Татьяна Коноплина
Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из областей психолого-педагогической работы по ФГОС - это социально-коммуникативное развитие. Ввести ребёнка в сложный мир человеческих отношений - одна из задач воспитания личности ребёнка. Детей нужно приучать жить среди людей, формируя у них определённые навыки общения. Для этого нужно, чтобы отношения между воспитателями и детьми были партнёрскими, а обстановка в детском саду была приближена, насколько это возможно, к домашним условиям. Большое внимание уделяем эмоционально-благополучному микроклимату. Дети по барометру настроения (по цветной шкале) определяют эмоциональное состояние своё и других детей, разбирают и анализируют свои поступки и поступки литературных героев, находят выход из конфликтных ситуаций. Для этого в группе есть уголок "Добрых дел", "Цветная лесенка" и другое. Постепенно дети начинают чувствовать себя уверенно, потому что понимают, что в трудную минуту их поддержит доброта, ласка и забота товарищей. Развивая эмоционально-нравственную сферу детей, мы используем комплекс психологических игр и упражнений, психогимнастику, этюды. Постепенность и последовательность введения игр приводит к принятию ребёнком норм бесконфликтного общения. В игре "Назови себя" предлагаем назвать, представить своё имя так, как ему нравится, как бы он хотел, чтобы его называли в группе. В игре "Позови ласково" дети упражняются в вежливости, доброжелательном отношении друг к другу. В игре "Моя любимая игрушка" развиваем умение слушать, описывать игрушку, передавать её настроение, поведение. Игра "Волшебный цветок" даёт возможность почувствовать свою индивидуальность, представить себя маленьким ростком, как он растёт, что чувствует, о чём мечтает. Под зажжённую свечу учим детей расслабляться, рассказывать о своих эмоциях. Дружелюбию учит игра "Солнечный зайчик". Игра "Пирамида любви" воспитывает уважительное, заботливое отношение к семье, людям, миру. С помощью мимики, жестов, прикосновений учим детей по цепочке передавать определённые чувства, рассказывать о них. Но одних игр не достаточно, чтобы научить общению. Знакомим детей с культурой общения, развиваем умение выражать свои мнения и суждения. Изучая тему "Моя семья", составляем рассказы о семье, её традициях. В игре "Телефон", "Слушатель-рассказчик", "Почему?" упражняемся в ведении диалога. Для умения общаться развиваем речь, сочиняем рассказы, пересказываем и драматизируем сказки. Играя в игры "Цветопись настроения", "Кому нужно помочь?", учим узнавать эмоциональное состояние по мимике. В общении имеет большое значение интонация. Для этого драматизируем сказки, рассказываем стихи по схеме, произносим фразы с разной интонацией. Учим детей общению с помощью символов, знаков, схем. Учим детей этикету, вежливому общению в игре "Волшебные слова", разбираем поступки литературных героев, игровые ситуации "Правильно ты поступил?". Применение этих игр и упражнений ведёт детей к анализу своих поступков, доброжелательному отношению к другим, к культуре поведения.
Публикация «Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Литература:
"Учим детей общению" Н. В. Клюева, Ю. В. Косаткина;
"От трёх до семи" Л. Б. Фесюкова.
Коноплина Татьяна Ивановна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №3»