МААМ-картинки

Роль танцевально-ритмических движений в укреплении здоровья дошкольников

Светлана Васильченко
Роль танцевально-ритмических движений в укреплении здоровья дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Что самое дорогое в жизни человека? Здоровье, и еще раз здоровье. Будет ребенок здоров душой и телом - вырастет и уверенно пойдет по жизненному пути. Из каких бы хороших кирпичей мы не строили здание, если фундамент плохой - здание разрушится. Заложить крепкий фундамент здоровья - наша основная задача. Именно в дошкольном детстве формируются основные дыхательные функции ребенка, особенно его физические качества и способности. Начав работу в конце 90-х гг. по общепринятой программе физического воспитания, рекомендованной «Программой воспитания и обучения в детском саду», убедилась, что однообразные казенные физкультурные занятия подчинены жесткой методике проведения, не развивали у детей интерес к спорту, не позволяли выявить и развивать способности; нормативы физической подготовленности не учитывали уровни физического развития, состояние здоровья детей; имел место усредненный подход к физическому воспитанию малышей. Как сделать работу интересной для себя и для детей? Как разработать такую систему физического воспитания, которая не заорганизовывала детей, а решала бы задачи целого эмоционально-интеллектуально-физического комплекса и просто нравилась детям? Необходим был поиск новых нетрадиционных форм работы с детьми.

Публикация «Роль танцевально-ритмических движений в укреплении здоровья дошкольников» размещена в разделах

И такой своевременной, такой нужной для меня оказалась программа В. Т. Кудрявцева «Развивающая педагогика оздоровления»(1999 г., в которой нашли свое отражение идеи Э. В. Ильенкова (здоровый дух сам строит «для себя» здоровое тело, А. В. Запорожца (значение двигательного выражения в управлении детскими движениями, Н. А. Бернштейна (двигательное упражнение-это повторение без повторения, Ю. Ф. Змановского (педагогика оздоровления на стыке физиологии, психологии, педиатрии и педагогики). В своей работе руководствуюсь главными принципами программы В. Т. Кудрявцева:

-развитие воображения через особые формы двигательной активности детей (игровое экспериментирование, имитация, импровизация) ;

-формирование осмысленной моторики (упражнения типа «Стоп-кадр», «Скульптор и глина», «Лепим умелую и уверенную руку»);

-формирование у детей способности к содействию и сопереживанию.

И принципиально новая система, оригинальная авторская программа Н. Н. Ефименко «Театр физического воспитания дошкольников», игровая по форме, новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и самовыражения детей (играя - оздоравливать, играя - воспитывать, играя - развивать, играя - обучать). Этот принцип стал девизом всей моей последующей работы. И совершенно необычный новый подход к оздоровлению, воспитанию и обучению дошкольников средствами физической культуры - в новых интерпретациях нетрадиционных форм - программа Л. Д. Глазыриной «Физическая культура - дошкольникам» ( возможность повышения физической подготовленности на основе принципов : фасцинации (очарования, синкретичности (соединения, объединения, творческой направленности). В книгах Л. Д. Глазыриной столько доброты, тепла и нежности по отношению к «объекту» воспитания – ребенку! И, главное, программа раскрывает особенности работы с детьми со 2 по 6 год жизни, предполагает творчество педагога.

Приоритетным направлением для себя считаю работу по сохранению и укреплению здоровья детей, формированию правильной красивой осанки, профилактике плоскостопия и бронхо - легочных заболеваний; по приобщению дошкольника к здоровому образу жизни. По данным РАМН РФ, в последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей (нарушение осанки, плоскостопие, др. заболевания). В настоящее время профилактика заболеваний и коррекция нарушений у детей являются одним из основных направлений федеральной целевой программы «Образование и здоровье» (2003-2006). Для получения устойчивого развивающего и оздоровительного эффекта мало лишь увеличить удельный вес движений в жизни ребенка. Все зависит от того как двигаться и как оздоравливать. Мне в этом помогает «цветовая» диагностика показателей физической подготовленности детей, где я провожу 11 тестов для детей 4-5 лет и 16-для детей 5-7 лет. Это тесты на быстроту (бег на 30 метров, скоростно-силовые качества (прыжки в длину с места, с разбега, в высоту, через скакалку, метание, бросок набивного мяча, выносливость (бег на 90,120,150 метров (в зависимости от возраста детей, гибкость (наклоны туловища из положения стоя, подъемы из положения лежа на спине, ловкость (бег на 10 метров между предметами, челночный бег (3*10 м); координацию (подбрасывание и ловля мяча, отбивание от пола); статическое равновесие (удержание равновесия). Кроме количественного показателя, который сравниваю со средними показателями физической подготовленности в зависимости от возраста каждого ребенка, учитываю и качественный показатель (бег, прыжки, метание) для каждой возрастной группы. В сводной таблице (далее циклограмма) отмечаю средний уровень розовым цветом, низкий - зеленым, а высокий - оранжевым. В конце года по 7 основным тестам (прыжки в длину с места и с разбега, бег на 10 метров, челночный бег, подбрасывание и ловля мяча, бросок набивного мяча, подъем из положения лежа на спине) определяю общий уровень физической подготовленности детей группы в целом и каждого в отдельности. По цветовой циклограмме с легкостью определяю детей с низким, средним и высоким уровнем количественной и качественной подготовленности; выявляю и работаю над упражнениями, вызывающими затруднения у детей (чаще всего это прыжки через скакалку, школа мяча);высчитываю темп прироста улучшения физических показателей (по формуле В. И. Усакова); составляю процентное соотношение уровней на каждого ребенка и группы в целом. Результаты обнадеживают и радуют. В подготовительной группе «Б» в сентябре прошлого года из 28 детей высокий уровень имели 8 детей (29%, средний- 15 детей (54%), низкий- 5 (17%). В конце учебного года детей с высоким уровнем развития стало 11 человек (39%, со средним- 15 (54%, с низким- 2 (7%). В течение ряда лет проводила утреннюю зарядку, ОРУ в форме ритмической гимнастики, использовала танцевально - ритмические движения с элементами акробатики, йоги, самомассажа, дыхательными упражнениями, работу с нестандартным оборудованием.

Ритмическая гимнастика в своем роде уникальна. Здесь и темп, и интенсивность движений, и работа всех мышц и суставов. Ритмическая гимнастика воздействует на организм не только движением, но и музыкой. Занятиям способствует и большой простор нашего физкультурного зала (70 кв. м., а также эстетика оформления: лилово-розовые тона, зеркальная стена (8 м. в длину, 1,30 м в высоту, где дети могут видеть качество выполнения ими движений.

Общение с искренним и естественным педагогом - союзником стимулирует творчество дошкольников. Веселая музыка, высокая двигательная активность детей создают радостное настроение, заряжают положительной жизненной энергией. Очень часто дети во время выполнения упражнений комплекса напевают мелодию и слова звучащих песен. Сколько ярких и незабываемых эмоций создают у детей музыка и движение - помощники Ее Величества Ритмической гимнастики! Самостоятельно составляю комплексы ритмической гимнастики, ритмических композиций, танцев (около 100, поддерживаю связь с сотрудниками кабинета ЛФК Павловской ЦРБ, хореографами ДМШ, тренерами ДЮСШ. На практике ощутила оздоровительный эффект танцевально-ритмической гимнастики : улучшилась осанка, повысилась физическая выносливость, раскрылись ритмо - пластические и эмоциональные возможности дошкольников. Возникла необходимость в систематизации материалов, в создании авторской программы по развитию танцевально-ритмической деятельности дошкольников «Здоровье – Радость - Красота»(2002-2006 г.).

Актуальность физического воспитания в настоящее время позицировала меня на работу в системе, используя средства физической культуры с оздоровительной, воспитательной и образовательной направленностью. Укрепление здоровья дошкольников, формирование у них жизненно-важных умений и навыков, возможность полно и разносторонне проявить себя в движении, заставить звучать внутренний мир ребенка - это основная задача модифицированной программы «Здоровье – Радость - Красота». Оздоровительное направление программы обеспечивает укрепление здоровья детей средствами физической культуры. В программу включены физические упражнения, способствующие развитию физических качеств двигательных способностей: координация, сила, быстрота, равновесие, точность, гибкость, выносливость; упражнения на формирование осанки, стопы, на развитие органов дыхания, т. е. двигательный статус ребенка. Воспитательное направление программы обеспечивает создание эмоционально- положительной атмосферы для детей. Музыка диктует логику движений. Дети учатся уверенности в движениях, умению держаться свободно, естественно и красиво. Включение элементов программы «Театр - Творчество - Дети» Н. Сорокиной (этюды) и программы «Старт» Л. Яковлевой, Р. Юдиной (подражательные движения) активизируют положительные эмоции и творческие способности детей. Основная моя задача состоит в создании интереса и потребности к танцевально - ритмической деятельности. Этому способствует образовательная направленность программы (разные типы занятий; расширенные комплексы ритмической гимнастики; элементы горизонтального балета Н. Ефименко «Театр физического развития и оздоровления»;танцевальные упражнения с лентами, шарфами, обручами, мячами, скакалками; асаны; дыхательная гимнастика; точечный массаж). Ребенок должен ощутить чувство собственной неповторимости, ощутить свое «Я - волшебник», познать мир по - новому.

В этой деятельности важен не конечный результат, а процесс творчества.

Систематическое использование материалов программы помогает мне подготовить детей к последующему звену в формировании ребенка, является хорошим средством повышения эмоционального тонуса малышей, их гармонического развития гуманистическим путем, средством повышения интереса к самовыражению, к активно- творческой танцевально - ритмической деятельности. В течение ряда лет руковожу спортивно-танцевальной студией «Светлячок».

Мною разработано около 100 танцевальных композиций, которые классифицированы в следующем порядке: комплексы ритмической гимнастики, танцы - выходы, танцы - представления, танцы - финальные композиции, танцы с предметами, танцы с элементами спортивной гимнастики, танцы с элементами пантомимики и балета, танцы - пародии, лирические танцы, танцы - образы, шуточные танцы, танцы ретро, русские народные танцы, танцы народов мира.

Говоря о красоте, чаще всего мы имеем в виду не только черты лица, но и весь внешний облик человека, фигуру, манеру держаться и двигаться. При физической нагрузке всесторонне развиваются все важнейшие мышечные группы, и увеличивается амплитуда движений в суставах. Повышается эффективность работы сердца, возможности которого под влиянием физических упражнений возрастают. Стимулируется работа легких, т. к. при физических нагрузках возрастает потребность в кислороде, увеличивается выделение углекислого газа и увеличивается жизненная емкость легких. Улучшается и активизируется деятельность всех наших органов. Питательные вещества, поступающие в организм с пищей, усваиваются полнее, а вредные остатки переработанных продуктов удаляются быстрее. Так активное движение оздоровляет организм и создает ощущение уверенности в своих силах. При выполнении движений велика роль непосредственной игровой ситуации. Дети с удовольствием выполняют ходьбу, бег, прыжки в соответствии с определенным музыкальным ритмом ( имитация походки животных: медведя, лошадки, гуся, журавля и т. д. ; людей в зависимости от их внутреннего состояния: печаль, радость, усталость; прыжки с принятием игровой роли: лягушки, кузнечика, кошки, тигра, воробья и т. д. Устраиваем «Лягушачий чемпионат», «Прыжковый фейерверк», «Бобриный твист» (по Н. Ефименко).

Танцы и отдельные танцевальные движения являются прекрасным средством физического воспитания. Упражнения и задания на развитие мелких мышц лица и мимики (по В. Кудрявцеву) органично входят в Программу, ведь мимическому компоненту в танцах отводится существенная роль. Лица бывают эмоционально - невыразительными, застывшими. Детям нравятся мимические разминки «Спать хочется», «Вкусное варенье», «Кислый лимон», «Солнышко проснулось». Для ребенка участие в драматизациях и театрализованных играх - всегда праздник. Поэтому на каждом занятии я стараюсь использовать этюды образной выразительности программы Н. Сорокиной; подражательные движения из программы «Старт» Л. Яковлевой, Р. Юдиной.

Главное, на что я обращаю внимание, это приобщение к движению под музыку всех детей - не только способных и одаренных, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности, раскрыть «изюминку» и индивидуальность, а слабые стороны завуалировать. Да, творческий потенциал у всех разный, но возможность научиться одна. Музыкально - ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая, основанная на движениях под музыку, программа будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а так же те психические процессы, которые лежат в их основе. Разработка репертуара - бесконечный процесс и я нахожусь в постоянном поиске «интересинок», знакомлюсь с новейшей литературой, новыми музыкальными записями, разрабатываю новые музыкальные композиции. Я люблю детей, и они отвечают мне взаимностью. Доверительные отношения и непринужденная атмосфера игрового общения - залог успеха, а я создаю ситуацию успеха. Самое главное - процесс движения, доставляющий радость. А я стараюсь чаще улыбаться и хвалить детей, чтобы внушить им уверенность в своих силах.

По желанию родителей осуществляю плановые индивидуальные консультации, где рассказываю о конкретных приемах снятия стрессов у детей (медитация, релаксация, дыхательные, мимические, психо - моторные упражнения и элементы самомассажа).

Считаю своим долгом не останавливаться на достигнутом. Моя мечта - быть признанным и востребованным современным специалистом. Хорошо, если бы наполняемость групп не превышала 15-20 детей. Хотелось бы, чтобы воспитатели групп и дальше были моими соратниками по идее, и большая часть мебели в МДОУ выполняла бы роль «малого физкультурного комплекса», где ребенок может реализовать свой двигательный статус (сквозь, через, под, по и над оборудованием); чтобы в спортзале появились современные мягкие модульные комплексы, тренажеры. Надеюсь на участие в практических семинарах по обмену опытом. Хочется верить, что свой практический опыт у меня получится представить на региональном и российском конкурсах, осуществить общение с творческими коллегами по обмену опытом физического воспитания в детском саду. А я буду продолжать работу по сохранению и укреплению здоровья наших дошкольников.

Публикации по теме:

Чтоб ребенок рос здоровым. Для каждого из нас самым ценным является здоровье. Если ты здоров, то легко справишься с любым делом. «Здоровье, ни за какие деньги не.

Здоровому ребенку жить здорово! Уже более 60 лет жители всей планеты отмечают Всемирный День Здоровья. Этот день отмечают для того, чтобы люди могли понять, какое значение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль танцевально-ритмических движений в укреплении здоровья дошкольников
Опубликовано: 23 июля 2013 в 14:48
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль танцевально-ритмических движений в укреплении здоровья дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Васильченко (УИ 117192) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД