Папки-передвижки

Родительское собрание «Трудности первоклассников, их причины, способы профилактики и коррекции»

Ирина Соловьева
Родительское собрание «Трудности первоклассников, их причины, способы профилактики и коррекции»
▼ Скачать + Заказать документы

Первый год учёбы в школе имеет большое значение. От него во многом

зависит, как будет учиться ребёнок в дальнейшем. Первый класс - это

серьёзное испытание, как для ребёнка, так и для родителей.

Многие родители считают, что подготовить ребёнка к школе - значит

научить его читать, считать и писать. Конечно, научить ребёнка этому

можно, н о г лавное, ч тобы д ети п ришли в ш колу с ж еланием и умением

учиться, чтобы ребёнок был психологически готов к обучению в школе.

Публикация «Родительское собрание „Трудности первоклассников, их причины, способы профилактики и коррекции“» размещена в разделах

В своем выступлении я хотела бы сделать акцент на школьных трудностях

первоклассников и способах их коррекции.

Давайте рассмотрим этап вхождения первоклассника в школьную

жизнь. Следует о тметить, ч то, п ожалуй, в ж изни р ебенка н ет б ольше н и

одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как

при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом

школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть,

даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало

школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с

резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть:

• к новому взрослому, к коллективу;

• к новым требованиям;

• к повседневным обязанностям.

И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к

школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть

нужных умений, качеств, тем быстрее и безболезненно он сумеет

адаптироваться. Но для некоторых детей оказываются школьные требования

слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к

школе может быть травмирующим. Если родители ребенка до 6 -7 - летнего

возраста не так часто обращают внимание на умственное развитие малыша,

не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми

и сверстниками, на наличие или отсутствие желания учиться, не обучают

ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям

с первого раза, тогда у детей оказываются не сформированы важные

компоненты школьной готовности.

Сейчас мне бы хотелось остановиться на критериях готовности детей к

школе, т. е. рассмотреть, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он

оказался готовым к школе. Пока я буду раскрывать содержание каждого

компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их

“примерить” к своему ребенку и решить, на что вам надо уже

сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.

Традиционно выделяются три аспекта школьной готовности:

• интеллектуальный

• эмоциональный

• социальный

В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной

зрелости являются:

• наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о

предметах окружающей действительности;

• развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления,

восприятия, воображения, речи и др.);

• сформированность предметно-специфических знаний, необходимых

для школьного обучения (математические представления, речевая

подготовка, пространственно-графическая подготовка).

Фактор интеллектуального развития является необходимым, но

недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному

обучению. Часто в практике встречаются “умненькие” дети, но с большими

трудностями в поведении и общении.

В эмоциональном плане готовность к школе определяется не только

уровнем развития интеллекта. В практике каждого учителя имеется

достаточно много примеров, когда в класс приходят хорошо читающие и

считающие дети, но проходит полгода - и их "обгоняют" т е, кто не умел ни

читать, ни считать. Это происходит из-за того, что такие дети часто не

могут слушать учителя, если он не обращается непосредственно к ним, не

подкрепляет их работу похвалой, т. е. не работает с ним "один на

один". Поэтому важен не только объём тех знаний, которые имеет

ребёнок, сколько их качество, степень осознанности, чёткости

представлений.

В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением

определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества

импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения,

а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно

длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Эмоциональная зрелость ребёнка предполагает, что у ребенка формировалось

такое качество, как произвольность, т. е. уменьшается количество

импульсивных реакций (когда сделал, а потом подумал, или не подумал

вообще) и возникает способность выполнять длительное время не очень

интересное задание. К началу обучения дети должны ориентироваться на

школьные требования (т. е. «надо» уже может пересилить «хочу») Зрелость

также подразумевает способность ребёнка справляться со своими

отрицательными эмоциями.

Не менее всего важна и социальная зрелость. Умение и желание общаться с

взрослыми, сверстниками. Нормально развивающийся ребёнок

должен понимать, что с взрослыми в школе и в д ругих м естах н ужно в ести

себя не так как с родителями, бабушкой и дядей. Он должен уметь соблюдать

достаточную дистанцию в общении с педагогом. И даже если учитель шутит

или играет с д етьми, т о и м в сё равно н е с ледует в ыходить з а р амки своей

роли ученика. У ребенка должно быть желание учиться в школе. Ваши дети

сейчас хотят идти в школу. А почему? При этом предполагается, что ваш сын

или д очь х отят и дти в ш колу н е п отому, ч то т ам учится с тарший б рат и ли

сестра и не потому, что хочется всем похвастаться своим новым портфелем,

хотя в этих мотивах нет ничего плохого. Однако вы можете быть уверены в

том, что ваш ребёнок достиг личностной зрелости только тогда, когда за его

желанием п ойти в ш колу с тоит, в о-первых, стремление получить новые

знания, умения и навыки, а во-вторых, потребность участвовать в серьёзной

деятельности. Если вы сомневаетесь, готов ли ваш ребенок к школе, нужно

ли в этом году отправлять его в первый класс (даже если подходит по

возрасту, можно обратиться к специалистам, которые с помощью тестов и

методик проверят готовность ваших детей к школьному обучению.

Ребенок считается неготовым к школе, если он:

•Настроен исключительно на игру;

•недостаточно самостоятелен;

• чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;

• не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;

• м ало з нает об окружающем м ире, н е м ожет с равнить п редметы, н е м ожет

назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др. ;

• имеет серьезные нарушения речевого развития;

• не умеет общаться со сверстниками;

• не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязан.

Как узнать самостоятельно, без помощи специалиста, готов ли ребенок к

школе?

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест для родителей «Хочет ли ваш ребенок идти в школу?»

1. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает, и в ней

будет интересно учиться?

2. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом,

требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать

конструктор?

3. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не

стесняется?

4. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из

пяти предложений?

5. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

6. Умеет ли он изменять существительные по числам?

7. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми

словами?

8. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?

9. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление

единицы?

10. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?

11. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

12. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например,

делать аппликации?

13. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?

14. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

15. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом

«овощи» помидоры, морковь, лук?

16. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать

мозаику и т. д. ?

17. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных

ответов на вопросы теста. Если оно составляет:

15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти

в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и

возникнут, будут легко преодолимы;

10-14 баллов – вы на правильном пути, ребенок многому научился, а

содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам

точки приложения дальнейших усилий;

9 и меньше – почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять

больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего

он не умеет.

Если у вас высокие баллы, то это хорошо, но если низкие не стоит

отчаиваться. У вас есть еще 3 месяца, что бы помочь вашему ребенку

подготовится к школе. Вот несколько практических рекомендаций как это

можно сделать. Этими рекомендациями так же могут воспользоваться и

родители, которые по тесту набрали высокие баллы.

Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью

потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом

взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских

групп.

Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей

качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими

участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями).

Детям, которые не умеют и не знают выше перечисленное, еще рано идти в

школу. А если такой ребенок попадает в школу, то он не усваивает

программу, успеваемость его низкая, нарушается психика ребенка. Поэтому

вы должны быть уверены, что ваш ребенок готов идти в школу.

"Портрет" первоклассника, неготового к школе:

• чрезмерная игривость;

• недостаточная самостоятельность;

• импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;

• неумение общаться со сверстниками;

• неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия

словесной или иной инструкции;

• низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать

обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;

• плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-

моторных координации (неумение выполнять различные графические

задания, манипулировать мелкими предметами);

• недостаточное развитие произвольной памяти;

• задержка речевого развития (это может быть и неправильное

произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои

мысли и т. п.).

В своем выступлении я хотела бы развенчать миф о том, что “ребёнок пойдет

в школу, там всему и научится без предварительной подготовки к школе”. Не

способен освоить огромную учебную информацию ребенок, с которым никто

специально не занимался.

Возможно, у некоторых из вас уже внутри назрел вопрос: “А что я могу

делать? Как помочь ребенку стать готовым к школе и избежать ряда

трудностей?”.

Мне бы хотелось остановиться на рекомендациях, которым необходимо

следовать на этапе подготовки, чтобы не отбить у ребенка желание учиться.

Советы родителям :

• Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе

овладения учебными навыками. Если у будущего первоклассника, например,

есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними до школы.

• Не з аучивайте а збуку н аизусть. Н е ч итайте по п ять р аз о дно и т о же.

Прочитывайте книги вместе с ребёнком (три книжечки за неделю -

достаточно).

• Выпишите или покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы,

кроссворды, находите различия в картинках и сходство. Это позволит

освоить сравнение в математике. Отгадывание ребусов даст целостность, тут

как бы стыковка математики и русского языка.

Приучайте детей к самообслуживанию: собрать портфель, завязать шнурки,

надеть спортивный костюм, убрать за собой в столовой … и многое другое в

школе придется делать самому, да еще в условиях ограниченного переменой

времени.

• Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за

его соблюдением

• С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более

авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребенка о своем

педагоге.

• Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не

получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что

ничего не может. Даже взрослому, когда он учиться чему-то новому, не всё

сразу удаётся. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и

предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый даже

крошечный успех.

• Не думайте за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не

вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не

способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за

него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители

всё равно помогут всё решить.

• Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности

своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если

у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так

как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние

ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь,

обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с

речью, посетите логопеда.

• Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники.

Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть

у Вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.

Итог собрания.

Воспитание детей – сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе

средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надёжных –

добрый пример родителей. Почаще возвращайтесь памятью в своё детство –

это хорошая школа жизнь. Готовьте ребёнка к школе настойчиво, умно,

соблюдая м еру и т акт. Тогда учение н е б удет м учением н и д ля р ебёнка, н и

для вас.

Публикации по теме:

«Компьютерные игры» Родительское собрание. Уважаемые родители. Наше родительское собрание на этом не заканчивается. Хочу с Вами разобрать горячую тему, которая касается каждого из.

Родительское собрание «Будем знакомы» Воспитатель. Дорогие родители, бабушки, дедушки наших детей! Мы очень рады видеть вас на первом родительском собрании, потому что мы понимаем:.

Родительское собрание «Что такое логопункт?» Родительское собрание «Что такое логопункт? 1 слайд Здравствуйте уважаемые Родители, меня зовут Наталья Алексеевна. Я являюсь учителем-логопедом.

Родительское собрание «Что такое математика?»Родительское собрание «Что такое математика?» Родительское собрание «Что такое математика?» воспитатель Радостева Н. М. Цель: организация совместной деятельности родителей и педагогов.

Родительское собрание «Как общаться с ребенком?» Родительское собрание «Как общаться с ребенком?» Целевая аудитория: родители (законные представители) воспитанников старшей группы компенсирующей.

Родительское собрание «Дом, в котором мы живем» Предварительная работа: 1. Провести опрос среди родителей на кануне собрания. 2. Подготовить большой ватман с названием стенгазеты. Ножницы,.

Родительское собрание «О здоровье всерьёз!»Родительское собрание «О здоровье всерьёз!» Родительское собрание во второй младшей группе «О здоровье — всерьёз!»Форма проведения: Круглый стол Цель: способствовать воспитанию потребности.

Родительское собрание «Право на образование» Протокол №1 родительского собрания в старшей группе от 20.09.12. Тема: «Право на образование» Повестка дня. 1. Тема: «Мы рады встрече с.

Родительское собрание «В первый раз в детский сад» Родительское собрание «В первый раз в детский сад!» Ход собрания: Здравствуйте уважаемые родители! Мы решили школу для родителей создать,.

Способы и механизмы, используемые учителем для организации коррекции обучающимися выявленных затруднений Способы и механизмы, используемые учителем для организации коррекции обучающимися выявленных затруднений. Как добиться наибольшей эффективности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Трудности первоклассников, их причины, способы профилактики и коррекции»
Опубликовано: 9 апреля 2020 в 19:53
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание «Трудности первоклассников, их причины, способы профилактики и коррекции»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Соловьева (УИ 1409373) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД