Анна Дубина
Реализация личностно-ориентированного подхода в ежедневной работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Со вступлением в силу ФГОС ДО педагоги для того, чтобы достичь в своей работе требуемых результатов, должны пересмотреть свои методы и приемы в работе с детьми. Я предлагаю уделить особое внимание такой современной образовательной технологии как личностно-ориентированный подход.
Личностно-ориентированный подход - это концентрация внимания педагога на целостной личности ребенка, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.
Отличия традиционного и личностно-ориентированного подходов
Публикация «Реализация личностно-ориентированного подхода в ежедневной работе с детьми» размещена в разделах
Традиционный подход
Образовательная деятельность – жестко регламентированный процесс обучения
Задан вектор развития
Общая, единая и обязательная для всех линия психического развития
Вектор развития строится от обучения к учению
Задача формирования личности с заданными свойствами
Личностно-ориентированный подход
Образовательная деятельность - как индивидуальная деятельность воспитанника, её коррекции и педагогическая поддержка
Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого всё необходимые условия
Помощь каждому воспитаннику совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность, с учетом имеющегося у него опыта познания
Вектор развития строится от воспитанника к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию
Обеспечение личностного роста, развивая способности к стратегической деятельности, креативности, критичности, смыслотворчеству, способности к самоопределению, саморазвитию
Применяя на практике личностно-ориентированный подход:
Педагог должен создать атмосферу заинтересованности каждого воспитанника в группе (сюрпризные моменты, новый дидактический материал с которым дети еще не знакомы, предыстория воспитателя (о том, что будем делать, куда отправимся, для чего). Во время взаимодействия с детьми воспитатель ни в коем случае не должен быть безучастным, отстраненным, всегда обращайте внимание на свою интонацию, эмоции, жесты. Педагог должен быть сам заинтересован и вовлечен в то, что он предлагает детям.
Педагог должен стимулировать воспитанников к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться. Не давать готовые знания, а стремиться к тому, чтобы дети сами открывали что-то новое для себя. Уместными будут следующие вопросы для воспитанников: Как ты считаешь? Что ты думаешь? Как бы ты поступил? Как можно сделать по-другому? Педагог может допускать, чтобы ребенок ошибся, затем проанализировал свое действие, и сам нашел новое правильное решение.
Педагог должен оценивать деятельности воспитанника не только по конечному результату (правильно-неправильно, но и по самому процессу достижения результата, оценивать методы, приемы, которые выбирает ребенок для решения проблемы.
Педагог должен обязательно поощрить инициативу, активность ребенка, правильность выполнения заданий; а также правильно поддержать в случае неверного выполнения задания. Можно использовать такие фразы: Не расстраивайся, у тебя обязательно получится в следующий раз. Ничего страшного ты найдешь новое решение. Давай вместе подумаем, почему не получилось.
Педагог должен создавать педагогические ситуации общения в ходе образовательной деятельности с детьми, позволяющие каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность в способах выполнения задания; предоставлять возможность для естественного самовыражения воспитанника. В процессе образовательной деятельности педагог постоянно ведет диалог с воспитанниками, задает наводящие вопросы в ходе затруднения, позволяет детям самим быть ведущими образовательного процесса.
Таким образом, применяя личностно-ориентированный подход в ежедневной работе с детьми, вы сможете воспитать интеллектуально развитого ребенка, умеющего самостоятельно принимать решения, находить выход из разных ситуаций.