Алена Колбина
Проект учащихся 4 класса «Русский народный мужской костюм»
▼ Скачать + Заказать документы
Русский народный мужской костюм
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Тонкинская средняя общеобразовательная школа
Районный конкурс исследовательских проектов
для младших школьников «Маленькие исследователи»
Конкурсная работа
на тему:
"Русский народный мужской костюм"
Выполнили:
ученики 4-б класса :
Торопов А., Баев Е.
Тихомиров В., Плотников Е.
Руководитель:
Колбина Алена Николаевна,
Публикация «Проект учащихся 4 класса „Русский народный мужской костюм“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Проекты. Проектная деятельность
- Русский народный костюм
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
учитель начальных классов
МБОУ Тонкинской СОШ
Тонкино
2014
Тема проекта : «Русский народный мужской костюм»
Проблемный вопрос:
Какие тайны скрывает мужской костюм наших предков?
Гипотеза исследования:
Пошив мужского костюма имеет глубокий символический смысл
Цель исследования:
Изучить историю русского народного мужского костюма.
Задачи работы:
1. Изучить литературу, связанную с историей создания русского народного мужского костюма
2. Выявить секреты пошива мужской рубахи
3. Определить, какую роль играют узоры на одежде
Объект исследования: русский народный костюм
Предмет исследования: мужской костюм
Сегодня, наконец-то, приходит понимание того, сколь много потеряно там, где нет воспитания на своих местных, национальных традициях: забыты народные промыслы, многие дети плохо знают традиции и обычаи своего народа, своей семьи.
Мы считаем, что нужно восстанавливать прерванную «связь времен», возрождать духовные ценности, возвратить утраченную любовь к родной земле, её природе, уважительное отношение к предкам. Мы решили изучить литературу, связанную с историей создания русского народного мужского костюма. В ходе работы над проектом мы нашли и прочитали необходимую информацию по созданию мужского костюма, увидели как выглядел мужской костюм несколько веков назад, выполнили рисунки, а также посетили Тонкинский народный краеведческий музей, где еще раз воочию убедились, как выглядел крестьянин в народном костюме.
Русский народный костюм, сохранившийся в крестьянском быту вплоть до начала XX в., является памятником материальной и духовной культуры нации, человечества, отдельной эпохи.
Хранителями древних традиций народного костюма у русских, как и большинства других народов, были крестьяне. Русская крестьянская одежда была защитой от зноя и холода, отличалась удобством, имела обереговое, защитное и престижное значения, выполняла важную ритуальную роль в обрядах и праздниках.
Мужской костюм был менее разнообразен, чем женский. Мужская одежда состояла из домотканой рубахи - косоворотки и также портков, в основном полосатых.
Русская рубашка – косоворотка - традиционная мужская рубаха на Руси. Название раскрывает секрет пошива – воротник-стойка и разрез с застежкой на левом плече, а не напротив кадыка, заставляет голову держать прямо. Изображения рубахи с такой застежкой относят к 12 веку. Косоворотка у древних славян была основой любого костюма. Ее готовили из домотканины. Повсеместно встречались рубахи с красным тканьем в клетку и полоску. Косоворотки шили из полотна, шёлка, атласа. Иногда расшивали по рукавам, подолу, вороту. Они были рабочими и праздничными, все зависело от богатства отделки.
Древнейшей, самой любимой и распространённой нательной одеждой древних славян была рубаха. Языковеды пишут, что её название происходит от корня «руб» — «кусок, отрез, обрывок ткани»—и {родственно слову «рубить», имевшему когда-то ещё и значение «резать». Надо думать, история славянской рубахи действительно началась в глубине веков с простого куска ткани, перегнутого пополам, снабжённого отверстием для головы и скреплённого поясом. Потом спинку и передок стали сшивать, добавили рукава. Учёные называют такой покрой «туникообразным» и утверждают, что он был примерно одинаковым для всех слоев населения, менялся только материал и характер отделки. Простой народ носил в основном рубахи из льняного полотна, для зимы иногда шили их из «цатры» — ткани из козьего пуха. Богатые, знатные люди могли позволить себе рубахи из привозного шёлка, а не позже XIII века из Азии начала поступать и хлопчатобумажная ткань.
Рубаха, непосредственно прилегавшая к телу, шилась с бесконечными магическими предосторожностями, ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу — удерживать в теле. Так, когда кроили ворот, вырезанный лоскут непременно протаскивали внутрь будущего одеяния: движение «внутрь» обозначало сохранение, накопление жизненных сил, «наружу» — затрату, потерю. Этого последнего всячески старались избегать, чтобы не навлечь на человека беду.
По мнению древних славян, следовало так или иначе «обезопасить» необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы.
Ворот рубахи был особенно «магически важной» деталью одежды — ведь именно через него в случае смерти вылетала душа. Желая по возможности этому помешать, ворот столь обильно оснащали охранительной вышивкой (иногда содержавшей — конечно, у тех, кто был в состоянии себе это позволить, — золотое шитьё, жемчуг и драгоценные камни, что со временем он превратился в отдельную «наплечную» часть одежды — «ожерелье» («то, что носят вокруг горла») или «оплечье». Его пришивали, пристёгивали или вовсе надевали отдельно, вот почему при маломальском достатке люди старались обзавестись золотом и благородными камнями и не прятали их в сундук, а размещали на одежде и на собственном теле.
Косоворотки шили длинными, почти до середины бедер, а иногда и до колен. Рубаху носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным кушаком. В месте соединения рукава с боковыми клиньями вшивалась прямоугольная вставка (ластовица, дающая возможность свободно поднимать руки. Наиболее распространённым будничным цветом рубах был синий. У праздничных рубах подол и грудь покрывались вышивкой черными и красными нитками по вороту, подолу, рукавам. Узоры вышивки состояли из растительных или геометрических мотивов. Крестьянин, горожанин и боярин носили рубаху одинакового покроя, разница была лишь в качестве ткани.
Порядок украшения одежды, сложившийся в языческое время, строго соблюдался: узоры, располагались на вороте, оплечье, на низках рукавов и подоле рубахи.
Особое значение придавалось расположению рисунка: нагрудные узоры - защищали сердце и легкие; наплечные - охраняли руки; наподольные -не давали пробраться злым силам снизу.
Особенно обильно украшали праздничные и обрядовые рубахи. Так, на первый день уборки трав полагалось выйти в «покоснице» с широкой узорной полосой по подолу. В праздничный день жатвы обряжались в «пожнивную» рубаху.
Особое значение приобрела мужская рубаха в различных древних обрядах. Повседневная одежда мужчин не имела украшений, а праздничную расшивали жены, сестры или матери цветными шелковыми или шерстяными нитями. У состоятельных мужчин праздничная одежда украшалась золотой тесьмой, серебряными шнурами. В обрядах, связанных с рождением ребенка, наряду с участием мужа приобретала целительное значение и его одежда – от нее ждали облегчения. Поэтому роженицу заставляли перешагнуть через одеяние супруга. Родившегося ребенка заворачивали в рубашку отца. Поношенные мужские рубашки служили первыми пеленками.
Славянские штаны делались не слишком широкими: на сохранившихся изображениях они обрисовывают ногу. Кроили их из прямых полотнищ, а между штанинами («в шагу») вставляли ластовицу — для удобства ходьбы: если пренебречь этой деталью, пришлось бы семенить, а не шагать.
Разреза штаны не имели, а на бёдрах держались с помощью шнурка — «гашника», вставлявшегося под отвёрнутую и пришитую верхнюю кромку.
Другое название одежды для ног — «портки», а также «ноговицы».
Порты шились из полосатого холста с преобладанием синих, серых и белых цветов. Бытовали и широкие штаны (шаровары). Шили их из домотканины, окрашенной в синий цвет. Материалом могла служить и пестрядь в полоску синюю с белым.
Украшались ли штаны? Если верить изображению IV века (часть историков полагает, что там изображены славяне или предки славян) — они могли быть покрыты вышивкой спереди и внизу.
Пояс мужчины носили высоко под грудью, на животе или ниже живота, обкручивая его вокруг стана не менее двух раз.
Завязывался пояс узлом спереди или с боку, чтобы концы свешивались на 20-40см и более. Способ навязывания поясов, обозначал их длину которая варьируется от 1,5 до 4м, отдельные пояса достигают 5-6м. Ширина поясов тоже различна, обычно повседневную рубаху подпоясывают тонким полувершковым поясом (22мм) или вервью (специально сплетенная из льна веревка). Праздничную рубаху подпоясывали разноцветным, с родовой обереговой символикой вершковым поясом (44,45мм, а ритуальную рубаху широким поясом в 1,5-2 вершка(6,5-88,9мм).
Пояс в традиционной одежде объясняется не только функциональной необходимостью, но и наделяется глубоким символическим смыслом. Повязывание пояса означает готовность к деяниям и способность эти деяния осуществить.
Ношение пояса также связывалось с моральным обликом человека. Отсутствие пояса усматривалось как нарушение обще принятых норм поведения. По сей день негативное значение имеют слова «распоясаться, поясничать и т. д.».
Пояс как часть одежды человека принимающая форму круга повсеместно употреблялся в качестве оберега. Считалось, что подпоясанного человека «бес боится», снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, к нечистой силе и т. д.
В славянской традиции пояс это источник жизненной силы. Он обладает оздоровливающими и оплодотворяющими свойствами. Пояс с родовой обереговой символикой является своеобразным фильтром, который защищает человека от негативных влияний из вне: порчи, сглаза, дурных пожеланий и т. д.
Заключение
Работать над проектом нам очень понравилось, мы узнали много нового. Теперь мы знаем, что можно проводить свободное время с пользой и интересно. Очень приятно, когда трудишься вместе с друзьями. Может быть, когда мы вырастем, станем модельерами и уже не забудем о наших народных корнях и традициях. В процессе работы над проектом мы узнали :
1. Русская мужская одежда была защитой от зноя и холода, отличалась удобством, имела обереговое, защитное и престижное значения, выполняла важную ритуальную роль в обрядах и праздниках.
2. Рубаха, непосредственно прилегавшая к телу, шилась с бесконечными магическими предосторожностями, ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу — удерживать в теле.
3. Оберегом служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы.
4. Повязывание пояса означает готовность к деяниям и способность эти деяния осуществить.
Ношение пояса также связывалось с моральным обликом человека. Отсутствие пояса усматривалось как нарушение общепринятых норм поведения. Считалось, что подпоясанного человека «бес боится», снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, к нечистой силе и т. д.
5. Русский крестьянин много бедствовал, часто был неграмотен. Но за ним стояла родная природа, от которой он себя не отделял, великий народ с его историческим и духовным опытом, древнейшая из культур — земледельческая. Им крестьянин служил, их представителем был. Это и выразилось с такой силой в его костюме.
Список использованной литературы
1. Русский народный костюм : Иллюстрированная энциклопедия/ Авт. - сост.
Н. Соснина, И. Шашнина. -СПб. ,1998- 400с.
2. Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-
этнографический источник». –М. ,1978-200с
3. «Мы – славяне» М. Семенова
4.«История костюма» Е. В. Киреева
5. Брайчевская Е. А. Летописные данные о древнерусском мужском костюме X—XIII вв. // В кн. Земли Южной Руси в IX—XIV вв. — К. : Наукова думка, 1995