Получи документы

«Рисуем нетрадиционным методом» (из опыта работы)

Юлия Брюханова
«Рисуем нетрадиционным методом» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

"Рисуем нетрадиционным методом"

(из опыта работы)

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему, работая в детском саду 11 лет в своей педагогической работе особое внимание уделяю изобразительной, художественно-продуктивной деятельности, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.

Публикация «„Рисуем нетрадиционным методом“ (из опыта работы)» размещена в разделах

В дошкольном возрасте рисование является средством познания окружающего мира и развития эстетического восприятия. Когда ребенок рисует, у него развиваются определенные способности: зрительная оценка формы, ориентировка в пространстве, чувство цвета, а также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что является очень важным в дальнейшем развитии.

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решению трех задач:

- пробудить у детей положительную эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;

- сформировать у детей навыки и умения рисования;

- развивать творческий потенциал.

Детский рисунок обладает своими закономерностями, которые следует учитывать при обучении детей.

Ветлугина Н. А. указывала, что развитие положительных качеств личности происходит всегда в определенных условиях общественной жизни. Своеобразие творческой, в частности художественной, практики сказывается особенно наглядно в процессе формирования творческого потенциала человека. Для того, чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо, прежде всего, определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому я начала с младшего дошкольного возраста внедрять в работу нетрадиционную технику рисования, учитывая, что развитие творческого потенциала ребенка делается через поиск нестандартных подходов.

Почему была выбрана в работе техника нетрадиционного рисования?

Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, подчерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства, почему-то прекращается в раннем возрасте. И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования. Но, как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немало важную роль, начиная от формирования личности заканчивая становлением специалиста.

По диагностическим данным, дети в пятилетнем возрасте дают 90% оригинальных ответов, в семилетнем – 20%, а взрослые – лишь 2%. Это как раз те, кто выдержал давление социума и остался творческой личностью. Цифры заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот приблизиться к ней, заинтересоваться, научить видеть и реализовать свои возможности.

Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе.

На подготовительном этапе, при планировании работы я учитывала интересы детей. Есть дети – пассивны, часто отвлекающиеся – в их рисунках сюжеты примитивные, неяркие. А есть дети, старательны, любознательны и свои работы выполняют самостоятельно. Поэтому хороших и одинаковых результатов от всех детей добиваться невозможно. У детей возникают трудности в изображении предметов тонкими линиями. Рисунки у детей часто получаются неузнаваемыми, далекими от реальности и как следствие, у детей гаснет интерес к изобразительному искусству, к желанию рисовать.

Такие специалисты как Казакова Р. Г. Комарова Т. занимающиеся этим вопросом утверждали: «Изобразить можно разными материалами. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребенка». Использование нетрадиционных способов рисования доставляло детям множество положительных эмоций, раскрывало возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляло своей непредсказуемостью. Доступность использования нетрадиционных техник определяла возрастными особенностями детей.

Свое общение я организовала на личностно-ориентированной модели, используя наглядные, словесные, игровые приемы работы.

Вся работа строилась в два этапа. На первом этапе решались следующие задачи:

1. Формировать интерес к изобразительной деятельности.

2. Овладеть простейшими техническими приемами работы с разными материалами.

3. Развивать воображение и видеть необычное в обычных предметах.

На втором этапе, когда дети уже овладели некоторыми приемами работы в нетрадиционной технике при изображении рисунков, решались следующие задачи:

1. Продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности.

2. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными способами.

3. Формировать относительную устойчивость замысла.

4. Способствовать умению предварительно продумывать содержания образа, способов, последовательности его воплощения.

5. Развивать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.

6. Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов.

7. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.

8. Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ.

Существует множество различных техник, которые привлекают новизной, доступностью, хорошими итоговыми результатами. Работы в этих техниках получаются яркими и интересными.

В работе с детьми 4-5 лет я использовала следующие нетрадиционные техники:

«Пальчики-палитры» (рисование пальцами)

Средства выразительности: пятно, точки, круги, короткие линии, цвет.

Материалы: розетки с гуашью, бумага любого цвета, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь палец и наносит точки, круги, пятнышки на бумагу. На каждый палец набирается краска разного цвета. После работы пальцы вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Техника рисования пальцами использовалась в темах: «Дорожка для дымковской барышни», «Веселые цыплята», «Первый снег».

«Печать от руки» (рисование ладонью)

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: широкие блюдца с гуашью, кисть, бумага любого цвета, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает ладонь в гуашь (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой. Этот метод применялся в рисовании утки, петуха.

«Рисование методом тычка по заранее нарисованному контуру»

Средства выразительности: фактура, цвет, объем.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета с карандашным контуром.

Способ получения изображения: ребенок опускает кисть в гуашь и сначала рисует тычками по контуру, а потом внутри него. Рисование этой техникой использовалось в темах: «Котенок», «Елка».

«Печатка» («Оттиск печатками из пробки»)

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце, в котором вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с гуашью и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется блюдце и пробка. Проводились занятия по темам: «Бабочки», «Веселая полянка», «Грибочки, которые я видел».

«Тампонирование»

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце, в котором вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, бумага любого цвета, тампон из поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролоновый тампон к штемпельной подушке с гуашью и наносит оттиск на бумагу. Чтобы изменить цвет, берут другие тампоны. Темы занятий были такие «Снеговик», «Веселые зайчата».

«Набрызг»

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика.

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. Темы занятий были такие: «Снегопад».

«Рисование восковыми мелками»

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, бумага, кисть, акварель

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на бумаге изображение. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок остается незакрашенным. Проводились такие занятия как «Веселые зайчата», «Рыбки в аквариуме», «Снеговик», «Весенние цветы для моей мамы», «Кораблик».

Проводимые мною занятия с элементами нетрадиционных техник с младшего дошкольного возраста я использовала как самостоятельные, где дети приобретали навыки изображения реальных объектов разными способами. Такие занятия способствовали снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, а также сохраняли у детей высокую активность и работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Таким образом, нетрадиционная техника рисования повышает интерес детей. Они творчески всматриваются в окружающий мир, приобретают опыт эстетического восприятия.

Список литературы.

1. Ветлугина Н. А. «Развитие художественного творчества детей» //Художественное творчество и ребенок. М: Педагогика 1972г.

2. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Части 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.

3. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И, Седова Е. М, Слепцова В. Ю, Смагина Т. В. «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» / под ред. Казаковой Р. Г. – М: ТЦ «Сфера», 2009г.

4. Колдина Д. Н. «Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий. – М. : Мозаика-Синтез, 2009г.

5. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий»: Пособие для воспитателей и родителей. – СПб. : КАРО, 2008г.

6. Саккулина Н., Комарова Т. «Изобразительная деятельность в детском саду» М: 1982г.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Нетрадиционные формы рисования. «Если дома нет кисточки» Консультация для родителей нетрадиционные формы рисования " Если дома нет кисточки" Консультационный пункт для родителей "Если дома нет.

Подготовка к проведению НОД по рисованию нетрадиционными способами во 2 младшей группеПодготовка к проведению НОД по рисованию нетрадиционными способами во 2 младшей группе Тема: «Как мама коза козлят рисовать учила». (Нетрадиционные методы рисования). Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Рисуем нетрадиционным методом» (из опыта работы)
Опубликовано: 3 ноября 2014 в 12:45
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Рисуем нетрадиционным методом» (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Брюханова (УИ 264902) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД