Сурикова
Роль родителей в обеспечении качества образования
▼ Скачать + Заказать документы
Свое выступление мне хочется начать с трех знаменитых высказываний.
1. “Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё : люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”…
(Антон Семенович Макаренко)
2. «Семьи бывают, хороши и семьи бывают плохи. Поручится за то, что семья воспитывает, как следует, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».
(Антон Семенович Макаренко)
Публикация «Роль родителей в обеспечении качества образования» размещена в разделах
3. «Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает первые шаги, а потом перед ним раскрывается невообразимое море знаний. И курс в этом море прокладывает школа…»
(Лев Абрамович Кассиль)
Неотъемлемой частью педагогического процесса являются родители. Без их активного участия нельзя говорить о полноценном развитии личности ребенка. Чтобы семья стала хорошей школой, а школа хорошей семьёй необходимо их правильное и тесное взаимодействие. Сегодня, в нашей стране, некоторые родители рассуждают так : если ребёнок отправляется в школу, то теперь именно она ответственна за его воспитание и образование, ведь там работают специалисты, они и должны обучать. Тем самым эти родители снимают ответственность с себя за своё чадо. Но Конституция РФ гласит, что каждый имеет право на образование и получать это образование гражданин России начинает в семь лет, а до этого его основными педагогами являются родители. С переходом в школу обязанности по заботе о детях никто с родителей не снимает, они обязаны обеспечить получение детьми образования. Таким образом, законодатель должен предоставить родителям право влиять на ход учебного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации внеучебной деятельности класса и принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. На родительских собраниях родители учащихся могут быть активными участниками дискуссий, тренингов и т. п. И он это право предоставляет, но вопрос в том, хотят ли сами родители быть активными участниками в процессе обучения своего ребёнка?
Ответ на данный вопрос я попыталась найти при непосредственном общении с родителями учащихся. Как я и предполагала, далеко не все родители принимают активное участие в обучении своего ребенка, причины этому разные, начиная с занятости и утомляемости на работе и заканчивая нехваткой времени для элементарного общения с ребёнком. Современные родители считают, что посидеть с ребёнком час над домашним заданием и раз в месяц прийти «для галочки» на родительское собрание это нормально. Естественно, что ни о какой активной позиции в процессе обучения своего ребёнка речи не идёт. Но не стоит винить во всём родителей. Некоторые из них заинтересованы в школьной жизни ребёнка, но здесь может появиться другая проблема – учителя.
Для российской школы, характерно то, что учителя не хотят и даже бояться допускать родителей в процесс совместной активной работы с детьми, так как изначально считают, что их рекомендации и требования неправильно будут истолкованы. Почему? Потому что родители, в свою очередь, не всегда высоко оценивают профессиональный уровень учителей, их действия, моральные качества. А результат этого абсолютное непонимание друг друга и от этого непонимания страдает, в первую очередь, ребёнок.
Я считаю, что современный родитель это наблюдатель, он не является активным участником в образовательном процессе ребёнка, и это на сегодняшний день большая проблема, решение которой полностью зависит от самих родителей и администрации, учителей школы. Пока не будет с той и другой стороны осознания и понимания того, что выполнить домашнюю работу вместе с ребёнком или вместо него и сходить на родительское собрание для «галочки» это далеко не «потолок» для современных родителей в процессе обучения своего ребёнка.
В ходе подготовки к педсовету в одной из статей о роли семьи и школы в повышении качества образования натолкнулась на такое высказывание, которое прозвучало как страшный приговор современному состоянию семьи и школы: «Семья и школа – два тяжелобольных человека. И у одного и у другого – кризис ценностей и экономия души». Можно, конечно не согласиться с этим, но «пилюля к сожалению, горькая и неприятная».
Что мы, педагоги делаем, для того, чтобы родители являлись активными участниками в решении главной задачи образования – получение качественного образования их детьми. Организуем
- консультации для родителей (индивидуальные, групповые,
- психолого-педагогические консультации для родителей,
- родительские собрания (общие, классные,
- родительские академии (как форма всеобуча для родителей,
- общешкольные конференции,
- консультационные пункты,
- совместные школьные мероприятия – смотры-конкурсы, игры, спортивные состязания, праздники, выставки, турниры, экскурсии и др.
Проводятся тематические родительские собрания. Для индивидуальной работы с родителями используются беседы. Ведется работа по психолого-педагогическому просвещению родителей, встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями-предметниками.
Такая работа с родителями помогает на практике реализовать формулу «Успех обучения ребёнка – в успешном сотрудничестве учителей, родителей и детей».
Но вот вопрос – а все ли родители откликаются на наши просьбы и являются активными участниками тех дел, которые организовывает школа?
Какие еще надо изобрести формы, использовать методы и технологии, чтобы каждый родитель был ответственен за своего ребенка в вопросе повышения качества образования.
Безусловно, роль родителей в учебно-воспитательном процессе велика. Родители формируют социальный заказ, но и должны помогать школе его выполнять.
Повышение качества образования - это задача не одного года, поэтому важно понимать, что сегодня школа как никогда нуждается в родителях, а мы нуждаемся в ней и надеемся на тесное и плодотворное сотрудничество.
Уважаемые педагоги, мы - люди самой гуманной профессии на Земле. В наших руках прошлое, настоящее и будущее мира. Только Мы, имеем возможность, направлять “семейные кораблики” по реке с названием “Жизнь”. Поэтому крепко держите штурвал, чётко знайте, маршрут, помогайте своим подшефным корабликам обогнуть и “подводные камни”, и миновать бурю, и пройти все пороги горной реки, и просто уверенно направляться к цели, в солнечную погоду. Помогите экипажу каждого корабля стать командой, постоянно учитесь и учите других, не бойтесь признавать и исправлять свои ошибки, шагайте только вперед!