Вера Сигаева
Роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в формировании целостной личности
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка.
Публикация «Роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в формировании целостной личности» размещена в разделах
Педагогу дошкольного образования принадлежит приоритетная роль в воспитании подрастающего поколения, в подготовке их к жизни и общественному труду. Воспитатель всегда является для воспитанника примером нравственности и преданного отношения к труду.
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Сравнительно легко в детстве происходит усвоение нравственных и социальных норм. Обратиться к душе ребенка, должны мы, педагоги. Воспитание души – для будущего взрослого человека – это создание основы духовно-нравственных ценностей. Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление личности ребенка. Целью духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.
В процессе воспитания постоянно происходит систематическое приобщение к нравственным знаниям. Важным источником их накопления является знакомство дошкольников с окружающей средой: экскурсии по городу, в музеи, на природу.
Экскурсии с воспитанниками проводятся в течение всего учебного года и имеют различные цели. Они проводятся с воспитанниками разных возрастных групп. Для того, чтобы экскурсия была нравственно ценной, воспитатель создает в коллективе эмоциональный настрой, распределяет между дошкольниками задания, которые следует выполнить при подготовке к экскурсии и во время ее проведения. Такая форма работы с детьми дает возможность педагогу воспитывать у дошкольников чувство любви к Родине, бережного отношения к ее достоянию - природе.
Знания дошкольников о нравственных нормах, полученные во время основной образовательной деятельности, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные : в разных группах это может быть рассказ педагога, этическая беседа и другие.
Рассказ на этическую тему – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у дошкольников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение. Самая важная функция рассказа – служить способом использования положительного примера в воспитании. Этические рассказы помогают дошкольникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у воспитанников твердую нравственную позицию, помочь каждому ребенку осознать свой лично нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды.
Диалог - основной путь обмена мыслями, универсальная форма информационного воздействие на сознание и формирование определенных взглядов, мотивов, чувств. В диалогах необходимо соблюдать неприкосновенность личности дошкольника. Формирование убеждений у воспитанников идет на основе общего мировоззрения, носителем которого призван быть педагог.
Воспитательный процесс строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых дошкольник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Моральные ситуации для воспитанников всех возрастов ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на «нет». Результат нравственного воспитания проявляется в отношениях дошкольников к своим обязанностям, к самой деятельности, к другим людям.
Чтение и разбор рассказов, стихотворений, сказок нравственной направленности помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети слушают сказки, рассказы и стихотворения, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.
Подводя итог, можно сказать, что вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют дошкольника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. А наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Список используемой литературы
1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М: 1979, т. 11.
2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание. - 1995
3. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт-М, 2001. — 607с.
4. Яновская М. Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4 – с. 24-29.
5. Водзинский Д. И. Научные основы нравственного воспитания школьников. – Мн. : Вышэйш. школа, 1984. 176 с.
6. Рувинский Л. И. Нравственное воспитание личности. -М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. 184 с.
7. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М. : Политиздат, 1984 335 с.
8. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. – М., 1987. 143 с.
9. Болотина Л. Р. ,Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика: 2-е изд. - М., 1997.
10. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. – М., 1985.
11. Свадковский И. Ф. Нравственное воспитание. – М. - 1972. - 144 с.
12. Азаров Ю. П. Искусство воспитания – М. : «Просвещение», 1985г.
13. Подласный И. П. Педагогика – М. : Владос, 2005, -574 с.