Лучший педагог года

Развитие речи дошкольников средствами технологии ТРИЗ

Павлина Семёнова
Развитие речи дошкольников средствами технологии ТРИЗ

Уважаемые коллеги, в своём выступлении я хотела бы познакомить вас с опытом моей работы по использованию приёмов ТРИЗ по познавательно-речевому развитиюдетей.

Наше время-это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации.

Важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью. Поэтому я в своей работе особое внимание уделяю развитию речи своих воспитанников.

Публикация «Развитие речи дошкольников средствами технологии ТРИЗ» размещена в разделах

Одним из результативных способов формирования познавательно-речевой активности является метод ТРИЗ-теория решения изобретательских задач.

Используя в работе элементы ТРИЗ по развитию речи с дошкольниками, важно учитывать следующие дидактические принципы:

- Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.

- Принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.

- Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.

- Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

- Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

Описание опыта

Работа по системе ТРИЗ должна осуществляться постепенно.

Для решения тризовских задач можно выделить 4 этапа работы

1. Учим ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду.

2. Учим детей фантазировать, изобретать.

3. Решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ.

4. Учим детей находить выход из любой сложной ситуации, применяя полученные знания.

Основные методы ТРИЗ используемые мною в работе с детьми:

• Мозговой штурм

• Метод фокальных объектов

• Морфологический анализ

• Метод эмпатии

• Метод ММЧ – моделирование маленьких человечков

Тризовские игры и т. д.

В работе с детьми по развитию речи я применяю метод «Мозговой штурм». Он предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбора идеального решения. Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо", т. е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерям.

Суть его в том, что в ходе непринуждённой беседы предлагаются самые различные варианты решения предложенной задачи. Главным условием успеха работы является безусловное запрещение оценки и критики предложенных вариантов. Более того поощряются самые неожиданные необычные предложения. Последующим этапом метода является выборка идей или конкретных решений.

На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Учатся находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, знакомятся с проблемой многофункционального использования объекта, проводится исследование объекта: что- то в нем хорошо, а что- то плохо, что-то вредное, что- то мешает, а что- то нужно. Здесь можно использовать игры: «Хорошо-плохо», «Черное –белое», «Вперед- назад» «Паучок плетет паутину».

Игра «Хорошо-плохо» - мозговой штурм для совершенствования умения выделять противоречия в предметах. Для этого выбираем объект и предлагаем найти положительные и отрицательные качества данного объекта. В эти игры можно начинать играть уже с детьми 4-го года жизни.

В начале берем объект, который не вызывает у детей положительных или отрицательных ассоциаций. Так как дети более склонны называть положительные стороны объекта, на 1-м этапе игры называем плохо, дети хорошо. Детей 5-го года жизни можно делить на две команды, одна команда называет хорошо, другая - плохо, соревнуясь, кто больше назовет качеств. В работе со старшими дошкольниками берем объекты, имеющие для детей социальную значимость, и учимся находить противоречивые свойства («В следующем году мы пойдём в первый класс - это хорошо или плохо?»).

Игра- ТРИЗ «Чёрное и белое»

Детям предлагается классифицировать положительных и отрицательных персонажей по их домикам. (Кто может жить в черном домике? (волк; баба Яга, Бармалей и др.). А кто может жить в белом домике? (Белоснежка, Красная шапочка, Дюймовочка и др.). Затем детям предлагается проявить фантазию и предложить свои варианты ответов. Что будет если заяц, снег, сахар вдруг станут чёрными? Что будет если дорога, грязь, туча станут белыми?

Также использую метод «эмпатии». Его суть в полном отождествлении себя в качестве кого-то или чего-то. Например, мы собрались мыть руки, я спрашиваю детей, о чём сейчас думает мыло, если дети затруднялись, то первые варианты давала я сама - боится, что мы его испачкаем своими руками, радуется тому, что оно поможет сделать руки чистыми и т. д. Потом предлагаю взять образ животного, цветка и т. д. Дети быстро поняли смысл игры и представляли очень интересные варианты ответов.

Метод «Синектика» построен на поисках аналогий, похожестей. Используя приёмы этого метода, учу детей сравнивать, находить в предметах и явлениях общие и отличительные признаки. Например, игра «Теремок».

Детям раздаются игрушки, карточки с изображениями или любые предметы, которые есть рядом. Один из детей выбирается хозяином теремка. Другие по очереди подходят к домику и просятся в него:

-Тук, тук, кто в теремочке живет?

- Я - пирамидка. А ты кто?-

- А я – яблоко. Пусти меня к себе жить!

- Скажешь, чем на меня похоже – пущу.

Гость сравнивает оба предмета и называет найденные общие признаки. Например, он может сказать, что и у пирамидки есть зелёное колечко, и яблоко зелёное. Если у него это получается, то он становится хозяином теремка. И дальше игра продолжается. Если кто-то не может ответить, то помогают остальные дети. Как вариант игры - можно сравнить предметы и найти не только сходство, но и их отличие. Очень любят дети игры-перевоплощения, в основе которых лежит прием личностной аналогии - эмпатии.

В ходе игры я предлагаю ребенку представить себя в качестве какого-нибудь предмета или явления.

Например, на прогулке: «Представь, что ты превратился в цветок? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь?».

Можно организовать такую игру в группе. Представь, что ты «СТУЛ». Что чувствует стул вечером, когда уже все ушли? Игра развивает аналитические способности ребенка, а также его эмоциональную сферу, умение сопереживать объекту, ставить себя на место.

Использую ещё один интересный метод - ММЧ, или моделирование маленькими человечками.

Сущность метода в том, что все окружающее нас состоит из множества маленьких человечков. В понимании взрослых – это молекулы, а для детей это маленькие человечки, из которых состоят все тела. В зависимости от состояния вещества Маленькие Человечки ведут себя по- разному, у них разные характеры и привычки, они подчиняются разным командам.

• Человечки твёрдых веществ – крепко держатся за руки.

• Человечки жидких веществ – просто стоят рядом, держат руки на поясе

• Человечки газообразных веществ – постоянно в движении: они все время бегут в разные стороны.

Используя метод «Маленькие человечки», провожу игру. Я называю детям разные слова: молоко, дым, вода, камень, стекло, а дети должны соответственно реагировать: браться за руки, вставать рядышком или бегать по группе.

Так же используем наглядное пособие «Круги Луллия», с помощью которого у детей формируется осознанное отношение к процессу комбинирования информации. Например, на сектора первого, самого большого круга прикрепляют изображения животных (собака, кошка и др.) ; на сектора второго - их детенышей (щенка, котенка, и т. п.) ; третьего – пищу, которую едят эти животные (кость, молоко и т. д.) . Нельзя не отметить универсальность игрового пособия, используя лишь несколько кругов, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Полученные навыки дети закрепляют в самостоятельных играх с «Речевыми кругами» в свободное время. А самое главное, использование данного пособия, способствует формированию умения ребенка строить предложения, т. к. в основе лежит алгоритм.

Игра "Волшебные очки» формирует умение подбирать слова на звук; упражнять в согласовании с прилагательным. Дети одевают очки разного цвета (формы, и называют слова на изучаемый звук с использованием данного цвета (формы). Например: [с] и зелёные очки – зелёные санки, зелёное солнце, зелёная собака. Можно обсудить с детьми получившиеся варианты – зелёная собака - когда это может быть? – игрушка или собака испачкалась зелёной краской и т. д.

Для успешного использования ТРИЗ-технологии мы создаем соответствующую развивающую среду, которую предусматривает данная технология, а именно: оформили зону, куда вошли группа образно-символического оборудования, представленная специальными наглядными пособиями, пособиями, расширяющими круг представлений ребенка, способствующими поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений, а также приобрели дидактические развивающие игры и пособия, картинки, различный изобразительный и бросовый материал. Все пособия дети имеют возможность использовать в самостоятельной деятельности.

В результате использования в работе методов ТРИЗ, у детей возникло положительное эмоциональное отношение к занятиям, возросла познавательная активность и интерес; они стали проявлять большую активность в принятии самостоятельных решений. Помимо этого у детей расширился кругозор, появилось стремление к новизне, к фантазированию; обогатилась речь, она стала наиболее образной, увеличилась точность суждений.

Из всего вышесказанного я могу сделать вывод: методы ТРИЗ способствуют повышению уровня коммуникативной, информационной, познавательной потребностям, что особенно актуально в условиях реализации ФГОС, поэтому я вижу необходимость в дальнейшем использовании данного метода в своей работе.

Уважаемые педагоги!

• если вы хотите идти на работу как на праздник;

• если вам нравится, когда глаза детей блестят;

• если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия;

• если вы желаете общаться с умными, думающими детьми;

• если вы хотите получить ключи к творчеству, сочинительству,займитесь ТРИЗом!`

Публикации по теме:

Развитие познавательных способностей у детей посредством технологии ТРИЗ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Росинка» «Развитие познавательных способностей у детей посредством технологии.

Презентация «Развитие у дошкольников познавательного интереса к миру природы средствами технологии лэпбука» «Развитие у дошкольников познавательного интереса к миру природы средствами технологии лэпбука". Выполнила:воспитатель подготовительной.

Долгосрочный практико-ориентированный проект: «Использование приемов ТРИЗ технологии в развитии речи дошкольников» Автор проекта: Петрова Ирина Владимировна, Воспитатель, высшая категория Содержание Пояснительная записка 1. Теоретическое обоснование.

Развитие речи и умственных способностей старших дошкольников средствами логических игр, упражнений. Мастер-класс для родителей «Как развивать речь и умственные способности детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр, упражнений и задач». Цель: способствовать.

План по самообразованию «Развитие речи дошкольников с применением ТРИЗ — технологий» План работы по самообразованию Тема. Развитие речи дошкольников с применением ТРИЗ – технологии. Ф. И. О. педагога Должность Категория Тема.

Презентация «Развитие связной речи старших дошкольников средствами мнемотехники» Развитие связной речи старших дошкольников средствами мнемотехники Из истории… Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех.

Развитие связной речи дошкольников средствами приемов мнемотехники РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного.

Речевое развитие дошкольников с использованием технологии ТРИЗ В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, способной рассуждать, делать выводы, строить замыслы конструкций,.

Сценарий педсовета с проведением деловой игры «Развитие речи дошкольников средствами устного народного творчества» Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста через использование устного народного творчества» (Слайд 1) Цель: повысить компетентность.

ТРИЗ-технологии как метод формирования творческого мышления дошкольниковТРИЗ-технологии как метод формирования творческого мышления дошкольников Детский возраст - период активной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи дошкольников средствами технологии ТРИЗ
Опубликовано: 24 апреля 2018 в 10:06
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД