Ольга Плотникова
Ребенок и окружающий мир
▼ Скачать + Заказать документы
Раздел «Ребенок и окружающий мир» состоит из трех составляющих:
- предметное окружение;
- явления общественной жизни;
- мир природы.
Каждая составляющая раздела имеет свою базовую основу.
Введение в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результате трудовой деятельности.
В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд людей.
В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы.
Публикация «Ребенок и окружающий мир» размещена в разделах
Реализация программных задач осуществляется в процессе как повседневного общения с детьми, так и на специальных занятиях, фронтальных и подгрупповых. Во всех группах детей знакомят с многообразием окружающего мира, но на каждом возрастном этапе интересы и предпочтения дошкольников касаются то одной, то другой сферы деятельности.
Для того чтобы четко планировать работу по данному разделу программы обучения и воспитания дошкольников, необходимо содержание работы представлять темами. Для каждой темы необходимо планировать занятия, игры-занятия, игры. Это дает возможность при планировании проявить творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, сделав воспитательную работу еще более успешной, значимой для детей.
Изучение каждой темы необходимо завершать итоговым заданием, в качестве которого можно использовать ребусы, загадки, рисунки - отгадки т. д. можно использовать рабочие тетради О. В. Дыбиной «Я узнаю мир», в которых представлено многообразие игровых заданий.
Необходимо обратить особое внимание на то, что при ознакомлении с окружг ющим миром нельзя :
- ограничиваться монологом - рассказом о предметах, явлениях действительности: необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, на диване; надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.
- перегружать детей большим количеством вопросов;
- использовать в работе только форму познавательных занятий.
Работу по ознакомлению с окружающим миром необходимо строить в соответствии с их возрастом, психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия с дошкольниками и стремясь сделать данный процесс более доступным и результативным.
- В разных группах детского сада ознакомление с окружающим миром необходимо проводить как в форме игр-занятий, так и в форме дидактической игры, в которой игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач обеспечивает достижение цели игры. При организации и проведение игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.
-
- Необходимо также планировать работу по этому разделу все занятия на прогулке.
- Познание окружающего мира должно быть направлено на развитие творческих возможностей детей. Цель данного направления состоит в формировании у де гей целостной картины мира через предоставление ребенку возможности активной творческой деятельности в трех сферах человеческой практики: познавательной, этической и эстетической.
- В процессе обучения детей необходимо также рассматривать и учитывать такие темы, например: «Как устроен мир», «Место человека в мире», «Что может делать человек в мире». Начиная с первого года обучения детей, ребенка необходимо ставить в активную позицию творца, исследователя. Дети учатся работать и индивидуально и коллективно. В ходе обучения ребенок должен сам активно включаться в творческий процесс.
- Ребенок нужно помочь выстроить целостную картину мира; в которой синтезируются познавательные и эстетические аспекты.
- Данные знания помогают детям активно проявлять себя в литературном творчестве, рисовании, конструировании, различных импровизации в драматическом искусстве.
- Для того чтобы способствовать развитию творческого начала ребенка, максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира, обуздать кипучую энергию и неземную любознательность малыша необходимо использовать большое количество разнообразных опытов и экспериментов. Их нужно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире.
- Таким образом, образовательная работа с детьми данного раздела программы как и все другие разделы, предъявляет к воспитателю особые требования, при которых образовательная работа целиком следует за детским развитием.