Приложение МААМ

«Речевое развитие в ДОУ». Консультация для родителей

ирина сынкова
«Речевое развитие в ДОУ». Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и со взрослыми. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, осознавая свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми. Особенно важное значение имеет правильное произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, т. к. письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости. В нашем детском саду большая работа по развитию речи ведё тся по направлениям: (слайд 1)

Публикация «„Речевое развитие в ДОУ“, Консультация для родителей» размещена в разделах

1. Речевая развивающая среда - это, особым образом организованное пространство, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Уже давно доказано, что на развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость. Речевые центры есть в каждой группе, они привлекают к себе внимание детей, вызывают желание играть, именно в данном отведенном пространстве.

При создании речевого центра обращаем внимание на игры, пособия и материалы. Важно, чтобы они были направлены на развитие всех сторон речи : произносительную, грамматический строй, развитие словаря, слоговую структуру и связную речь. Для этого используются: наборы дидактических предметных и сюжетных картинок по основным лексическим темам, комплекты игрушек, печатные дидактические игры.

Например, для закрепления правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи используем: мыльные пузыри, султанчики, воздушные шары, легкие поролоновые шарики «Загони мяч в ворота», «Буря в стакане» (стакан и трубочки для коктейля).

Для формирования фонематического звуковосприятия и слуха: набор музыкальных инструментов, шумовой оркестр, альбомы по развитию речи, «Делим слова на слоги», «Тихо-громко», «Придумай слова со звуком», «Испорченный телефон» и т. д.

Для развития артикуляционной моторики: предметные картинки опоры, артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.

На закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложении, в связной речи) : мелкие игрушки, предметные картинки, сюжетные картинки, различные виды театра, стихи, скороговорки.

У старших дошкольников на закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте: магнитная доска, набор букв на магнитах, алфавит в картинках, ребусы, «Найди букву», читаем по слогам.

Для активизация словаря, обобщающих понятий: предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие», «Что из чего сделано», «В мире животных» и др.

На развитие связной речи : серии сюжетных картинок, разные виды театра, стихи, потешки, скороговорки, чистоговорки, детские книги, детские энциклопедии, настольно-печатные игры, картотека дидактических игр, загадки.

Для развития мелкой моторики : массажные валики, мячики, трафареты, мозаики, набор семян для выкладывания картин, игры на штриховку, «Рисуем по клеточкам», игры - шнуровки, клубочки, пазл, картотеки пальчиковых игр.

Речевые центры создают у детей желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

(слайд 2)

2. Для создания оптимальных условий развития активного словаря детей дошкольного возраста, мы используем проекты, которые проводятся как увлекательная игровая, творческая деятельность. Речевое развитие в интеграции с другими образовательными областями позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость детей, формируются нравственные привычки, создается возможность для проявления инициативы, самостоятельности, активности при решении игровых задач, выполнении игровых действий. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка, и эффективным средством умственного развития. Игры и организационная образовательная деятельность в группах обычно начинаются с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, чистоговорок, рифмованных строчек для развития речевого аппарата. Используя метод проектов, мы с детьми познакомились с разнообразием дидактических игр и создали новые. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством; совершенствуют умение сравнивать, классифицировать, устанавливать последовательность в решении задач. Лексико-грамматические и словесные игры. Среди словесных игр много народных, связанных с потешками и прибаутками, загадками и перевертышами. Игры – путешествия и игры – поручения усиливают впечатление, обращают внимание детей на то, что находится рядом, обостряют наблюдательность, активизируют умение преодолевать трудности. Игры – предположения («что было бы, если…») используем для активизации мыслительной деятельности детей, умения слушать друг друга. Игры-загадки развивают способность к анализу, обобщению, формируют умение рассуждать, делать выводы. Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Игра – беседа предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать свои суждения. В своей работе мы используем презентации и картотеки бесед, которые создаются в соответствии с календарно – тематическим планом. В процессе изготовления уже идет работа над развитием активного словаря, мы с детьми вспоминаем и придумываем загадки, считалочки. Чтобы привлечь их внимание к игре используем сюрпризный момент, интригующий вопрос, сговор на игру, напоминание об игре, в которую дети охотно играли раньше. Чтобы игра была успешной и решала поставленные дидактические задачи, мы всегда участвуем в ходе игры (отмечаем удачные решения, поддерживаем шутку, подбадриваем неуверенных в своих силах)

3. Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом:

• правильное произношение звуков,

• правильное произношение слов,

• громкость и скорость речевого высказывания,

• ритм,

• паузы,

• тембр,

• логическое ударение и пр. ,

• нормальное функционирование речедвигательного аппарата,

• нормальное функционирование слухового аппарата,

• наличие полноценной окружающей речевой среды.

Работа по формированию звуковой культуры речи проводится в различных формах:

• на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи;

• различные разделы звуковой культуры речи включены в содержание других занятий;

• отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);

• интегрированные занятия со специалистами ДОУ;

• дополнительная работа по звуковой культуре речи включается в режимные моменты (различные игры, упражнения в игровой форме и др.)

Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогами для воспитания звуковой культуры речи. Так, во время утренней речевой гимнастики тренируется артикуляционный аппарат детей, уточняется и закрепляется в игровой форме произношение того или иного звука. На прогулке и в другие режимные моменты — упражняем отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные (с произнесением слов,сюжетно-ролевых, словесные, хоровые, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр — все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.

Используется разнообразный речевой материал :

• звукоподражательные слова, потешки, поговорки, половицы, чистоговорки, скороговорки, стихотворения, небольшие сказки, рассказы;

специальные игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппаратов, например Дидактическая игра «Бабочка, лети!» (младший возраст).

Дидактическая игра «Звуковые дорожки» (младший возраст)

Игра “Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем”, игра “Будьте внимательными” для старших дошкольников, “ Найди игрушку”, «Помоги собрать вещи».

сопровождается показом наглядного материала: предметных и сюжетных картинок, игрушек, муляжей, настольных игр, презентаций, театров, и т. д.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи в детском саду тесно связана с формированием словаря (активного и пассивного, грамматического строя, связной речи, с решением задач подготовки детей к школе. (слайд 3)

4. Развитие грамматического строя речи у дошкольников важно для понимания того, о чем говорят окружающие, умения выражать мысли. Благоприятно сказывается на становлении ребенка как личности, расширяет спектр его знаний и кругозора, способствует социализации. Сюда относится: умение согласовывать слова в предложении, способы образование новых слов, образование однокоренных слов, правильное употребление в речи всех частей речи, составление простых и сложных предложений, умение пользоваться прямой и косвенной речью. Овладение грамматическим строем речи долговременный процесс, который длится в течение всего дошкольного детства и завершается к 5-6 годам. Речевое занятие является основной формой обучения детей грамматическим средствам и способам, поскольку грамматическим строем ребенок овладевает, прежде всего, в общении, в процессе обучения связной речи, обогащения и активизации словаря. Специальные дидактические игры и игровые упражнения с грамматическим содержанием, включаемые в речевые занятия, очень важны для выработки и закрепления грамматических навыков и умений. На занятиях с грамматическим содержанием дошкольники обучаются таким способам речевой деятельности, которые в условиях повседневного общения вызывают определенные трудности. В каждой группе педагогами созданы и используются картотеки игр для развития грамматического строя речи. Вот некоторые из них: «Один - много», «Почини сломанные игрушки», «Накорми животное», «Кто самый наблюдательный», «Что делают птицы» и другие. (слайд 4)

5. Под связной речью понимают развернутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений, объединенных одной темой и составляющих единое смысловое целое. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста возможно только в условиях целенаправленного обучения. Это одна из основных задач речевого развития дошкольников в плане их подготовки к началу школьного обучения. Поэтому работа по воспитанию у детей связной диалогической и монологической речи предусмотрена программой детского сада. Для развития связной речи проводятся беседы с детьми с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов, чтение рассказов или сказок, после чего следует рассмотреть картинки. Если ребенок понял рассказ, то по просьбе взрослого он может показать изображенных на ней действующих лиц, совершаемые ими действия и т. п. Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребенком причинно-следственных связей (Почему это случилось? Кто в этом виноват? Правильно ли он поступил? и т. д.) О понимании смысла рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами, учим ребенка участвовать в беседе (диалоге). В беседе расширяется словарный запас, формируется грамматический строй предложения. Беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам. В беседе вопросы взрослого усложняются постепенно, как и ответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развернутые ответы. Это делается с целью постепенного и незаметного для ребенка перехода к монологической речи. При составлении описательных рассказов ребенок овладевает первыми навыками связного изложения мыслей «на одну тему», одновременно он прочно усваивает признаки многих предметов, а, следовательно, расширяется словарный запас. Трудность правильного прослеживания ребенком основных моментов развития сюжета проще всего преодолеть, если начать работу с составления рассказа по серии сюжетных картинок, расположенных в той последовательности, в какой происходили события. Количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений. Важную роль для развития связной речи также играет работа по составлению рассказа по одной сюжетной картине. Очень важно, чтобы картина была красочной, интересной и привлекательной для ребенка; - сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста; - на картине должно быть небольшое число действующих лиц; - она не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию. Необходимо предложить ребенку придумать название картины. Ребенок должен научиться понимать сам смысл изображенного на картине события и определять свое отношение к нему. В процессе работы над пересказом у ребенка развиваются и совершенствуются внимание и память, логическое мышление, активный словарь. Ребенок запоминает грамматически правильные обороты речи, образцы ее построения. Знакомство ребенка с содержащейся в рассказах и сказках новой для него информацией расширяет круг его общих представлений и способствует совершенствованию его монологической речи в целом. Все мы знаем, как трудно бывает ребёнку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Их часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно

Иногда на занятиях, мы используем различные методы и приёмы. Напоминаем, подсказываем, задаём вопросы "А что, дальше?", "А как это произошло?", "Почему это случилось?". Нам приходится вмешиваться в рассказ, пересказ ребёнка, задавая ему массу вопросов. А нашли выход - при рассказывании использовать модельные схемы (мнемотаблицы). Что же такое модельные схемы? Это схематичное изображение предмета или события. В области развития мышления основным является овладение действиями наглядного моделирования. Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору и конструированию моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.

По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к собственному моделированию. Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию.

В развитии связной речи большую роль играет ознакомление с художественной литературой. В группах организованы книжный уголок «Библиотека» и «полочка умных книг», в которых хранятся детские книги, хрестоматии произведений, картинки для составления рассказов, иллюстрации по темам, интересующим детей. Со старшей группы вводятся детские журналы и газеты. Рассказ из личного опыта требует от ребенка умения самостоятельно подбирать нужные слова, правильно строить предложения, а также определять и удерживать в памяти всю последовательность событий. Поэтому первые небольшие по объему самостоятельные рассказы детей обязательно связаны с наглядной ситуацией. Примерные темы для подобных рассказов следующие: • рассказ о проведенных выходных; • рассказ о впечатлениях от посещения зоопарка (театра, цирка и т. д.); • рассказ о прогулке по осеннему или зимнему лесу и т. п. В заключении хочется еще раз напомнить о том, что именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребенка – и правильность звукопроизношения, и богатство словарного запаса, и владение грамматическими нормами речи, и ее образность и выразительность.

В старших подготовительных группах проводится подготовка к обучению грамоте. Детям дается представление о предложении, упражняемся в составлении предложений, членение простых предложений на слова с указанием их последовательности. Учим детей делить двухсложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части (Ма-ша, бе-рё-за, учимся устно составлять слова из слогов, учим выделять последовательность звуков в простых словах и давать им характеристику (гласный-согласный, у согласных звуков: звонкий-глухой, твердый-мягкий)

Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. По мере развития ребёнка увеличивается его пассивный и активный словарь, увеличивается потребность в общении со взрослыми и сверстниками, что стимулирует развитие у него речевых навыков. К концу дошкольного возраста ребёнок достигает такого уровня речевых умений и навыков, который обеспечивает ему необходимое структурное и смысловое оформление высказываний в разных формах, что способствует развитию его интеллекта и высших эмоций, готовит почву для успешного его учения в школе, для творческой и трудовой деятельности.

. Чтобы научиться говорить,

Надо говорить!

Публикации по теме:

Консультация для родителей второй младшей группы «Влияние сказок на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста» учитель-логопед Проскурина О. Н., педагог-психолог Гришко Е. А., воспитатель 2-ой младшей группы Яшина И. А Воспитатель: Сказка учит жить.

Консультация для родителей «Познавательно-речевое развитие старших дошкольников посредством использования интеллект-карт»Консультация для родителей «Познавательно-речевое развитие старших дошкольников посредством использования интеллект-карт» Подготовила воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ № 20 г. Аша Янгуатова И. С. Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной.

Консультация для родителей «Речевое развитие детей до трёх лет» Самая распространенная проблема взрослых — это попытки сравнивать речевые достижения своего ребенка с успехами его сверстников. Дело в том,.

Консультация для родителей «Речевое развитие детей. Проблемы и пути их решения» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Речевое развитие детей. Проблемы и пути их решения" Речь помогает выразить свои мысли, которая является одной.

Консультация для родителей «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста» В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления.

Консультация для родителей «Речевое развитие дошкольников с использованием приёмов ТРИЗ — технологии» Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа,.

Консультация для родителей в ДОУ «Воспитание и развитие детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей»Консультация для родителей в ДОУ «Воспитание и развитие детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей» Консультация для родителей. «Воспитание и развитие детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей» Мы, взрослые во многом.

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей в ДОУ» Консультация для родителей:«Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей в ДОУ».Не обязательно быть специалистом в области детской.

Консультация для родителей «Речевое развитие детей 4–5 лет» Тема: «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 4 -5 ЛЕТ» Важно исправлять нарушения речи вовремя, то есть в детском саду. И это крайне важно. Многие рассуждают:.

Семинар-деловая игра для педагогов ДОУ «Речевое развитие дошкольников» Деловая игра «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПРЕСС» Цель игры: • Активизировать деятельность педагогов по речевому развитию детей; • Способствовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Речевое развитие в ДОУ». Консультация для родителей
Опубликовано: 9 февраля 2019 в 23:03
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Речевое развитие в ДОУ». Консультация для родителей» (включая файлы) размещена пользователем ирина сынкова (УИ 793875) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД