Тамара Бажинова
Роль традиций в работе с родителями по воспитанию здорового образа жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Не секрет, что здоровье – одна из важнейших ценностей человеческой жизни. Здоровый человек бодр, жизнерадостен, активен, живёт полноценной жизнью.
К сожалению, статистика неумолима: количество здоровых людей составляет ничтожно малую часть от общего числа населения страны.
Почему же это происходит? Причин много: социальные условия, неблагоприятная экологическая обстановка, качество медицинского обслуживания. Но одна из главных – в самих людях, в их отношении к собственному здоровью. По мнению демографов, забота о собственном здоровье не является ценностью в рамках менталитета существенной части населения России.
Публикация «Роль традиций в работе с родителями по воспитанию здорового образа жизни» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Когда же следует начинать заботиться о собственном здоровье? Фундамент здоровья закладывается в раннем детстве. Вот почему так важно тесное взаимодействие образовательного учреждения (детского сада) с семьёй ребёнка. Родители должны стать главными помощниками в формировании у детей ценностей здорового образа жизни.
Чтобы ребёнок научился ценить своё здоровье, выполнять правила здорового образа жизни, родители и педагоги должны стать для него образцом для подражания. Взрослые должны помнить о том, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому им следует предъявлять одинаковые требования и к себе, и к детям, воспитывая у них тем самым ответственное отношение к здоровью.
С чего же следует начинать воспитание здорового ребёнка? Пожалуй, с самого простого и в то же время самого трудного – соблюдения режима дня. Находясь в дошкольном образовательном учреждении, дети придерживаются определённого распорядка. А дома во многих семьях распорядок дня не соблюдается. А ведь режим дня – основа крепкого здоровья, правильного развития организма, хорошего самочувствия и настроения. Многие дети в нашей группе после выходных дней приходят перевозбуждённые, раньше времени начинают засыпать за столом во время обеда. Это всё результат нарушенного режима дня на выходных. При беседе родители объясняют, что ребёнок на выходных днях не захотел спать, вечером лёг в кровать позже обычного и т. д. Поэтому родители должны помочь ребёнку в выполнении распорядка дня, стимулируя его похвалой, поддержкой, а главное собственным примером. По данным нашей анкеты «Здоровый образ жизни» многие родители понимают роль режима дня и выделяют его на второе место. И лишь несколько считают режим незначимым в воспитании здорового ребёнка.
Выполнение правил гигиены – также важное условие воспитания здорового ребёнка. В детском саду детям прививают гигиенические умения и навыки: они знают о том, что необходимо мыть руки перед едой, после посещения туалета, после прогулки, знают о важности и необходимости следить за зубами. Но если дома не будут придерживаться этих требований, то это не войдет у ребёнка в привычку, а так и останется навыком. Необходимость соблюдать правила гигиены признают все родители нашей группы, и поддерживают это дома. Поэтому мытьё рук перед едой и после прогулке у детей уже почти сформировано в привычку. Не все дети ещё могут самостоятельно пользоваться носовым платком, так как некоторые родители на это обращают меньше внимания. Из беседы с родителями, стало известно. Что у детей есть свои индивидуальные постельные и гигиенические принадлежности, но не у всех детей детская мебель приспособлена к росту ребёнка (дети едят за общим столом). Почти все родители одевают своих детей по погоде. Но есть и те, кто пытается утеплить детей (в группу по верх колготок одеть носки и т. д.). С ними в группе проводится разъяснительная беседа о вреде этого.
Рост, развитие ребёнка, предупреждение многих заболеваний напрямую зависит от рационального питания: достаточного, доброкачественного, разнообразного, с необходимым количеством витаминов. Сегодня можно говорить о двух крайностях в организации питания в семье: усиленное внимание родителей к питанию ребёнка, что ведёт к перееданию, ожирению и, напротив, достаточно безразличное отношение к тому, когда и что поел ребёнок. Излишняя упитанность детей из-за перекармливания проявляется уже в раннем возрасте, однако она редко волнует родителей, хотя и бывает одной из причин крапивницы или экземы, респираторных заболеваний, более позднего овладения ходьбой и т. д. полные, упитанные дети-дошкольники обычно слабее худощавых, чаще и тяжелее болеют.
При безразличном отношении родителей к детскому питанию, ребёнка рано переводят на «общий стол», не заботятся о разнообразии пищи, не учитывают возрастную потребность в витаминах, тех или иных продуктах (например, молочных, фруктах). В данном случае родители придерживаются правила: еда – это не предмет культа, что есть, то и поели. Естественно, что при таком отношении к детскому питанию в нём преобладают «взрослые блюда», технология приготовления которых не всегда соответствует особенностям растущего организма (жарка, многократные подогревы пищи, использование консервов, острых специй, колбас). По результатам нашей анкеты многие родители считают питание своего ребё нка вне детского сада рациональным : да - 3 человека, отчасти – 5, затрудняюсь – 2. Во время беседы с родителями стало ясно, что не все родители понимают значение «рациональное питание». С родителями была проведена беседа. Необходимо в дальнейшем подготовить для родителей консультацию о рациональном питании детей с 1,6 до 3 лет.
Одно из средств повышения защитных сил организма – закаливание. Известно, что к моменту рождения ребёнка его физиологические механизмы полностью не сформированы, поэтому у него более высокая теплоотдача, чем у старших детей и взрослых, что может привести к более быстрым переохлаждениям или перегреваниям. Такая «забота» о детях не дает возможности для тренировки, совершенствования аппарата терморегуляции, формируется большая уязвимость растущего организма. Как говорилось выше, ребенка, прежде всего, необходимо избавить от перегревания обеспечить рациональной одеждой, не препятствующей его движениям. В условиях семьи целесообразно использовать такие закаливающие процедуры, как создание контрастных температур в быту (например, игра с бегом из прохладного помещения в тёплое, ходьба босиком (по коврику, паркетному полу, траве, песку, сон на свежем воздухе, обтирание, обливание, душ, купание в открытом водоёме, солнечные ванны. По данным анкеты только в одной семье используется целенаправленное закаливание в виде контрастных температур и обливания (Савелий Т.). В остальных семьях в ходе беседы стало известно, что дети дома, в основном, ходят по полу босиком, летом родители с детьми хотят на водоём, с последующем купанием в нём, осуществляют прогулки на свежем воздухе.