Получи документы

Проект учащихся 4 класса «Русский народный мужской костюм»

Алена Колбина
Проект учащихся 4 класса «Русский народный мужской костюм»
▼ Скачать + Заказать документы

Русский народный мужской костюм

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Тонкинская средняя общеобразовательная школа

Районный конкурс исследовательских проектов

для младших школьников «Маленькие исследователи»

Конкурсная работа

на тему:

"Русский народный мужской костюм"

Выполнили:

ученики 4-б класса :

Торопов А., Баев Е.

Тихомиров В., Плотников Е.

Руководитель:

Колбина Алена Николаевна,

Публикация «Проект учащихся 4 класса „Русский народный мужской костюм“» размещена в разделах

учитель начальных классов

МБОУ Тонкинской СОШ

Тонкино

2014

Тема проекта : «Русский народный мужской костюм»

Проблемный вопрос:

Какие тайны скрывает мужской костюм наших предков?

Гипотеза исследования:

Пошив мужского костюма имеет глубокий символический смысл

Цель исследования:

Изучить историю русского народного мужского костюма.

Задачи работы:

1. Изучить литературу, связанную с историей создания русского народного мужского костюма

2. Выявить секреты пошива мужской рубахи

3. Определить, какую роль играют узоры на одежде

Объект исследования: русский народный костюм

Предмет исследования: мужской костюм

Сегодня, наконец-то, приходит понимание того, сколь много потеряно там, где нет воспитания на своих местных, национальных традициях: забыты народные промыслы, многие дети плохо знают традиции и обычаи своего народа, своей семьи.

Мы считаем, что нужно восстанавливать прерванную «связь времен», возрождать духовные ценности, возвратить утраченную любовь к родной земле, её природе, уважительное отношение к предкам. Мы решили изучить литературу, связанную с историей создания русского народного мужского костюма. В ходе работы над проектом мы нашли и прочитали необходимую информацию по созданию мужского костюма, увидели как выглядел мужской костюм несколько веков назад, выполнили рисунки, а также посетили Тонкинский народный краеведческий музей, где еще раз воочию убедились, как выглядел крестьянин в народном костюме.

Русский народный костюм, сохранившийся в крестьянском быту вплоть до начала XX в., является памятником материальной и духовной культуры нации, человечества, отдельной эпохи.

Хранителями древних традиций народного костюма у русских, как и большинства других народов, были крестьяне. Русская крестьянская одежда была защитой от зноя и холода, отличалась удобством, имела обереговое, защитное и престижное значения, выполняла важную ритуальную роль в обрядах и праздниках.

Мужской костюм был менее разнообразен, чем женский. Мужская одежда состояла из домотканой рубахи - косоворотки и также портков, в основном полосатых.

Русская рубашка – косоворотка - традиционная мужская рубаха на Руси. Название раскрывает секрет пошива – воротник-стойка и разрез с застежкой на левом плече, а не напротив кадыка, заставляет голову держать прямо. Изображения рубахи с такой застежкой относят к 12 веку. Косоворотка у древних славян была основой любого костюма. Ее готовили из домотканины. Повсеместно встречались рубахи с красным тканьем в клетку и полоску. Косоворотки шили из полотна, шёлка, атласа. Иногда расшивали по рукавам, подолу, вороту. Они были рабочими и праздничными, все зависело от богатства отделки.

Древнейшей, самой любимой и распространённой нательной одеждой древних славян была рубаха. Языковеды пишут, что её название происходит от корня «руб»«кусок, отрез, обрывок ткани»—и {родственно слову «рубить», имевшему когда-то ещё и значение «резать». Надо думать, история славянской рубахи действительно началась в глубине веков с простого куска ткани, перегнутого пополам, снабжённого отверстием для головы и скреплённого поясом. Потом спинку и передок стали сшивать, добавили рукава. Учёные называют такой покрой «туникообразным» и утверждают, что он был примерно одинаковым для всех слоев населения, менялся только материал и характер отделки. Простой народ носил в основном рубахи из льняного полотна, для зимы иногда шили их из «цатры» — ткани из козьего пуха. Богатые, знатные люди могли позволить себе рубахи из привозного шёлка, а не позже XIII века из Азии начала поступать и хлопчатобумажная ткань.

Рубаха, непосредственно прилегавшая к телу, шилась с бесконечными магическими предосторожностями, ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу — удерживать в теле. Так, когда кроили ворот, вырезанный лоскут непременно протаскивали внутрь будущего одеяния: движение «внутрь» обозначало сохранение, накопление жизненных сил, «наружу» — затрату, потерю. Этого последнего всячески старались избегать, чтобы не навлечь на человека беду.

По мнению древних славян, следовало так или иначе «обезопасить» необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы.

Ворот рубахи был особенно «магически важной» деталью одежды — ведь именно через него в случае смерти вылетала душа. Желая по возможности этому помешать, ворот столь обильно оснащали охранительной вышивкой (иногда содержавшей — конечно, у тех, кто был в состоянии себе это позволить, — золотое шитьё, жемчуг и драгоценные камни, что со временем он превратился в отдельную «наплечную» часть одежды — «ожерелье» («то, что носят вокруг горла») или «оплечье». Его пришивали, пристёгивали или вовсе надевали отдельно, вот почему при маломальском достатке люди старались обзавестись золотом и благородными камнями и не прятали их в сундук, а размещали на одежде и на собственном теле.

Косоворотки шили длинными, почти до середины бедер, а иногда и до колен. Рубаху носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным кушаком. В месте соединения рукава с боковыми клиньями вшивалась прямоугольная вставка (ластовица, дающая возможность свободно поднимать руки. Наиболее распространённым будничным цветом рубах был синий. У праздничных рубах подол и грудь покрывались вышивкой черными и красными нитками по вороту, подолу, рукавам. Узоры вышивки состояли из растительных или геометрических мотивов. Крестьянин, горожанин и боярин носили рубаху одинакового покроя, разница была лишь в качестве ткани.

Порядок украшения одежды, сложившийся в языческое время, строго соблюдался: узоры, располагались на вороте, оплечье, на низках рукавов и подоле рубахи.

Особое значение придавалось расположению рисунка: нагрудные узоры - защищали сердце и легкие; наплечные - охраняли руки; наподольные -не давали пробраться злым силам снизу.

Особенно обильно украшали праздничные и обрядовые рубахи. Так, на первый день уборки трав полагалось выйти в «покоснице» с широкой узорной полосой по подолу. В праздничный день жатвы обряжались в «пожнивную» рубаху.

Особое значение приобрела мужская рубаха в различных древних обрядах. Повседневная одежда мужчин не имела украшений, а праздничную расшивали жены, сестры или матери цветными шелковыми или шерстяными нитями. У состоятельных мужчин праздничная одежда украшалась золотой тесьмой, серебряными шнурами. В обрядах, связанных с рождением ребенка, наряду с участием мужа приобретала целительное значение и его одежда – от нее ждали облегчения. Поэтому роженицу заставляли перешагнуть через одеяние супруга. Родившегося ребенка заворачивали в рубашку отца. Поношенные мужские рубашки служили первыми пеленками.

Славянские штаны делались не слишком широкими: на сохранившихся изображениях они обрисовывают ногу. Кроили их из прямых полотнищ, а между штанинами («в шагу») вставляли ластовицу — для удобства ходьбы: если пренебречь этой деталью, пришлось бы семенить, а не шагать.

Разреза штаны не имели, а на бёдрах держались с помощью шнурка — «гашника», вставлявшегося под отвёрнутую и пришитую верхнюю кромку.

Другое название одежды для ног — «портки», а также «ноговицы».

Порты шились из полосатого холста с преобладанием синих, серых и белых цветов. Бытовали и широкие штаны (шаровары). Шили их из домотканины, окрашенной в синий цвет. Материалом могла служить и пестрядь в полоску синюю с белым.

Украшались ли штаны? Если верить изображению IV века (часть историков полагает, что там изображены славяне или предки славян) — они могли быть покрыты вышивкой спереди и внизу.

Пояс мужчины носили высоко под грудью, на животе или ниже живота, обкручивая его вокруг стана не менее двух раз.

Завязывался пояс узлом спереди или с боку, чтобы концы свешивались на 20-40см и более. Способ навязывания поясов, обозначал их длину которая варьируется от 1,5 до 4м, отдельные пояса достигают 5-6м. Ширина поясов тоже различна, обычно повседневную рубаху подпоясывают тонким полувершковым поясом (22мм) или вервью (специально сплетенная из льна веревка). Праздничную рубаху подпоясывали разноцветным, с родовой обереговой символикой вершковым поясом (44,45мм, а ритуальную рубаху широким поясом в 1,5-2 вершка(6,5-88,9мм).

Пояс в традиционной одежде объясняется не только функциональной необходимостью, но и наделяется глубоким символическим смыслом. Повязывание пояса означает готовность к деяниям и способность эти деяния осуществить.

Ношение пояса также связывалось с моральным обликом человека. Отсутствие пояса усматривалось как нарушение обще принятых норм поведения. По сей день негативное значение имеют слова «распоясаться, поясничать и т. д.».

Пояс как часть одежды человека принимающая форму круга повсеместно употреблялся в качестве оберега. Считалось, что подпоясанного человека «бес боится», снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, к нечистой силе и т. д.

В славянской традиции пояс это источник жизненной силы. Он обладает оздоровливающими и оплодотворяющими свойствами. Пояс с родовой обереговой символикой является своеобразным фильтром, который защищает человека от негативных влияний из вне: порчи, сглаза, дурных пожеланий и т. д.

Заключение

Работать над проектом нам очень понравилось, мы узнали много нового. Теперь мы знаем, что можно проводить свободное время с пользой и интересно. Очень приятно, когда трудишься вместе с друзьями. Может быть, когда мы вырастем, станем модельерами и уже не забудем о наших народных корнях и традициях. В процессе работы над проектом мы узнали :

1. Русская мужская одежда была защитой от зноя и холода, отличалась удобством, имела обереговое, защитное и престижное значения, выполняла важную ритуальную роль в обрядах и праздниках.

2. Рубаха, непосредственно прилегавшая к телу, шилась с бесконечными магическими предосторожностями, ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу — удерживать в теле.

3. Оберегом служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы.

4. Повязывание пояса означает готовность к деяниям и способность эти деяния осуществить.

Ношение пояса также связывалось с моральным обликом человека. Отсутствие пояса усматривалось как нарушение общепринятых норм поведения. Считалось, что подпоясанного человека «бес боится», снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, к нечистой силе и т. д.

5. Русский крестьянин много бедствовал, часто был неграмотен. Но за ним стояла родная природа, от которой он себя не отделял, великий народ с его историческим и духовным опытом, древнейшая из культур — земледельческая. Им крестьянин служил, их представителем был. Это и выразилось с такой силой в его костюме.

Список использованной литературы

1. Русский народный костюм : Иллюстрированная энциклопедия/ Авт. - сост.

Н. Соснина, И. Шашнина. -СПб. ,1998- 400с.

2. Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-

этнографический источник». –М. ,1978-200с

3. «Мы – славяне» М. Семенова

4.«История костюма» Е. В. Киреева

5. Брайчевская Е. А. Летописные данные о древнерусском мужском костюме X—XIII вв. // В кн. Земли Южной Руси в IX—XIV вв. — К. : Наукова думка, 1995

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация «Как одевались на Руси. Народный костюм» Сообщение для педагогов «Как одевались на Руси (народный костюм)» Цель: познакомить с историей костюма Задачи: - расширить представления.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ «Русский народный костюм — хранитель истории» Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ с детьми старшего дошкольного возраста. «Русский народный костюм.

Фотоотчет «Русский народный праздник «Масленица»Фотоотчет «Русский народный праздник «Масленица» «Русский народный праздник «Масленица» В нашем детском саду масленица воспринимается воспитанниками более трепетно педагоги ДОУ стараются.

Конспект НОД по аппликации на тему «Народный костюм»Конспект НОД по аппликации на тему «Народный костюм» Цель: Продолжать знакомить с русской народной культурой. Дать представления об истории и особенностях русского национального костюма. Формировать.

Конспект НОД по аппликации в старшей группе «Русский народный костюм» Конспект НОД по аппликации в старшей группе Тема: «Русский народный костюм» Цель: сформировать представления детей о русском народном костюме.

Конспект занятия на тему «Русский народный женский костюм» Конспект занятия. Тема: Русский народный женский костюм. Цель: Познакомство детей с женской национальной одеждой. Оборудование: русская.

Лэпбук «Старинный русский костюм»Лэпбук «Старинный русский костюм» Ознакомление старших дошкольников с национальным русским костюмом - это патриотизм, чувство эстетики и исторические знания. Мой лэпбук.

Открытое интегрированное занятие в подготовительной группе «Русский народный костюм. Женский головной убор»Открытое интегрированное занятие в подготовительной группе «Русский народный костюм. Женский головной убор» Цель: продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры. Задачи: -познакомить с русским национальным головным убором; - учить.

Проект (краткосрочный) младшая группа «Русский народный костюм» Актуальность. Развитие этнокультурного образования подрастающего поколения обусловлено социально-политическими и духовными переменами в.

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 класса «День рождения класса» Цель: содействовать успешному протеканию процесса адаптации учащихся в 5 классе; Задачи: - создать благоприятную атмосферу в классе;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект учащихся 4 класса «Русский народный мужской костюм»
Опубликовано: 28 марта 2019 в 20:17
+42Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект учащихся 4 класса «Русский народный мужской костюм»» (включая файлы) размещена пользователем Алена Колбина (УИ 607484) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД