети к 4-5 годам должны овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строить развёрнутые предложения, без труда рассказывать сказки, пересказывать рассказы и т. д. Иная картина наблюдается у наших детей с ограниченными возможностями здоровья. У них нарушено внимание, отсутствует чувство ритма и рифмы, поэтому дети плохо запоминают; не сформировано словесно-логическое мышление. Высказывания детей отличаются отсутствием чёткости, последовательности изложения, отрывочностью, впечатления поверхностны. Труднее всего нашим детям даются самостоятельные рассказы по памяти, все виды творческих рассказов. Отклонения от нормы проявляются не только на занятиях, но и в игровой, и в бытовой деятельности. Наши дети быстро утомляются, отвлекаются, т. е. перестают воспринимать учебный материал. При составлении перспективного плана работы по развитию математических способностей у детей старшего возраста, подборе, расположению материала я учитывала все дидактические принципы (от простого к сложному, доступности, наглядности, целесообразности, сезонности, системности и систематизации и др.) ,возрастные, типологические, физиологические, половые и индивидуальные особенности детей; материально-технические возможности и особенности развивающей среды группы, гигиенические требования к учебной нагрузке.

Общеизвестно, что жизнь ребёнка неразрывно связана со сказкой. Сама сказка, сказочный сюжет привлекает дошкольника. При этом повышается познавательная активность детей. Вживаясь в события сказки, ребёнок как бы сам становится действующим лицом, повышается эффективность обучения. Тем более, что во многих сказках математическое начало находится в названии самой сказки, например: «Два жадных медвежонка», «Три медведя», «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят» и другие. Из сказок можно выбрать необыкновенные вопросы и задания, которые потребуют от ребёнка смекалки, установления взаимосвязей и взаимозависимостей. Чтобы занятия по сказкам для решения математических задач прошло продуктивно, с полной отдачей, я проводила большую предварительную работу над содержанием сказок: рассматривание иллюстраций разных художников, просмотр диафильмов, мультфильмов, использование разных видов театров и игр-драматизаций.

Прочитав русскую народную сказку «Теремок» и сказку С. Я. Маршака «Теремок», предлагаю детям сравнить, чем похожи, чем отличаются, чем заканчиваются, придумайте свой конец к сказкам. Для ребят это большая мыслительная работа. Чуть позднее, прочитав сказку «Рукавичка», прошу сравнить уже три сказки. Знакомство и уточнение с тем, что количество не зависит от формы и от цвета, мы начинаем с прочтения давно знакомой сказки «Курочка Ряба». Детям полезно поупражняться в ответах на вопросы типа: «Чем отличается простое яйцо от золотого?» Сказки такой благодатный материал, где можно развернуть широкое поле деятельности для работы по любой теме формирования элементарных математических представлений, фантазируя вместе с детьми. Так, например, сказка «Два жадных медвежонка». Предлагаю детям помочь разделить сыр так, чтобы было не обидно медвежатам. Как разделить? (поровну, пополам, на две части, подвожу к тому, что целое больше, чем часть. Дети с удовольствием включаются в работу, помогают медвежатам. На следующем занятии к медвежатам присоединяются два их друга, и сыр нужно разделить на четыре части. Таким образом, происходит закрепление пройденного материала, лишь затем мы «переводим» деление целого на части на абстрактный материал - модели (круг). На материале этой же сказки можно сравнить медвежат по высоте (выше, ниже, одинаковые).

На материале сказки «Репка», известной детям с раннего возраста, я работаю по обучению порядковому счёту. Яркие плоскостные фигуры сказочных героев ребятам хочется переставлять, пересчитывая по порядку.

Сказку «Три медведя» использую для сравнения предметов по величине.

Сказка «Колобок», например, позволяет решить следующие задачи:

- закрепление порядкового счёта;

- ориентировка на листе;

- измерение и изменение формы колобка: если колобок квадратный, что будет? Дети доказывают, что он не мог бы катиться по дорожке, мешали бы углы и т. д. На таких провокационных вопросах я закрепляю признаки квадрата, понятия многоугольник и другие; колобок в пути встречает только круглые предметы - назови их. Как я уже отмечала выше, сказку можно использовать как часть занятия, можно устроить и путешествие, когда накоплен материал и надо проверить, как дети его усвоили. Например, путешествуя по вышеуказанной сказке, дети решают задачи волка, зайца, медведя, лисицы, чтобы спасти колобка.

В сказке «Маша и медведь» дети сравнивают количество грибов, ягод на полянке, расставляя знаки больше - меньше; помогают Маше вспомнить, какие предметы она встречала на пути (рисование по памяти); определить по таблице, в каком доме живёт медведь.

Путешествуя в сказку «Теремок», также можно закрепить знания и умения детей в пересчитывании, решении логических задач, в конце занятия соорудив свой теремок с помощью танграмма.

Большой раздел в математике - это изучение геометрических фигур, их признаков. Чтобы детям было интересно, я сделала фигуры яркими, красочными, с ручками и ножками, которые двигаются, с весёлыми личиками. Дети их полюбили и с нетерпением ждут встречи с ними. Они загадывали загадки, рассказывали много интересного и полезного ребятам, играли. Дети стали всё о них знать:

1. Различать фигуры друг от друга;

2. Знать объёмные и плоскостные;

3. Выделять стороны, углы, вершины;

4. Классифицировать по цвету, форме и величине;

5. Уметь видеть в окружающей обстановке;

6. Признаки квадрата, прямоугольника.

Дети по – прежнему любят играть с «весёлыми человечками» (модели геометрических фигур, но уже с интересом стали выполнять задания с геометрическими фигурами из набора. Широко использовала игры : «Кто больше назовёт», «Найди пару», «Продолжи ряд», «Сделай также», «Какая фигура лишняя?», квадраты Воскобовича – все эти игры способствуют развитию памяти, внимания, мышления. Некоторые игры я модернизировала и усложнила, например, квадрат Воскобовича. Если разрезать одну, две или несколько граней, то количество создаваемых фигур заметно увеличивается, предоставляя поле для развития фантазии, образного и конструктивного мышления. Дети научились составлять загадки о геометрических фигурах, используя моделирование. Когда дети познакомились с геометрическими фигурами, мы стали с их помощью шифровать, моделировать сказки, т. е. прятать сказочных героев в фигурки, которые можно легко угадать по форме, величине. Идёт большая мыслительная деятельность. Как вы догадались, что за этими фигурками спрятались герои сказки «Три медведя»? Почему вы решили, что это сказка «Волк и семеро козлят»? и т. д. Затем дети не по иллюстрациям, а по схеме узнают, в какую сказку мы сегодня пойдём, какая сказка зашифрована второй и т. д. Самостоятельно дети умеют зашифровывать сказку, и им это очень нравится. Работая в этом направлении, я постепенно увожу детей от конкретики и конкретных образов к абстрагированию, то есть, в конечном счёте, готовлю детей к математической деятельности только со знаками и числами. При изучении цифр, математических знаков, геометрических фигур, стараюсь использовать все анализаторы, разнообразные виды деятельности (рассматриваем, обводим, лепим, раскрашиваем, штрихуем, выкладываем из спичек, из кубиков Никитина, находим на ощупь). Игровая ситуация, сказки, стихи помогают сделать занятие весёлым, интересным и материал усваивается легко. Дети научились выкладывать числовой ряд в прямой и обратной зависимости, находить соседей, пользоваться математическими знаками.

Считалки, загадки, пословицы являются обязательным атрибутом познавательных занятий, требующих от детей умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать. Это незаменимый материал для развития логического мышления, памяти, познавательных процессов. Он делает жизнь дошкольников богаче, интереснее, активнее.

Например, стихи - загадка:

У него четыре лапки, цап – царапки.

У него два чутких уха, не пропустит он и муху!

Мышку ловко он поймает, молоко всегда лакает.

Отгадка не составит трудности при условии соответствия жизненному опыту ребёнка. Имеющиеся числа в загадках дают возможность поупражняться в освоении приёмов счёта, познания состава числа, способа его образования. Можно дать задание и на развитие слухового внимания :

- когда услышите число --- хлопните в ладоши;

- хлопните столько раз, сколько ушек у кота;

- подпрыгните столько, сколько лапок;

- чего больше у кота: ушек или лапок; какой знак нужно поставить?

Очень любят дети загадки – задачки:

- сколько хвостиков у двух котиков?

- сколько хвостов у пяти ослов?

- покажи такую карточку, где цифрой показано число равное количеству лапок у кошки.

Заучивать стихи, пословицы, задачки в стихотворной форме, считалки с математическим содержанием мне помогают, придуманные мной, карточки. Результат поразительный. Дети запоминают очень быстро и в свободное время любят играть с этими карточками и придумывать свои загадки – задачки, получая от этого удовольствие:

- Сколько ёжик сандаликов купил, чтобы ёжик лапы не промочил?

- Сколько башмачков Лена купила, чтобы лиса лап не промочила?

Сочиняем мы и считалки про сказочных героев, например, считалка с обратным счё том:

Медвежата в чаще жили,

Сыр они не поделили.

А лисичка сыр их съела,

И кому водить велела: 7, 6, 5 – выходи тебе искать.

ХХХ

Колобок – румяный бок катится по травке,

Хвастунишка – колобок попал лисе в лапки.

3, 2, 1 – мы спасти его хотим.

Большое значение я придаю эмоциональной стороне занятий. Если детям интересно, весело, создана атмосфера комфортности, то результат будет незамедлительно. Психологи установили, что 70% информации усваивается через мимику, жесты, интонацию.

Почти на каждом занятии я использую рабочие листы. Это очень удобно, так как позволяет мне контролировать сразу всех детей и тут же оказать им помощь. Сначала детям было трудно ориентироваться, внимание было рассеянным, неустойчивым, им трудно сосредоточиться, чтобы выполнить самое простое задание правильно и аккуратно. Очень важно оказывать своевременную помощь, учитывая индивидуальные особенности ребёнка.

Рабочие листы стараюсь подобрать по теме со сказочным сюжетом. Использую их как на занятии, так и в повседневной жизни.

Например:

1. Помочь Красной шапочке уйти от волка по дороге, не наступая на мухоморы;

2. Найти медвежонка, как у меня, среди других медвежат, раскрасить его;

3. Среди лягушек найти «Царевну – лягушку», нарисовать корону и раскрасить только её;

4. Обвести только те предметы, где спрятался треугольник.

Рабочий лист даёт возможность развернуть широкое поле деятельности для усвоения любого раздела математики. Это происходит ненавязчиво, естественно. Ребёнок помогает своему любимому сказочному герою, очень старается и у него это получается.

В своей практической работе я широко использую следующие приёмы :

- поощрение;

- напоминание о выполнении задания;

- дополнительное разъяснение;

- прямой показ выполнения.

При взаимодействии с детьми необходимо исходить из основ педагогики сотрудничества:

- предлагать на выбор решить трудное или лёгкое задание;

- особенно поощрять желание решить трудное задание;

- если возможный ответ может быть неправильным, предлагается сказать «на ушко» воспитателю;

- допускать коллективные (хоровые) ответы старших дошкольников, чтобы каждый испытал радость от принятого решения.

Все эти упражнения и приёмы развивают память, логическое мышление, устойчивость внимания, помогают детям научиться сосредотачиваться, развивают самостоятельную познавательную деятельность.

Особое внимание на любом занятии я обращаю на развитие речи детей. Одной из задач методики формирования элементарных математических представлений является задача – научить грамотно отвечать на вопрос, рассуждать, делать выводы, умозаключения. Поэтому на занятиях широко использую игры с «грамматическим уклоном», где дети упражняются в согласовании существительных и прилагательных, существительного и числительного, изменении существительных по падежам. Например: «один-много», «один-два», «один-три-пять», «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Наоборот», «Слева –справа — посередине».

Занятия по формированию элементарных математических представлений и логического мышления с использованием фольклора помогают активизировать пассивный словарь, обогатить лексический запас, интересны и полезны детям, педагогам – практикам, поэтому необходимо продолжать работать над этой системой приёмов.

Публикации по теме:

Развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья посредством занятий физической культурой и спортом Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Влияние изобразительной деятельности на всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья Изобразительная деятельность имеет большое значение в формировании личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Влияние изобразительной.

Барьеры общения у детей с ограниченными возможностями здоровья и их преодоление К сожалению, в жизни многих детей с ограниченными возможностями складывается такая ситуация, когда они, достигнув того или иного возраста,.

Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Маркова Е. В., воспитатель высшей категории МАДОУ№5.

ИКТ в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской.

Индивидуальное логопедическое занятие с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья с использованием песочной терапии Цель: Автоматизация звука [с] в слогах и словах Задачи: • Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [с] • Продолжать формировать.

Развитие мелкой моторики и речи с использованием мяча для детей с ограниченными возможностями здоровья Учёными давно замечено, что чем ловчее работает 2-3-х летний малыш руками и пальчиками, тем быстрее он осваивает навыки речевого общения.

Развитие речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ посредством мнемотехникиРазвитие речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ посредством мнемотехники Развитие речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, посредством мнемотехни и. Подготовили: учитель.

Развитие ручной умелости посредством лепки из глины у детей с ограниченными возможностями здоровьяРазвитие ручной умелости посредством лепки из глины у детей с ограниченными возможностями здоровья Приобщать детей к лепке из глины можно с 1,5 - 2 лет. Занятия лепкой прекрасно развивают моторику рук, координацию движений рук, а также.

Советы родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья • Важно сосредоточивать внимание на самом ребенке, а не на его болезни. Если проявлять беспокойство по каждому поводу, ограничивать самостоятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие элементарных математических способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием фольклора
Опубликовано: 5 ноября 2018 в 18:07
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД