МААМ-картинки

Консультация для родителей «Речевое развитие дошкольников с использованием приёмов ТРИЗ — технологии»

наталья Бобылева
Консультация для родителей «Речевое развитие дошкольников с использованием приёмов ТРИЗ — технологии»

Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое

занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а

значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребёнку необходима,

как кислород, она вызывает прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться

творческим способностям.

Пусть Вас не смущает это громкое название – ТРИЗ – теория решения

изобретательских задач. Всё грандиозное начинается с малого. А ТРИЗ – это

уже, скорее, символ умных, ищущих инженеров, конструкторов, которые,

Публикация «Консультация для родителей „Речевое развитие дошкольников с использованием приёмов ТРИЗ — технологии“» размещена в разделах

наконец, поняли, что чем раньше начать развивать у детей речь, логическое

мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, тем плодотворнее будет

работа.

Занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ-технологий – это импровизация, игра, мистификация. Детей не надо искусственно заинтересовать. Стоит только верно почувствовать, чем живёт каждый из

сидящих за маленьким столом, – и рождается действие, в котором все

участвуют на равных основаниях.

Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать

богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее

психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ТРИЗ-

педагогике основное внимание уделяется именно этому направлению.

Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия

формируются у ребёнка по мере развития его речи.

Именно методы ТРИЗ-РТВ позволили создать методики по развитию речи

дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать

проблемы речевого развития.

"Дидактический мяч»

Активно используется пособие "Дидактический мяч", с помощью которого

детей учим находить слова - антонимы. Мама (папа) предлагает слово –существительное (прилагательное, глагол, а ребёнок говорит

противоположное по значению. Пример: грусть - радость; белый - чёрный;

плакать - смеяться.

Игра «Дразнилка»

На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, мама даёт им шуточные имена-дразнилки.

Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др. - … глаза

Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка - … лошадка.

Забивалка, ударялка, стучалка - … молоток.

Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить пальчики на

Соответствующую картинку. Можно поменяться ролями, дети сами

придумывают и загадывают загадки, а родители должны угадать, о чём идёт

речь.

Игра «По кругу»

Дети сидят вокруг стола. В руках мамы стопка перевёрнутых карточек.

Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например «шуба», и

придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба пушистая». Картинка

передвигается к маме, папе, брату и т. д. каждый игрок дополняет картинку

определением и передвигает по кругу. Игрок, назвавший последнее

словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.

Игра «Шкатулка со сказками»

Понадобится коробочка с 8-10 любыми игрушками.

Содержание: Мама предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки.

Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как

первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой

предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы

собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз

получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях

придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.

Игра “Превращения”.

Содержание: Взрослый даёт задание назвать то, во что может превратиться

кружка без ручки (в стакан, кепка без козырька (в шапку, кувшин без

горлышка и ручки (в вазу, диван без спинки (в кровать, стул без спинки (в

табурет, кресло без подлокотников (стул).

Игра “Исправь ошибку”.

Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два предмета

(объекта). Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных

варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая. В первой части

сравнения сказано о цвете, а во второй части – о твёрдости. Правильно будет

так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая».

Примерный речевой материал :

- внучка маленькая, а бабушка старенькая;

- Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый;

- Лиса хитрая, а Колобок жёлтый;

- Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая;

- Заяц серый, а петушок смелый;

- Винни Пух любит мёд, а Пятачок розовый;

- Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая;

- У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т. п.

Игра "А что, если"

Предложите ребенку простой вопрос из повседневного быта или сказки, которую вы читаете вместе: "А что, если сестрица Аленушка не пойдет искать братца Иванушку?". "А что, если ты промочишь ноги на прогулке?". Не отметайте ни одного решения, просто анализируйте работу мысли ребенка: - Если я промочу ноги, то, наверное, пойду домой. - Мы собираемся гулять в лесу, до дома далеко. - Тогда я. Понимание противоречий - одна из важнейших составляющих ТРИЗ. Не бойтесь показывать их ребенку в быту: в этом комбинезоне ты будешь очень красивая, но в нем неудобно играть в песке; мы можем подольше погулять, но тогда закроется магазин, и мы не успеем купить вкусного и т. п.

Игра "Наоборот"

Предложите ребенку отгадать обратные признаки, действия (функции) холодный -? полный -). А теперь придумайте, что совмещает в себе эти свойства? Например, что у нас острое и тупое одновременно? ( Нож: лезвие острое, ручка - тупая.) Придумайте теперь обратные действия (разрезать -). Это основа, а дальше уже можно переходить к главному: формулировать противоречие и решать изобретательские задачи. Помните, что решения изобретательских задач могут быть более или менее удачные. Наилучшее определяется с точки зрения идеального конечного результата. Так что работа по материалам ТРИЗ - это творчество. Приведем примеры задач:

Я инопланетянин. Как вы мне объясните, что такое "карандаш"? Только моему переводчику очень тяжело переводить множество слов вашего объяснения, пожалейте его.

Как измерить ядовитую змею в зоопарке, чтобы она не укусила?

Игра "Теремок"

Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.

Реквизит: рисунки разных объектов, например: гитара, чайник, дом, сумка, дерево, яблоко, карандаш и т. д. На каждого ребенка - один рисунок.

Ввод в игру: напоминание сказки "Теремок" и предложение сыграть сказку в измененном виде.

Ход игры: каждый участник (мама, пап, сестра, братья) получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает одного хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (кстати, теремок может быть чисто условным - шкафчик, коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог:

- Тук, тук, кто в теремочке живет?

- Я (называет себя, например, гитара). А ты кто?

- А я (называет себя, например, яблоко). Пустишь меня в теремок?

- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у гитары, и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные могут помочь. Играть можно не только в группе, но и с отдельным ребенком. Тогда ведущий и ребенок попеременно становятся хозяином и гостем, а вместо рисунков используйте бытовые предметы.

Игра "Маша - Растеряша"

Цель: тренировать внимание, умение видеть ресурсы при решении проблем. Предшествующий этап: ознакомление детей с функциями различных предметов. Зачем ложка? Зачем дверь? Зачем нож?.

Ввод в игру: рассказать (с соответствующим выводом) о невнимательных людях, которые все путают и теряют. Пригласить ребят оказать дружескую помощь таким Машам-Растеряшам.

Ход игры: ведущий сам берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к ребенку:

- Ой!

- Что с тобой?

- Я потеряла (называет какой-то предмет, например нож). Чем я теперь буду (называет функцию потерянного предмета, например хлеб отрезать? Играющий называют те вещи, что подходят для выполнения данной функции, например: пилой, топором, леской, линейкой. А можно и рукой отломать! Маша-Растеряша может предоставить за хороший совет небольшое вознаграждение.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Речевое развитие в соответствии с ФГОС» Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения.

Использование приёмов ТРИЗ — технологии в работе с детьми дошкольного возраста 2 слайд Идея создания программы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) принадлежит Генриху Сауловичу Альтшуллеру, изобретателю, писателю.

Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ «Едет, плавает, летает» для младших дошкольников с использованием технологии ТРИЗКонспект интегрированного занятия по ФЦКМ «Едет, плавает, летает» для младших дошкольников с использованием технологии ТРИЗ Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

«Дикие животные Севера». Конспект ОД по познанию с использованием приёмов с элементами ТРИЗ Цель: расширение представления детей об образе жизни медведей, живущих в разных природных условиях, их приспособленности к ним. Программные.

Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников»Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Консультация для родителей «Как развитие мелкой моторики рук влияет на речевое развитие?» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Как развитие мелкой моторики рук влияет на речевое развитие?» При некоторых речевых нарушениях у детей можно.

Консультация для родителей «Развитие диалогической речи дошкольников с использованием игр-драматизаций» Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством.

Развитие речи дошкольников средствами технологии ТРИЗ Уважаемые коллеги, в своём выступлении я хотела бы познакомить вас с опытом моей работы по использованию приёмов ТРИЗ по познавательно-речевому.

Речевое развитие дошкольников средствами технологии ТРИЗ Уважаемые коллеги, в своём выступлении я хотела бы познакомить вас с опытом моей работы по использованию приёмов ТРИЗ по познавательно-речевому.

Консультация для родителей «Речевое развитие детей 4–5 лет» Тема: «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 4 -5 ЛЕТ» Важно исправлять нарушения речи вовремя, то есть в детском саду. И это крайне важно. Многие рассуждают:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Речевое развитие дошкольников с использованием приёмов ТРИЗ — технологии»
Опубликовано: 17 ноября 2018 в 16:37
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД