МААМ-картинки

Роль ДШИ в формировании творческой личности в современном мире

Юлия Геннадьевна Тюгашева
Роль ДШИ в формировании творческой личности в современном мире

Важнейшими социальными институтами, которые формируют личность ребёнка, являются семья, школа и социальное окружение. Дополнительное образование детей – это сфера, которая должна быть местом обучения и воспитания, а также пространством для саморазвития и самореализации. О том, что искусство лечит, знали ещё в глубокой древности. А музыка обладает силой формировать характер. Музыка создаёт волну подъёма духовных чувств. Здоровье ребёнка, его психологическая адаптация, его рост и развитие определяется средой, в которой он живёт. Естественно, что под влиянием семьи первоначально формируются интересы и эстетический вкус ребенка. Музыка, если человек привык к ней с детства, и в нем проросло замечательное чувство вкуса, может стать для него ярким и ни с чем несравнимым по силе увлечением. Ребёнок, для которого жизнь стала творческим самовыражением, неподвластен хандре и стрессам. Когда дети увлечены своим делом, они получают удовольствие, у них уменьшается тревожность, они забывают о своих проблемах. Детское творчество – это показатель духовного становления через искусство. Дети учатся осмысливать окружающую действительность, оценивать свои мысли и поступки через искусство. Воспитание нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное, нравственное и физическое совершенство, должно включать все элементы, обеспечивающие его всестороннее развитие. Старинное изречение гласит: «Держа в руках скрипку, человек не может совершить ничего плохого». Исполнительство, как и всякое другое творчество, по словам К. С. Станиславского, есть, прежде всего, полная сосредоточенность всей духовной и физической природы. Она захватывает кроме того и тело, и ум, и волю, и чувство, и память, и воображение. Произведения искусства дают возможность пережить жизнь, отраженную в свете определенного мировоззрения, а в процессе этого переживания создаются определенные отношения, моральные оценки. Роль педагога – предложить, заинтересовать, воспитать.

Публикация «Роль ДШИ в формировании творческой личности в современном мире» размещена в разделах

Система дополнительного образования имеет все возможности для вариативной педагогической деятельности, что позволяет реально учитывать индивидуальные способности, потребности и интересы детей, с учётом различного уровня умственного, физического, культурного и социального развития детей. Ребёнку нужны поддержка и помощь, позитивная оценка достижений. Задача любого образовательного учреждения – использовать все возможности ребёнка для полного и свободного развития личности. Умение педагога устанавливать контакт с каждым учеником, умение слушать, поддерживать, поощрять любые проблески замысла, приводит к готовности обучающегося добиваться того, что он ещё не умеет делать, повышает веру ученика в свои силы. Творчество – это условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя. Каждый ребёнок – личность, обладающая индивидуальными задатками, талантами. Индивидуальная работа позволяет находить подход к каждому воспитаннику. Цель педагога не только привить детям навыки и приёмы работы, но и раскрепостить их, придать уверенность, развить фантазию и воображение. Творчество, познавательный поиск являются основным способом существования ребёнка в пространстве личностно – ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей ещё слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребёнок ставится в центре педагогической системы учреждения, цель которого, используя задатки, способности, возможности детей для более полного развития личности. Конечно, дети приходят к нам разного уровня одаренности. Одаренность ученика заключается вовсе не в том, что он обладает абсолютным слухом, великолепной музыкальной памятью, метроритмической чувствительностью. При наличии этого комплекса природных данных одаренный ребенок более развит, чем его сверстники в личностном плане. Он наделен богатой внутренней интуицией, эмоциональной культурой. Некоторые дети могут обходиться без «подсказок», у них богат их внутренний мир и все его существование как бы направлено на музыку. Но чаще всего детская музыкальная одаренность выступает не так открыто. Усилия педагога как раз и должны быть направлены на развитие личности. Процесс этот находится в очень тесной связи с комплексом знаний и, пожалуй, стоит на первом месте, все остальное является лишь приложением.

Основа личностно – ориентированной педагогической технологии – это равенство во взаимопонимании, общении и сотрудничестве. Эти технологии имеют деятельностно – творческий характер, способствуют поддержке индивидуального развития ребёнка, предоставляют ему пространство свободы для принятия самостоятельных решений. Это касается работы со всеми детьми, в том числе с ограниченными возможностями здоровья: с разными нарушениями зрения, слуха, речи, с задержкой психики, интеллекта. Такие дети, как никто нуждаются в постоянной заботе, внимании, поддержке. Занятия творчеством, в том числе музыкой, формируют уверенность в себе, снимают страх неудачи, стимулируют интерес детей к творчеству. Методы обучения различны – просто беседа, объяснение, обсуждение, различные методические игры. Менее способных детей нужно морально поддержать, более сильным детям предлагается больше различных идей, так как они способны выполнять более сложные задачи. Некоторым детям необходимы для успешного завершения работы перерывы, отдых, игровые моменты. Необходимо вносить в жизнь ребёнка положительные эмоции, приятные переживания. Это может быть простая улыбка, ласковое слово, похвала, спокойный доброжелательный голос преподавателя. Работа может чередоваться с физкультминутками. Все задания должны разъясняться и выполняться поэтапно, занятия должны обеспечиваться современными средствами обучения. В процессе занятий у детей развиваются память, мышление, мелкая моторика, координация, внимание. Это очень важно для всех детей, в особенности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагог даёт ученику импульс к развитию, самореализации.

В процессе обучения в ДШИ, дети участвуют в различных конкурсах, участвуют в творческих вечерах, в различных мероприятиях, выступают на концертах, тем самым реализую свои творческие способности. Эстетическое удовлетворение, которое неизменно испытывает исполнитель (также как и слушатели) имеет огромное воспитательное значение. Оценка и одобрение слушателей всегда стимул к дальнейшему совершенствованию. Публичные выступления имеют широкое общественное значение, они привлекают внимание преподавателей, родителей, обучающихся к процессу художественного творчества, пробуждают интерес к музыке, оказывают влияние на рост эстетического воспитания школы. Одно из важнейших педагогических задач при обучении музыке является задача завершенности исполнения. Эта завершенность требует не только труда и духовного напряжения, но и помогает ребенку осознать всё значение овладения искусством, воспитывать у него чувство величайшей ответственности. Концепция воспитания включает в себя развитие творческих способностей ученика, сочетание индивидуального и коллективного воспитания, постановка цели.

Ребёнок, обучающийся в ДШИ, получает не только определённые знания и умения, но и приобретает социальный опыт, саморазвивается и самореализовывается. Дети учатся общаться, понимать друг друга, ориентируясь на высокие ценности. Они строят мир будущего, мир красоты и дружбы. Каждый ребёнок имеет право на интеллектуальное, духовное, физическое развитие своих способностей. Детское творчество – это показатель духовного становления ребёнка через искусство. Важным показателем здоровья является душевное равновесие. Для умения владеть собой в любой ситуации, правильно строить отношения с окружающими, чтобы понимать других людей – необходимо укреплять свои душевные силы через искусство. Платон считал, что «ритм и гармония находят свой путь в глубину души». Бытует мнение, что биополе шедевров искусства – танцев, картин, музыки – обладают энергетической мощностью. Это позволяет управлять сознанием людей, создаёт волну подъёма духовных чувств, энтузиазма. Преподавать музыку – значит не только передавать знания, но и воспитывать, растить личность ученика, формировать его отношение к жизни, развивать художественный вкус.

Литература:

1. Достал Я. Ребёнок за роялем. М. : «Музыка», 1989 г.

2. Милич. Б. Воспитание ученика – пианиста. М. : «Кифара», 2012 г.

3. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М. : «Музыка», 1987 г.

4. Якиманская И. С. Личностно – ориентированное обучение в современной школе. М. : Сентябрь, 1996 г.

5. М. И. Лукьянова Организация формирующей деятельности педагогов и учащихся, учебно – методическое пособие – УИПКПРО Ульяновск - Димитровград, 2012.

Публикации по теме:

Роль преемственных связей дошкольного отделения и основной школы в формировании успешной личности ребенка Успешность становится идеологией XXI века, где человек должен прогибаться и пресмыкаться перед более важным человеком, постепенно поднимаясь.

Индивидуальный подход в формировании личности дошкольника Статья посвящена актуальной проблеме индивидуализации в процессе воспитания детей дошкольного возраста. Ключевые слова: личностно-гуманная.

Конспект НОД «Общение в древнем и современном мире» Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе Лещева А. А., Воспитатель 2 старшей группы общеразвивающей направленности.

Проект «Безопасность в современном мире». ФотоотчетПроект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять.

Реферат «Дизайн-деятельность в современном мире и дошкольном образовании» Дизайн – это особый вид созидательной творческой деятельности человека, направленной на организацию предметно-пространственного мира по.

Роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в формировании целостной личности Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая.

Роль мультфильмов в формировании личности ребенка Психологи убеждены, что роль мультфильмов в воспитании ребенка огромна. Ведь герои мультиков для ребенка — главный авторитет (после родителей,.

Роль патриотического воспитания в формировании личности дошкольника. Одним из важных периодов становления личности человека - является дошкольное детство. В этом возрасте закладываются основы гражданских качеств.

Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнкаРоль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.

Эссе для педагогических работников «Мир детей в современном мире» Мир – это объемное понятие. И если раскрыть его, то можно понять, что у всего есть свой мир. Так и у детей есть свой мир, в который они.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль ДШИ в формировании творческой личности в современном мире
Опубликовано: 18 февраля 2017 в 17:15
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД