Папки-передвижки

Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игрового песенного фольклора (часть 2)

Ирина Осипова
Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игрового песенного фольклора (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы

Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр. «Ребенок, лишенный элементарных знаний, которые дает ему игра, не смог бы ничему научиться в школе и был бы безнадежно оторван от своего естественного и социального окружения»

Игра оказывает на ребенка эмоциональное воздействие, увлекает его, вызывает интерес к деятельности. Это обстоятельство усиливается воздействием на ребенка различных видов искусства – слова, музыки, танца – в едином синтезе.

Публикация «Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игрового песенного фольклора (часть 2)» размещена в разделах

Таким образом, песенное творчество входит в обучение через игру, через сказку и, главное, формирует творческую личность, которая, по мнению современных психологов, сможет проявить свои творческие способности в жизни в любой сфере практической и художественной деятельности — и в математике, и в биологии, и в музыке, и в живописи. Теория «переноса» творческих способностей позволяет нам надеяться на положительный педагогический эффект, который отдален от воспитателей определенным временным пространством, но будет востребован.

Вторая глава. Во II главе излагается экспериментальное исследование развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игрового песенного фольклора.

Цель экспериментального исследования: теоретически изучить и экспериментальным путем проверить эффективность развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игрового песенного фольклора.

Исследование проводилось на базе Сельского Дома культуры. Ансамбль

«Печки-лавочки»

Вся опытно–экспериментальная работа состояла из трех этапов.

1 Констатирующий На этом этапе в соответствие с целью и предметом нашего исследования для сбора эмпирических данных нами были использованы игровые задания для детей и анализ педагогической документации.

С помощью заданий мы изучили Показатели уровня развития компонентов музыкального творчества у детей старшего дошкольного возраста

Уровень сформирования способности к импровизации

Уровень сформированности ладового чувства

Уровень сформированности сочинительских навыков

Анализ эмпирических данных полученных в результате проведения нами опытно-экспериментальной работы показал, что в старшем дошкольном возрасте у детей преобладает средний уровень развития музыкальных способностей, они чувствовали заданную тональность, но не всегда выразительно передавали содержание произведения, заканчивали мелодию, начатую взрослым после повторения Инструкции; не всегда сохраняли заданный ритмический рисунок, изменяя мелодическую интонацию, подчеркивали свое отношение; не испытывал значительных затруднений при сочинении мелодии на заданное содержание текста, но мелодия включала в себя повторяющиеся элементы

2 Формирующий На формирующем этапе мы работали по составленной нами программе, где доказательно излагаются методы и принципы работы с детьми по развитию музыкальных способностей средствами игрового песенного фольклора. Мы активно применяли комплекс методов и приемов обучения детей воспроизведению мелодии сопровождения в народных песнях, а также игровых песнях и игре на народных шумовых инструментах, обучали их импровизации разученных ранее песенок, попевок, а также созданию собственных композиции на материале игрового песенного фольклора.

Работа проводилась во всех блоках педагогического процесса, занятия определялись в соответствие с программой «Развития» «Истоки», являющейся базовой в Доме Культуры.

Для формирования музыкальных способностей детей мы создавали определенную развивающую предметно-пространственную среду, активно используемую педагогом для развития детского музыкальных способностей :

1. Организация мини-музея русской культуры.

2. Создание фольклорного ансамбля детей и педагогов.

3. Заключение договоров между хакасским национальным ансамблем «Айланыс» и театром «Читиген».

4. Наличие инструментов и костюмов для детей и взрослых

5. Отбор репертуара.

Учебно-тематический план в используемой программе составлен с учетом возрастных особенностей обучаемых с включением следующих разделов: «Народоведение» - формирование мировоззрения.

• Народный календарь, где с детьми мы изучаем народные традиции, обряды, обычаи, праздничную культуру.

• Быт и уклад жизни

• Жанры литературного устного фольклора (скороговорки, считалки, потешки, дразнилки и т. д.)

1. «Музыкальный фольклор» - развитие способностей, совершенствование музыкальных и речевых навыков.

Включает в себя различные виды деятельности.

• Слушанье и восприятие.

Наши дети слушают фольклорные образцы не только на СД носителях но и имеют возможность смотреть выступления хакасского национального ансамбля «Айланыс», г. Абакан, детского образцового фольклорного ансамбля «Соловушка», не имеющего аналогов в Хакасии.

• Пение сольное и ансамблевое.

Песенный репертуар разнообразен. Дети знакомятся с устными и песенными жанрами фольклора; (скороговорками, дразнилками, прибаутками, потешками, закличками, Музыкальный фольклор используется в разных формах; (занятие-концерт, урок- драматизация, урок-беседа). Обучение включает в себя упражнения для голосового аппарата: на развитие дикции, дыхания и единой звуковой позиции. Поются песни различных регионов, разных традиций. Они доставляют детям огромную радость, ведь пропевая эти песни каждый член коллектива может самовыразиться – спеть, сплясать, сыграть, на инструменте.

Пение – сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса. Музыка и слово вырабатывают чувство организованности. Воспринимая последовательность и организованность мелодии и речи, ребенок чувствует себя увереннее, в большей безопасности. Воспитывая певческие навыки, педагог следит. Чтобы дети пели громко, легко, напевно, без крика. Вдох должен быть быстрым, глубоким и бесшумным, а выдох - медленным. Дикция четкая и ясная. Пение оказывает положительное влияние на детей с различного рода речевыми недостатками.

• Народная хореография.

Разучиваем с ребятами элементы бытовых танцев, пляски, кадрили, включая их в последующем в театрализацию народных праздников, гуляний, молодежных увеселений. Танцевальные упражнения способствуют развитию пластичности, ритмичности движений, снятию или ослаблению мышечного напряжения.

Фольклорные игры.

Играя в них наши детки раскрепощаются, устанавливается неформальная обстановка и хороший контакт в общении. Фольклорные игры «Яша», «Бояре», «Золотые ворота», «Плетень», «Дрема» удобны для развития распевного интонирования, они активизируют и раскрепощают детей, создают необходимую атмосферу увлеченности, которая способствует развитию коллективного творчества, появлению сотрудничества и заинтересованности, самоотдачи и самовыражения.

Ребенок поет, ритмично двигается, слышит других поющих, видит их, сам является субъектом деятельности, наиболее приближенно к психофизиологическому уровню его развития. В процессе фольклорной песенной игры возникает атмосфера коллективного эстетического переживания, что еще более усиливает глубину восприятия.

Эти игры способствуют обогащению словаря, активизации восприятия и понимания речи, определяют её содержание, формируют навык грамматически правильной, связной речи и помогают её развитию.

• Игра на народных музыкальных инструментах.

Для развития ритмической организации используем народные инструменты устной традиции (ложки, трещетки, погремушки, стукалки).

Ритмические хлопки притопы в сочетании с игрой на шумовых инструментах способствуют развитию музыкально-ритмического слуха, памяти, учат грамотно связывать пение с игрой. Музицирование на традиционных русских народных инструментах вносит яркий колорит в звучание ансамбля при исполнении песен, а в работе с детьми, увлекает и вызывает у них интерес.

• Народный театр.

В этом направлении мы с детьми создаем мини-спектакли. Чаще всего это - небольшие праздничные музыкальные композиции, посвященные русским и хакасским народным праздникам.

Публикации по теме:

Требования к произведениям фольклора для младших дошкольников Собирание и изучение музыкального фольклора на протяжении XIX-XX веков велось довольно интенсивно, но теоретическое обоснавание и классификация.

Вопросник для родителей «Математика для развития Вашего ребенка» Вопросник для родителей «Математика для развития Вашего ребенка» 1. Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по развитию у ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игрового песенного фольклора (часть 2)
Опубликовано: 25 декабря 2014 в 17:59
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игрового песенного фольклора (часть 2)» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Осипова (УИ 288034) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД