Людмила Котова
Сотрудничество Бдоу с социумом в вопросах духовно-нравственного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Поэтому духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач отечественного образования. [2, с. 1]
Публикация «Сотрудничество Бдоу с социумом в вопросах духовно-нравственного воспитания» размещена в разделах
Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно – нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур, и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достает в настоящее время в нашем современном обществе.
Одним из основных принципов стандарта является: приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром. [3, с. 4]
Духовно-нравственное воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений в воспитании подрастающего поколения, т. к. находится на стадии становления и осуществляется в основном педагогами детского сада. [1, с. 4].
В современных социально-культурных условиях развития и расширения спектра различных форм работы с дошкольниками чрезвычайно актуальна проблема поиска и освоения новых вариантов работы - это работа с социумом. Достичь планируемых результатов в реализации современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики, возможно при непосредственном участии и поддержке социальных партнеров.
Потребность перехода ДОУ от сосуществования к сотрудничеству в работе с социумом обуславливается рядом причин: демократизацией образовательной политики государства, изменением образовательных ориентиров, личностным подходом в воспитании, кризисом семьи и ДОУ, выбором родителями ДОУ для своего ребенка, расширение представлений человека о мире, открытость миру, возможность непосредственного приобщения к общечеловеческим ценностям.
Сотрудничество с социумом помогает не только адаптироваться ребенку в окружающей среде, но и расширить его представление о мире вне стен дома и детского сада, дает возможность для организации исследовательской работы с детьми, развития духовно-нравственных чувств. При диагностическом обследовании детей 4 – 6 лет был выявлен низкий уровень нравственных чувств, этических представлений, пассивный интерес детей к истории малой Родины.
Исходя их вышесказанного, мы обозначили следующие задачи:
1. Создание условий для организации разных видов деятельности ребенка, их совершенствования и социально-личностного развития в целом.
2. Приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческих ценностей.
3. Установление элементарных отношений с миром людей, предметов, природы и собственным внутренним миром.
Эти задачи решаются через различные виды деятельности воспитанников и педагога. Работа нашего детского сада с социальным окружением заключается в создании широкой информационной сети, рекламы, презентации, встречами с интересными людьми, и осуществляется через сотрудничество с : клубами; школами; ДЮЦ; советом ветеранов; музеями города; КТОС «Заозёрный-1»; библиотеками; детской поликлиникой; экскурсионными агентствами.
Одной из интересных и перспективных форм расширения кругозора детей, обогащения и расширения словаря являются экскурсии. Причём экскурсии не являются самоцелью, они предполагают дальнейшую работу, охватывая все направления развития личности дошкольников (познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое).
Предпринятые на сегодняшней день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Поэтому немаловажной формой работы в данном направлении выступает взаимодействие с семьёй. Появляясь в современном обществе, ребенок сталкивается с самыми разнообразными трудностями. Поэтому главной и основной задачей взрослых является помощь в овладении определенными знаниями, которые ему понадобятся в самостоятельной жизни, то есть овладение определенными навыками социализации. Семья обладает объективными возможностями для включения ребёнка с первых лет жизни в различные сферы жизнедеятельности. Особую значимость в настоящее время приобретают семейные проекты, которые способствуют укреплению семейных отношений, воспитанию детей в гармонии с окружающим миром. Родители вместе с детьми участвуют в развитии их творческих способностей, формировании мировоззрения и социальной значимости ребенка. Семейное проектирование ориентируется на уникальные отношения «ребенок-взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности.
На сегодняшний день новые формы обретает работа ДОУ со школами. Отношения между ними строятся на основе взаимной выгоды и партнерства. Очень важно, чтобы ребенок был подготовлен к школьному обучению. Преемственность детского сада и школы наш коллектив считает одним из приоритетных направлений в своей работе.
Вот уже несколько лет на базе нашего детского сада и школы № 46 работает клуб «Здравствуй, школа», где планируются и проходят тематические мероприятия, направленные на знакомство детей и родителей со школой. Это не разовые встречи, а целый цикл лекций, бесед, выступлений. Такие мероприятия дают положительные результаты, а главное ребенок с удовольствием идет в школу, зная, что его там ждут, любят и многому научат.
Особое внимание мы уделяем работе нашего учреждения с КТОС «Заозёрный-1». На базе нашего детского сада ежегодно стали проводиться встречи с ветеранами ВОВ, что на сегодняшний день стало традицией. Для ветеранов ВОВ мы проводим выставку рисунков «Дети против войны», «Дети рисуют мир», фестиваль «Песни военных лет».
Наши дети посещают открытые мероприятия ДШИ №10 (экскурсии, концерты, выставки детских работ, в результате которых у детей формируется нравственно – эстетическое восприятие мира, происходит приобщение к миру музыки и искусства, появляется желание в дальнейшем обучаться там.
Одним из важных направлений в работе с социумом – это взаимодействие с ДЮЦ. На базе нашего детского сада работает преподаватель дополнительного образования по физической культуре, который не только проводит физкультурные занятия с детьми, но и спортивные праздники. Для участия в наших концертах мы приглашаем Детский юношеский центр
Благоустройство территории детского сада – это вопрос особой важности в работе нашего коллектива. И здесь с нами рядом наши социальные партнеры : КТОС, депутаты Законодательного собрания и Городского совета, а также родители, силами которых наша территория на глазах у всех превратилась в чудо-сад.
Подводя итоги сотрудничества ДОУ с социумом, можно сделать вывод, что успешно создана новая модель деятельности ДОУ, произошло обновление содержания образования, реализуемого в детском саду. Результатом работы стало: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, установление доверительных отношений между детьми, родителями, педагогами, социальными партнерами, развитие навыков сотрудничества родителей с ребенком.
Активизация этого потенциала позволит нам стабильно добиваться положительной динамики в образовательном процессе ДОУ.
Из этого следует, что социальное партнёрство мы рассматриваем как важнейший ресурс развития социальной активности воспитанников.
Литература:
1. Методические рекомендации по реализации проекта «Моделирование условий нравственного, патриотического воспитания детей в совместной деятельности детского сада и семьи». Заведующая д/с №149 Е. Е. Яцина, г. Ярославль, 2012г.
2. Статья «Система методической работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста», Ю. Лемкина, 2014г.
3. ФГОС ДО