Ирина Куликова
Роль туристско-краеведческой деятельности в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка:
Образовательный проект: «Роль туристско – краеведческой деятельности в духовно – нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста»
1. по составу участников - групповой;
2. по целевой установке – информационно - ориентированный проект:
(дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы)
3. по срокам реализации – долгосрочный (август 2013 - май 2014 год)
2. Введение
Публикация «Роль туристско-краеведческой деятельности в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Туристический поход. Конспекты занятий "Мы туристы"
- Темочки
Социально - коммуникативное развитие, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и духовно - нравственные ценности: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстникам, становление самостоятельности, формирование уважительного отношения к своей семье, обществу, развитие социального и эмоционального интеллекта, сопереживания. Поэтому, в настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к воспитанию детей. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и духовно - нравственную сферы. Ответ прост – это туристско-краеведческая деятельность, как один из методов познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, воспитания духовно- нравственных качеств, чувства дружбы и взаимопомощи. При внимательном отношении родителей к вопросам воспитания, каждая совместная прогулка, поход, экскурсия может стать средством формирования патриотических чувств: «Вот здесь жил когда-то.», «Здесь строится.», «Это памятник погибшим.», «Это нуждается в нашем внимании или заботе» и т. д. Самое главное то, что живем мы в сельской местности, и нам доступен выход за пределы детского сада, а также сама территория детского сада по своей площади дает возможность разнообразить двигательную и познавательную деятельность детей.
3. Актуальность
Детский туризм - одно из средств и социально - коммуникативного, духовно - нравственного, познавательного и физического развития. Туризм неразрывно связан с краеведением, имеет целью расширение знаний о малой родине, укрепление здоровья, закаливания, является эффективной формой активного отдыха; развивает жизненно необходимые нравственные качества: приобщение к миру взрослых, гордость за прошлые подвиги дедов, и любовь к родной природе, и желание приумножить своим трудом силы, богатство Родины, и уважение к культурным, духовно-нравственным ценностям своего народа и стремление быть там, где труднее.
Туристско-краеведческая деятельность – это средство, вырабатывающее особый жизненный стиль, в основе которого лежит здоровый образ жизни,
а также способствует развитию у ребёнка науки общения со сверстниками, взрослыми, окружающим миром, создаёт возможность для проявления патриотических чувств по отношению к людям старшего поколения, природе родного края, прежде всего – в соблюдении чистоты в посёлке, лесопарке, на речке, улицах родного поселка. А воспитательно - образовательные отношения, вне строгих рамок учебного года, позволяют опробовать новые интересные формы работы с детьми.
Туризм в нашем детском саду занимает значительное место еще и потому, что приоритетом детского сада является физическое развитие. Мы решили использовать возможности туристско - краеведческой деятельности в решении задач духовно – нравственного воспитания дошкольников. Это предопределило выбор темы данного проекта.
4. Цель и задачи проекта:
Цель:
Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения средствами туристско – краеведческой деятельности (ФГОС ДО)
Задачи:
Образовательные
• Формировать знания о растительном и животном мире своего края
• Развивать поисково-исследовательскую деятельность у детей дошкольного возраста, навыки ориентирования в пространстве
Оздоровительные
• Продолжать работу по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей и их эмоционального благополучия
• Способствовать обогащению двигательного опыта детей в естественных природных условиях и в условиях активизации двигательной активности дошкольников средствами туризма
Воспитательные
• Воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, улице, поселку, малой родине
• Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
• Формировать бережное и заботливое отношение к окружающей природе родного края.
• Способствовать формированию чувства уверенности в своих силах
• Совершенствовать работу по воспитанию духовно-нравственных качеств (сопереживание, доброта, взаимопонимание, желание придти на помощь, сострадание, сочувствие и др., любви к природе через прямое общение с ней
Ожидаемые результаты (в соответствии с ФГОС ДО)
Воспитанник
• Физическое развитие
- обогащение двигательного опыта детей в естественных природных условиях
- сформирована привычка к здоровому образу жизни;
- сформированы основы безопасности жизнедеятельности.
• Социально – коммуникативное развитие
- воспитанник устанавливает положительные, дружеские отношения со взрослыми и сверстниками
- сформирована потребность и готовность проявлять сострадание и сострадание, милосердие, любовь к ближнему
- сформировано позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям, самому себе
- готов к коллективным формам деятельности
- умеет самостоятельно решать конфликты мирным путем
- сформированы практические умения уважительного отношения к природе, человеку, рукотворному миру, к самому себе
- способен управлять своим поведением и способами общения
- способен давать адекватную оценку своему поведению, деятельности
- сформированы навыки самообслуживания, хозяйственно-бытового, ручного труда, труда в природе
- сформированы представления об общественной значимости труда
- уважительно относится к людям труда, бережно к его результатам
- проявление навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, бережного и заботливого отношения к окружающей природе родного края.
• Речевое развитие
- устная речь содержательна, эмоциональна, выразительна;
- речь фонетически, грамматически правильная;
- умеет связно и последовательно выражать свои мысли, понимать смысл текста и передавать его содержание.
• Художественно – эстетическое развитие
- развиты художественное мышление, сенсорные способности
- умеет создавать художественный образ в разных видах творческой деятельности.
• Родители
- повышение уровня активности родителей по формированию духовно – нравственных ценностей детей средствами туристко – краеведческой деятельности.
• Педагог
- освоение идей, методов, приемов, технологий туристско – краеведческой деятельности с детьми и обретение навыков реализации задач духовно – нравственного воспитания средствами туризма.
Задачи работы с родителями:
Активизировать формы работы с родителями по формированию духовно – нравственных ценностей детей средствами туристско – краеведческой деятельности.