Марина Кокина
Конспект занятия «Русские традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщать детей к русской народной культуре, формировать представление о русском быте.
Задачи:
• Познакомить детей с жилищем русского народа, с избой, через предметы старинного русского быта.
• Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
• Совершенствовать умение лепить из теста.
• Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициями обычаям.
•
Ход образовательной деятельности
1. Орг. момент.
Дети входят в групповую комнату.
Публикация «Конспект занятия „Русские традиции“» размещена в разделах
- Сегодня к нам пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
-Ребята, посмотрите на меня, что на мне надето?
- Сарафан.
- Правильно. Это старинная, русская женская одежда. Посмотрите, какой он красивый, обратите внимание, он украшен разными орнаментами. А когда носили этот сарафан?
Дети:
- В старину.
Воспитатель:
- Да, этот сарафан из далекого прошлого. (Посмотрите какую еще одежду носили.)
Мы сейчас живем, в какой стране?
Дети:
- В России!
Воспитатель:
- Правильно, а в старину называли Русь – матушка. А хотите узнать, что еще интересного было в те времена. Какие традиции существовали на Руси?
Дети:
- Да!
Воспитатель:
- Тогда, возьмемся за руки, отправимся в путешествие. (Идут змейкой, друг за другом, держатся за руки.)
День наступает,
Природа оживает
Солнце встает
Нам светло дает.
Друг на друга поглядим
Про себя поговорим
«Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Все у нас хорошие
Все у нас пригожие»
Мы собираемся
В долгий путь отправляемся.
Посмотрите, ребята, что у нас на пути? Камень – не простой, на нем что-то написано. Читает.
Направо пойдешь - далеко не уйдешь.
Прямо пойдешь – много интересного найдешь.
Налево пойдешь – в чужую группу попадёшь.
Дети, куда же пойдем? Направо или налево?
Дети:
- Прямо.
Воспитатель:
- Ну, что же, в путь!
Дети проходят в зону «изба».
Воспитатель:
- Вот мы и пришли. Дети куда мы попали?
Дети:
- В избу.
Воспитатель:
- Правильно. Посмотрите, сколько здесь интересных вещей.
Дети:
- Здесь стоят самовар, печка, и т. д.
- Посмотрите, как здесь чисто, половички постелены, тепло. Ой, у вас, наверно, в квартирах тоже тепло? А от чего у вас тепло в квартирах?
Ответы детей.
А как вы думаете, почему раньше в избах батарей не было, а было тепло?
Ответы детей.
Конечно, посмотрите, какая здесь печь стоит. Печь в русской избе самое главное. Без печи изба - не изба. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. (Слайд «картинка печки».)
Обращались к ней, как к живой. В старину о ней говорили так:
Ой, ты, печка-сударыня,
помоги нам барыня.
Ты свари, испеки, обогрей,
Освети, полечи и спаси.
В дом богатства неси. (Проговорить с детьми хором, по одному ребенку.)
Почему так ласково люди обращались к печке? – ответы детей.
(Печь не только обогревала избу, на печи сушили одежду, обувь, в печке пекли хлеб, готовили еду. На печи спали, на лежанке, чтоб тепло было.)
Ребята, а вы знаете, что в печи не только кашу, супы да борщи варили, но и еще что-то пекли. Отгадайте загадку:
«Есть такие слова, он всему голова, хрустящей корочкой одет, вкусный, чёрный, белый… (Хлеб.)
С чем вы всегда завтракаете, обедаете, и ужинаете?
Ответы детей: с хлебом.
А какой вы любите хлеб?
Ответы детей.
Давайте мы с вами подумаем и скажем, какой бывает хлеб?
Ответы детей.
Да, хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный. А кто знает, откуда хлеб на стол попадает?
Ответы детей: из магазина.
А как он в магазин попал, я вам сейчас покажу. (Презентация.)
Физминутка:
Подрастает зёрнышко –
Потянулось к солнышку --- (Потянулись.)
С ветерком оно играет --- (Руки вверх.)
Ветерок его качает --- (Прогнулись.)
К земле низко прижимает –
Вот как весело играет! --- (Наклоны туловища, присели.)
Сколько в поле колосков –
Столько сделаем шагов. --- (Ходьба до пят.)
Какой вырос каравай?
Выше руки поднимай! --- (Руки вверх и потянуться.)
(«Откуда хлеб пришел» Презентация.)
1 слайд «Вспахивают поле».
2 слайд «Сеют пшеницу».
3 слайд «Первые всходы».
4 слайд «Спелые колоски».
5 слайд «Уборка урожая».
6 слайд «Везут урожай на мельницу, для того чтобы перемолоть зерна и получить муку».
7 слайд «Из муки замешивают тесто и пекут хлеб».
Раньше хлеб караваем называли, он был круглый, его ножом не резали, его руками ломали. Хлеб почетом и уважением пользовался.
А хотите каравай сами испечь? (Пройдите к столам.)
Тогда садитесь за столы, и начнем готовить. Возьмите кусочек теста. Почувствуйте, какое оно мягкое, тёплое. Своими ручками мы передадим тесту тепло и хорошее настроение. Каравай тогда получиться пышными, душистыми, вкусными.
Дети катают шар.
Расплющивают в лепешку.
Делают украшение
Теперь положим на противень и поставим в печь. Пока наши пироги пекутся, мы с вами отдохнем и споём частушки.
На столе у нас пирог,
Пышки, да ватрушки,
Так давайте же споем
Чайные частушки.
Чай бальзам от всех болезней,
И напитка нет полезней.
Кто здоровым хочет быть,
Больше чая надо пить.
Подавай мне чашку чая.
Ведь люблю я русский чай.
В чае я души не чаю,
Наливай горячий чай!
На Руси - один зарок,
Кроме всякой пищи:
Утром - чай, в обед - чаек,
Вечером - чаище.
Мы про чай вам долго пели,
Даже уморилися.
Но нигде не позабыли
И совсем не сбилися.
Самовар, давай скорей
Чай гостям и мне налей
Собери вокруг стола
Для мира, радости, добра.
Кажется, наш каравай испекся.
Ну-ка посмотрите, какой каравай. Ой, да какой румяный. Вот у нас самовар, да чай готов. Но пора нам в группу возвращаться. Мы возьмем хлеб с собой.
Наше путешествие подошло к концу.
Итог: - Вам было интересно в русской избе?
- А какая русская традиция больше понравилась?
- Что понравилось тебе, Маша? (- Мне русский сарафан
- Мне печка.)
Самая лучшая традиция - Это русское гостеприимство. Приглашаем всех пить чай с караваем.