Дарья Горлова
Русские народные игры как средство развития детской речи
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Народные игры как средство развития детской речи».
«Как нет человека без самолюбия,
Так нет человека без любви к Отечеству,
И эта любовь даёт верный ключ к сердцу человека…»
К. Д. Сухомлинский
«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребёнку, если в его жизни присутствуют народные игры…
Публикация «Русские народные игры как средство развития детской речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русские народные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Игры — своеобразная школа ребенка. В них развивается речь детей; удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.
Неоценимым национальным богатством являются народные игры.
Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.
К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.
Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.
Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.
Взрослые пересчитывались — стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия взрослых — охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.
Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались считалки: кого выбираешь? Что выбираешь? Что возьмешь?
А. П. Усова, К. Д. Ущинский, П. С. Лесгафт отмечали, что в народных играх ребёнок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, окружающей его среды. Они считали эти игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребёнка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества, воспитанию воли, настойчивости, помогают преодолевать трудности.
Я считаю, что ценность народных игр заключается в том, что они имеют огромный педагогический потенциал в дошкольной образовательной
практике.
Но я хочу понять, как именно народная игра влияет на развитие ребенка, почему ее не может заменить во всем обычная сюжетно-ролевая игра, почему дети во все времена играли и играют в «салки», «жмурки», «фанты». Чем же так интересна, уникальна именно народная игра? Почему и взрослые порой не прочь поиграть в нее?
Испокон веков в народных играх ярко отражались представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, выдумку,находчивость, волю и стремление к победе.
А эти человеческие качества актуальны всегда, значит и выбранная мною тема является актуальной на сегодняшний день.
Данные наблюдений за игровой деятельностью детей помогли мне разработать проект, основанный на приобщении детей к национальной культуре через народные игры, в которых развивается речь.
Тема проекта выбрана не случайно и является продолжением моей темы по самообразованию «Народные игры в жизни ребёнка».
Я считаю, что правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребёнком опыта общественной жизни, умение играть в народные игры имеет решающее значение в развитии речи детей, становлении основ личности.
Именно поэтому, проанализировав уровень воспитанности детей, я пришла к выводу, что у детей недостаточно сформированы нравственно – этические чувства, недостаточно воспитывается любовь к Родине, дети знают очень мало народных игр (подвижных, малоподвижных, хороводных).
Проект составлен в соответствии с требованиями и рекомендациям и программы «Программа воспитания и обучения детей в детском саду под редакцией Комаровой, «Приобщение детей к истокам национальной культуры».
Проект ориентирован на четыре возрастные ступени:
1. Младший возраст – от 3 - 4 лет;
2. Средний возраст – от 4 – 5 лет;
3. Старший возраст – от 5 – 6 лет;
4. Подготовительную к школе группу от 6 – 7 лет.
Проект построен на основе главных методических принципов: учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.
Цель проекта:
Создать систему работы по приобщению детей к истокам национальной культуры через народные игры.
В связи с поставленной целью определись следующие задачи:
1. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
2. Привлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс через проведение народных игр знакомство с праздниками, их обычаями и традициями.
3. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм и т. д.
4. Использовать в своей работе все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомство детей с народными играми.
Участники проекта:
1. Воспитатель: Горлова Дарья Аркадьевна;
2. Дети 1-й младшей группы;
3. Родители и другие члены семьи.
Длительность проекта: в течение учебного года (с сентября 2016г. по май 2017г.)
Предполагаемый результат работы
1. Дети умеют играть в народные игры, используя считалки;
2. Использование детьми в народных играх считалок, потешек, загадок, стихов развивает речь детей;
3. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, читают стихи, исполняют частушки)
Этапы проекта:
I Подготовительный этап:
1) Определение воспитателем темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
2) Определение длительности проекта и участия в нем родителей и детей;
3) Изучение литературы по данной теме:
- М. Ф. Литвинова. Народные подвижные игры для детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М. : Айрис – пресс, 2003.
- О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам национальной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб, : Детство – Пресс, 2004.
- М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова Знакомство детей с русским народным искусством, ремёслами, бытом в детском саду. – СПб. : «Детство – Пресс», 2004.
4) Подготовка наглядного материала:
- письменных консультаций, стендов информации;
5) Оформление фотовыставок;
6) Изготовление атрибутов к народным играм и к праздникам.
II. Основной этап реализации проекта:
1) Составление перспективного плана проведения народных игр с детьми;
2) Обучение родителей проведению народных игр с ребенком;
3) Включение народных игр в конспекты занятий, комплексы утренней стимулирующей гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени;
4) участие родителей в подготовке и проведении досугов, праздников;
5) Составление тематического годового плана;
6) Разработать конспекты народных игр.
III. Заключительный этап:
Анализ проделанной работы:
1) Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей данных возрастов, объема информации, которая может быть ими воспринята.
2) Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми русскими народными играми, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры;
3) Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители, педагог – дети, родители – дети.
4) Родители принимали активное участие в реализации проекта. Научились правильно проводить народные игры в домашних условиях.
План выполнения проекта:
№ Виды деятельности Цели и задачи
1. Изучение тематики, формулировка проблемы. Стимулировать речевое развитие, психические процессы через народные игры.
2. Изучение родителями методической литературы:
- О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам национальной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб, : Детство – Пресс, 2004.
- М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова Знакомство детей с русским народным искусством, ремёслами, бытом в детском саду. – СПб. : «Детство – Пресс», 2004.
Приобщить родителей к чтению и приобретению специальной литературы и тем самым убедиться в эффективности ее применения.
3. Составление перспективного плана проведения народных игр для педагогов и родителей. Систематизировать использование народных игр в работе с детьми.
4. Включение воспитателем народных игр в занятий, в свободную деятельность детей. Дать ощутить детям радость от игр.
5. Справочное бюро для родителей. Консультации на тему: «Пальчиковые шаги», «Речь и пальчики». Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы.
7. Мастер-класс для родителей «Поиграй со мной, мама!» Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта.
8. Письменные консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо играть в народные игры?», «Как проводить с ребенком народные игры». Пополнить педагогические знания родителей, помочь им стать более информированными.
9. Выставка для родителей дидактических игр и пособий для подвижных, настольных и хороводных игр. Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми.
10. Анализ проделанной работы по проекту «Народные игры как средство развития детской речи». Проанализировать результативность проведения народных игр с детьми, обменяться опытом работы по проектной деятельности.
11. «Время подводить итоги». Совместно с родителями выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.
Проект на доступном уровне знакомит детей с традициями, бытом, обычаями народа через народные игры, способствует развитию речи детей, познавательных способностей, формированию нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.
Создала специальную среду с целью приобщения к народной культуре, народному искусству :
1. Составлена картотека народных игр (подвижных, малоподвижных, хороводных, словесно – музыкальных и др.);
2. Разработала перспективный план по приобщению к истокам национальной культуры;
3. В уголках для родителей постоянно помещаю материал по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Масленица» и др.
Проектом помимо народных игр предусматривается развитие интереса к истории жизни и деятельности людей, явлениям природы, воспитания любви к родному краю.
Основной формой работы в данном направлении остаются занятия, которые проводятся как фронтально, так и подгруппами и индивидуально. Наряду с занятиями проводятся праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин, где обязательно дети играют в различные народные игры.
В праздниках принимают участие дети всех возрастов и, конечно же, взрослые. В детском саду регулярно проводятся народные праздники с включением в них народных игр, в которые дети играют с большим удовольствием: «Осенние посиделки», «Масленица», «Зимние святки» и др.
При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяю подбору словесно – музыкальных, драматических, хореографических произведений русского фольклора, а также включению в сценарий народных игр интересных и доступных для детей данного возраста.
Насыщенность праздника произведениями, играми русского фольклора усиливает впечатления и переживания детей. А главное, обеспечивает и естественное приобщение детей к истокам национальной культуры.
Особенное внимание уделяю укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью, способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует положительное отношение друг к другу.
Родители стали активными участниками педагогического процесса они принимают активное участие в проведении русских народных праздников, играют дома с детьми в народные игры, изготавливают атрибуты к различным играм, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.