Екатерина Балакина
Консультация «Ребенок, интернет и родители. Как избежать ловушек, получить пользу и остаться друзьями?»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок, интернет и родители. Как избежать ловушек, получить пользу и остаться друзьями?
ГБУ СО
«Ершовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Методическое пособие
«Ребенок, интернет и родители. Как избежать ловушек, получить пользу и остаться друзьями?»
2023 г.
Screenagers — так с недавних пор в Америке называют подростков. Это слово образовано из двух английских слов: «screen»- экран и «teenager»- тинейджер. Ведь нынешние подростки уже выросли с телефоном в руках.
Публикация «Консультация „Ребенок, интернет и родители, Как избежать ловушек, получить пользу и остаться друзьями?“» размещена в разделах
В 2016 году там же в Америке сняли документальный фильм с таким названием, его и по сей день показывают родителям и детям по всему миру. В нем наглядно представлены последствия длительного и бесконтрольного использования гаджетов, как они влияют не только на жизнь ребенка, но и на его здоровье.
В Россию массовое использование гаджетов пришло позже, но на сегодняшний день мы уже догоняем Америку по количеству времени, которое проводим в интернете. А это значит, что данная проблема касается уже нас и наших детей.
Да, наверное глупо было бы думать, что мы сможем отобрать у своих детей телефоны, ведь скорее всего это приведет к тому, что в современном мире они просто отстанут в развитии и станут изгоями в своем обществе. Но, что мы точно можем сделать — это научить их осознанно ими пользоваться.
Что дети делают в интернете?
То же самое, что и взрослые — общаются, ищут информацию, смотрят кино и мультики, слушают музыку, скачивают приложения и при этом часто разбираются во всех тонкостях гораздо быстрее нас.
Что же делают взрослые?
Как правило, они просто вручают ребенку гаджет или компьютер и надеются, что ничего страшного не произойдет.
Правильно ли это?
На самом деле, бесконтрольное использование интернета может стать причиной многих очень неприятных и даже опасных ситуаций. Психологи говорят об эпидемии интернет-зависимости. А компьютерщики — о сотнях мошеннических схем, которые подстерегают беспечного пользователя в интернете.
Как формируется интернет-зависимость?
Психиатр Айвен Кеннет Голдберг, который ввел термин “интернет-зависимость”, определил ее как “болезненное негативное стрессовое состояние, вызванное продолжительным использованием интернета”.
Если сознательно не контролировать “виртуальную жизнь” детей, зависимость формируется достаточно быстро. И вот почему:
• Социальные сети раздражают наши центры удовольствия. Мы радуемся, когда кто-то комментирует наши посты и ставит лайки фотографиям. Поэтому мы, как собака Павлова, снова и снова заходим в социальные сети, чтобы получить внимание, которого нам недостает в реальном мире.
• Интернет и социальные сети дают постоянный приток новой информации. И даже эта не очень качественная информация формирует привычку к “пережевыванию виртуальной пищи” (этот эффект можно сравнить с жеванием жвачки).
• Интернет дает нам “убежище” от реальности — пестрый контент помогает забыть о настоящих проблемах и занять мозг “пустыми” новостями.
Нас затягивает этот процесс, который со временем выходит из-под контроля. Мы заходим в интернет что-то посмотреть, но, когда через час или два “приходим в себя”, даже сложно вспомнить, что именно мы искали. Знакомая картина? Однако есть вещи и пострашнее.
Ловушки виртуальной реальности
Шокирующий контент
Случайный клик по яркой картинке может привести пользователя на сайт со сценами насилия, шокирующими фотографиями или азартными играми. И если у взрослого от “нежелательного контента” может просто испортиться настроение, для ребенка такой эпизод чреват настоящей психологической травмой, слезами, истерикой, возникновением навязчивых состояний и страхов.
Кибербуллинг
Травля в виртуальном пространстве (кибербуллинг) — может начаться с пустяковой ссоры и быстро достигнуть ужасающих масштабов. У человека, который стал героем унизительных слухов, порочащих фотографий и видеороликов возникает ощущение того, что на него ополчился весь мир. Негативная информация в интернете не только мгновенно распространяется, но и навсегда остается в виде так называемого “цифрового следа”. Нервное истощение или даже попытки суицида молодых людей под влиянием кибербуллинга — страшные симптомы нашего времени.
Кража информации
Фишинг — это “выуживание” конфиденциальных данных пользователей, от адреса электронной почты до реквизитов платежных карт и сберегательных счетов. Мошенники крадут данные пользователей под различными благовидными предлогами: авторизация на сайте, необходимость “отписаться” от спама в электронной почте, оплата покупки по низкой цене или с большой скидкой, необходимость установить новое приложение. Чтобы жертва добровольно раскрыла свои персональные данные, злоумышленники могут использовать фишинговые сайты, e-mail рассылку, “поддельные сайты”, всплывающие окна и рекламу.
Спам
Нежелательная почта или спам — не просто отнимает время и засоряет ваш почтовый ящик. В рассылках могут содержаться сомнительные рекламные предложения и “письма счастья”, которые юный пользователь может принять за чистую монету. Кроме того, через спам можно получить компьютерный вирус или стать жертвой фишинга.
Вирусы
Загрузка сомнительных файлов или программ может привести к вирусному заражению компьютера и мобильного устройства. Вредоносные программы способны в считанные секунды полностью уничтожить программное обеспечение и даже сделать ваше оборудование частью хакерской сети. Вы даже не будете об этом знать. Вирусы маскируются под полезные программы, и распознать их без специального ПО невозможно. Отсутствие на компьютере или телефоне установленной антивирусной программы увеличивает шанс “поймать” вирус в разы.
Так что же делать?
Ведь интернет такой полезный. В нем столько удобных приложений. Там можно найти какую угодно информацию и написать любому человеку, даже если совсем его не знаешь, и он живет на другом краю планеты.
Вот только некоторые из прекрасных возможностей интернета :
• Онлайн-обучение: множество курсов, лекториев и даже виртуальных университетов дают большие возможности для самообразования и получения полезных навыков.
• Знакомство с окружающим миром, природой и обычаями разных народов: для того, чтобы совершить захватывающую виртуальную экскурсию, не обязательно уезжать из дома.
• Чтение и прослушивание книг, музыки и фильмов: интернет открывает перед вами мириады удивительных миров и дарит новые открытия каждый день.
• Общение, обмен идеями и новые знакомства: в социальных сетях и блогах можно находить близких по духу людей, делиться знаниями и идеями, вести свой блог и черпать вдохновение для творчества и развития.
• Просто отдых: в интернете можно заниматься шопингом и играть в развивающие игры, а кроме того, все самые свежие новости — тоже здесь.
Хорошая новость
Психологи советуют родителям активно участвовать в приобщении детей к интернету и принимать участие в его повседневном использовании.
Для начала самые главные правила:
• Находите время для общения с ребенком. Когда родители усаживают ребенка за компьютер, чтобы он им не мешал заниматься своими делами, они своими руками распахивают все ловушки интернета.
• Позаботьтесь о досуге своего ребенка. Чем больше у него интересов и хобби, тем больше шансов, что интернет станет для юного пользователя ценным источником информации, а на негатив просто не останется времени.
• Станьте для ребенка проводником в интернет (а не наоборот). Родителям лучше быть немного впереди собственного ребенка в области освоения Интернета. Это не просто, но стоит постараться.
• Знайте, чем ваш ребенок занимается в интернете. Добавьте его в друзья в социальных сетях и поддерживайте общение на просторах интернета. Заодно будете в курсе того, с кем он общается.
Главный ориентир — возраст ребенка
Самые маленькие пользователи (2-5 лет)
Если вы даете мобильные устройства своим маленьким детям, то обязательно предварительно настройте их так, чтобы ребенок видел только информацию, которая соответствует его возрасту.
Рассказывать малышу про угрозы интернета еще рано : он просто вас не поймет.
Действия совсем маленького ребенка проконтролировать легче всего — просто будьте рядом и посматривайте, чем он занят. Не забывайте следить за временем: слишком много интернета — вредно для здоровья ребенка.
Юные исследователи (6-11 лет)
Выпускники детского сада и младшие школьники уже делают первые самостоятельные шаги в освоении интернета. Этот возраст — самый подходящий для того, чтобы начать говорить с ребенком о компьютерной безопасности, о ловушках виртуальной реальности и необходимости дозированного использования интернета.
О чем спросить?
• Чем он интересуется в Интернете, что ищет?
• Есть ли что-то, что он не может найти?
• Какие вопросы по использованию интернета у него возникают?
Что объяснить?
• Какие источники информации являются надежными и безопасными.
• То чем делится пользователь, может стать достоянием общественности.
• Покажите разницу между реальным и виртуальным миром. Ребенок должен помнить, что не все, увиденное в интернете, является правдой — это касается и людей, и информации.
Как говорить?
Обсуждайте с юным исследователем новости, которые касаются негативного воздействия интернета на жизнь и здоровье человека.
Проявляйте максимум терпения и всегда отслеживайте реакцию ребенка на ту или иную информацию.
Спокойно и открыто выражайте свое мнение. Какую-то информацию стоит обсудить несколько раз для ее лучшего понимания.
Подростки (12+)
Подростковый возраст связан с активной социализацией — родители отходят на второй план, все большую значимость в жизни школьника получают ровесники, их кумиры и актуальные тренды молодежной среды. В это время общение с близкими взрослыми, в том числе на тему компьютерной безопасности, может стать не таким доверительным. Но подросток способен стать вашим единомышленником и соратником в борьбе за компьютерную безопасность — для этого стоит просто увлечь его этой темой.
Чему научить?
• В подростковом возрасте люди стремятся к независимости — поэтому сейчас самое время научить ребенка принимать самостоятельные решения, адекватно оценивать свою компетенцию и при необходимости обращаться за помощью.
• Подростки чаще всего заходят в интернет со своих мобильных телефонов. Подробно расскажите им об угрозах и их признаках.
• Как действовать, если он столкнулся с какой-либо опасностью в интернете.
Универсальный совет: при любых сомнениях и в любой сложной ситуации ребенок должен обратиться за помощью родителям.
Что обсудить?
• Различные виды киберугроз, их проявления и последствия для подростка и членов семьи.
• Конфиденциальность личной информации, осторожность при распространении информации о самом подростке и его близких, их имущественном положении и планах.
• Меры безопасности при интернет-знакомствах и при переходе “из виртуальной жизни в реальную”.
• Настройку мобильных устройств, антивирусные программы, правила создания учетных записей и выбора пароля.
Приучайте детей через каждые 30-40 минут работы за компьютером или общения с гаджетом делать перерывы, чтобы снять напряжение с глаз, размять мышцы и немного отдохнуть.
Как говорить?
• Очень важно не давить на подростка, чтобы не вызвать отторжение. Говорите спокойно и уважительно. Будьте последовательны в ваших требованиях.
• Не ругайте подростка, если вы увидели, что он смотрит в интернете что-то неуместное. Аргументированно объясните, почему не стоит посещать подобные сайты.
Постарайтесь сделать так, чтобы компьютерная безопасность вошла в привычку у всей вашей семьи.
Наш адрес:
Саратовская область,
г. Ершов, ул. Мелиоративная д. 39
Т. : 8 (84564)-5-71-52
Составитель :
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере
Балакина Е. Н.