Получи документы

Русские народные игры как средство развития детской речи

Дарья Горлова
Русские народные игры как средство развития детской речи
▼ Скачать + Заказать документы

Проект «Народные игры как средство развития детской речи».

«Как нет человека без самолюбия,

Так нет человека без любви к Отечеству,

И эта любовь даёт верный ключ к сердцу человека…»

К. Д. Сухомлинский

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребёнку, если в его жизни присутствуют народные игры…

Публикация «Русские народные игры как средство развития детской речи» размещена в разделах

Игры — своеобразная школа ребенка. В них развивается речь детей; удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.

Неоценимым национальным богатством являются народные игры.

Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.

К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.

Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.

Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.

Взрослые пересчитывались — стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия взрослых — охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.

Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались считалки: кого выбираешь? Что выбираешь? Что возьмешь?

А. П. Усова, К. Д. Ущинский, П. С. Лесгафт отмечали, что в народных играх ребёнок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, окружающей его среды. Они считали эти игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребёнка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества, воспитанию воли, настойчивости, помогают преодолевать трудности.

Я считаю, что ценность народных игр заключается в том, что они имеют огромный педагогический потенциал в дошкольной образовательной

практике.

Но я хочу понять, как именно народная игра влияет на развитие ребенка, почему ее не может заменить во всем обычная сюжетно-ролевая игра, почему дети во все времена играли и играют в «салки», «жмурки», «фанты». Чем же так интересна, уникальна именно народная игра? Почему и взрослые порой не прочь поиграть в нее?

Испокон веков в народных играх ярко отражались представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, выдумку,находчивость, волю и стремление к победе.

А эти человеческие качества актуальны всегда, значит и выбранная мною тема является актуальной на сегодняшний день.

Данные наблюдений за игровой деятельностью детей помогли мне разработать проект, основанный на приобщении детей к национальной культуре через народные игры, в которых развивается речь.

Тема проекта выбрана не случайно и является продолжением моей темы по самообразованию «Народные игры в жизни ребёнка».

Я считаю, что правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребёнком опыта общественной жизни, умение играть в народные игры имеет решающее значение в развитии речи детей, становлении основ личности.

Именно поэтому, проанализировав уровень воспитанности детей, я пришла к выводу, что у детей недостаточно сформированы нравственно – этические чувства, недостаточно воспитывается любовь к Родине, дети знают очень мало народных игр (подвижных, малоподвижных, хороводных).

Проект составлен в соответствии с требованиями и рекомендациям и программы «Программа воспитания и обучения детей в детском саду под редакцией Комаровой, «Приобщение детей к истокам национальной культуры».

Проект ориентирован на четыре возрастные ступени:

1. Младший возраст – от 3 - 4 лет;

2. Средний возраст – от 4 – 5 лет;

3. Старший возраст – от 5 – 6 лет;

4. Подготовительную к школе группу от 6 – 7 лет.

Проект построен на основе главных методических принципов: учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.

Цель проекта:

Создать систему работы по приобщению детей к истокам национальной культуры через народные игры.

В связи с поставленной целью определись следующие задачи:

1. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

2. Привлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс через проведение народных игр знакомство с праздниками, их обычаями и традициями.

3. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм и т. д.

4. Использовать в своей работе все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомство детей с народными играми.

Участники проекта:

1. Воспитатель: Горлова Дарья Аркадьевна;

2. Дети 1-й младшей группы;

3. Родители и другие члены семьи.

Длительность проекта: в течение учебного года (с сентября 2016г. по май 2017г.)

Предполагаемый результат работы

1. Дети умеют играть в народные игры, используя считалки;

2. Использование детьми в народных играх считалок, потешек, загадок, стихов развивает речь детей;

3. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, читают стихи, исполняют частушки)

Этапы проекта:

I Подготовительный этап:

1) Определение воспитателем темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

2) Определение длительности проекта и участия в нем родителей и детей;

3) Изучение литературы по данной теме:

- М. Ф. Литвинова. Народные подвижные игры для детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М. : Айрис – пресс, 2003.

- О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам национальной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб, : Детство – Пресс, 2004.

- М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова Знакомство детей с русским народным искусством, ремёслами, бытом в детском саду. – СПб. : «Детство – Пресс», 2004.

4) Подготовка наглядного материала:

- письменных консультаций, стендов информации;

5) Оформление фотовыставок;

6) Изготовление атрибутов к народным играм и к праздникам.

II. Основной этап реализации проекта:

1) Составление перспективного плана проведения народных игр с детьми;

2) Обучение родителей проведению народных игр с ребенком;

3) Включение народных игр в конспекты занятий, комплексы утренней стимулирующей гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени;

4) участие родителей в подготовке и проведении досугов, праздников;

5) Составление тематического годового плана;

6) Разработать конспекты народных игр.

III. Заключительный этап:

Анализ проделанной работы:

1) Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей данных возрастов, объема информации, которая может быть ими воспринята.

2) Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми русскими народными играми, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры;

3) Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители, педагог – дети, родители – дети.

4) Родители принимали активное участие в реализации проекта. Научились правильно проводить народные игры в домашних условиях.

План выполнения проекта:

№ Виды деятельности Цели и задачи

1. Изучение тематики, формулировка проблемы. Стимулировать речевое развитие, психические процессы через народные игры.

2. Изучение родителями методической литературы:

- О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам национальной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб, : Детство – Пресс, 2004.

- М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова Знакомство детей с русским народным искусством, ремёслами, бытом в детском саду. – СПб. : «Детство – Пресс», 2004.

Приобщить родителей к чтению и приобретению специальной литературы и тем самым убедиться в эффективности ее применения.

3. Составление перспективного плана проведения народных игр для педагогов и родителей. Систематизировать использование народных игр в работе с детьми.

4. Включение воспитателем народных игр в занятий, в свободную деятельность детей. Дать ощутить детям радость от игр.

5. Справочное бюро для родителей. Консультации на тему: «Пальчиковые шаги», «Речь и пальчики». Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы.

7. Мастер-класс для родителей «Поиграй со мной, мама!» Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта.

8. Письменные консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо играть в народные игры, «Как проводить с ребенком народные игры». Пополнить педагогические знания родителей, помочь им стать более информированными.

9. Выставка для родителей дидактических игр и пособий для подвижных, настольных и хороводных игр. Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми.

10. Анализ проделанной работы по проекту «Народные игры как средство развития детской речи». Проанализировать результативность проведения народных игр с детьми, обменяться опытом работы по проектной деятельности.

11. «Время подводить итоги». Совместно с родителями выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.

Проект на доступном уровне знакомит детей с традициями, бытом, обычаями народа через народные игры, способствует развитию речи детей, познавательных способностей, формированию нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.

Создала специальную среду с целью приобщения к народной культуре, народному искусству :

1. Составлена картотека народных игр (подвижных, малоподвижных, хороводных, словесно – музыкальных и др.);

2. Разработала перспективный план по приобщению к истокам национальной культуры;

3. В уголках для родителей постоянно помещаю материал по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Масленица» и др.

Проектом помимо народных игр предусматривается развитие интереса к истории жизни и деятельности людей, явлениям природы, воспитания любви к родному краю.

Основной формой работы в данном направлении остаются занятия, которые проводятся как фронтально, так и подгруппами и индивидуально. Наряду с занятиями проводятся праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин, где обязательно дети играют в различные народные игры.

В праздниках принимают участие дети всех возрастов и, конечно же, взрослые. В детском саду регулярно проводятся народные праздники с включением в них народных игр, в которые дети играют с большим удовольствием: «Осенние посиделки», «Масленица», «Зимние святки» и др.

При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяю подбору словесно – музыкальных, драматических, хореографических произведений русского фольклора, а также включению в сценарий народных игр интересных и доступных для детей данного возраста.

Насыщенность праздника произведениями, играми русского фольклора усиливает впечатления и переживания детей. А главное, обеспечивает и естественное приобщение детей к истокам национальной культуры.

Особенное внимание уделяю укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью, способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует положительное отношение друг к другу.

Родители стали активными участниками педагогического процесса они принимают активное участие в проведении русских народных праздников, играют дома с детьми в народные игры, изготавливают атрибуты к различным играм, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.

Публикации по теме:

Театрализованные игры как средство развития речи дошкольников «Театрализованные игры как средство развития речи дошкольников» Слайд №1 Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою.

Играем в русские народные игры «Народные игры» Веселые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, жмурок, догонялок, салочек? Когда возникли.

Русские народные игры для детей 4–7 летРусские народные игры для детей 4–7 лет РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ (4-7 лет) Елена Анатольевна Анохина Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал через игру.

Проект «Русские народные сказки как средство развития речи детей раннего возраста» во второй группе раннего возрастаПроект «Русские народные сказки как средство развития речи детей раннего возраста» во второй группе раннего возраста МДОУ «Детский сад №4 комбинированного вида» Проект «Развитие познавательных и речевых способностей детей раннего дошкольного возраста.

Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников Пояснительная записка. Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении осуществляется как на специальных физкультурных занятиях,.

Развитие речи «Русские народные потешки»Развитие речи «Русские народные потешки» Возраст детей: 2.5-3 года (младшая группа) Интеграция образовательных областей: речевое развитие, коммуникативно- личностное развитие, познавательное.

Русские народные игры для дошкольников Русские народные игры для дошкольников. Цели: Продолжать знакомить детей с русскими народными играми, содействовать развитию внимания,.

Семинар-практикум для воспитателей «Русские народные подвижные игры»Семинар-практикум для воспитателей «Русские народные подвижные игры» С Е М И Н А Р – П Р А К Т И К У М на тему: «Русские народные подвижные игры – средство повышения эффективности физического воспитания детей.

Театр игры как эффективное средство для развития речи ТЕАТР ИГРЫ, КАК ЭФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ Речь. Во всем её многообразии, является необходимым компонентом общения. В процессе.

Театрализованные игры как средство развития речи дошкольников Всем известно, что театрально игровая деятельность оказывает огромное влияние на развитие детей. Она обогащает детей новыми впечатлениями,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Русские народные игры как средство развития детской речи
Опубликовано: 30 августа 2016 в 15:24
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Русские народные игры как средство развития детской речи» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Горлова (УИ 768875) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД