Светлана Карпова
Консультация «Как одевались на Руси. Народный костюм»
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение для педагогов
«Как одевались на Руси (народный костюм)»
Цель: познакомить с историей костюма
Задачи:
- расширить представления об особенностях народного костюма;
- познакомить и закрепить знания об элементах народного костюма.
Ход.
Публикация «Консультация „Как одевались на Руси, Народный костюм“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Одежда, как одевать ребенка. Консультации для родителей
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Увидеть одежду далёких наших предков можно на рисунках в старинных книгах, на фресках церквей и соборов. Некоторые части одежды и украшений были найдены археологами. Их остатки дают представления о том, как одевались наши предки.
Большая часть жителей Руси занималась земледелием. Одевались они так, чтобы было удобно обрабатывать землю, ухаживать за домашними животными и делать другую работу. Основной одеждой всегда была длинная рубаха. Для всех одного кроя. Длинный рукав, сменные вставки подмышкой, на плечах, локтях, по вороту, по краю рукава и по подолу. Знатность и богатство подчёркивались длиной рукава. Например, длина рукава погребального платья жены Юрия Долгорукова – составляла 2, 5 метра.
Выражение «Остался без последней рубахи» имеет древние корни, т. к. у бедных рубаха была только одна. А знатных людей было не менее трёх рубах. Родственники невесты дарили жениху три рубахи, даже слуги в богатых домах имели три рубахи.
Только в 16 веке рубахи разделились на мужские и женские. Мужские рубахи укоротились, стали чуть ниже колен. Появились рубахи-косоворотки, с медными, костяными или деревянными пуговицами. Пуговицы соединяли разрез с левой стороны высокого ворота. Рубаху подпоясывали кожаным поясом с медной пряжкой. Поскольку карманов не было, то к поясу подвешивали ключи, нож и другие мелочи. Одежда разделилась на верхнюю и нижнюю. Верхняя – шёлковая или из плотной ткани, нижняя – тонкая рубаха. Появились штаны, завязанные верёвкой, позже на пуговицах на боку.
Рубаха вышивалась по подолу, рукавам, предплечьям и вороту. На вышивке изображалась Богиня плодородия Макошь (Мокша, знаки, отображающие принадлежность к сословию, местности.
Позже появляется сарафан – широкое платье на широких лямках. В северных районах сарафаны изготовляли на стёганых подкладках. Ткань красилась в синий, зелёный или темно-бардовый цвет с вышивкой по подолу и на лямках. В южных районах – более лёгкие сарафаны разделялись на праздничные (однотонные) и будничные (цветные). Сарафаны украшались пуговицами, камнями по передней планке и кокетке. Под сарафан поддевались юбки, до 12 штук разных цветов.
До появления юбок были понёвы, которые одевались поверх рубахи и завязывались впереди. Понёва (понява) – обычно шерстяная, красного, синего цвета или клетчатая, полосатая, её носили только женщины, иногда, просватанные девушки, но девушки её не носили никогда.
Фартук – особый элемент одежды, отражающий жизнь женщины, её «паспорт». На нем отражалось в вышивке принадлежность женщины к сословию, местности, количество детей, вид основной деятельности и другое.
Кушак – самотканый пояс, который одевался по верхней одежде, оборачивая торс несколько раз. Он служил оберегом, к нему привязывались необходимые предметы и обереги. Выражение «распоясался» обозначало буквально – снял одежду.
Среди женской одежды была ещё и полурубаха – лиф с рукавами, которую одевали по праздникам поверх рубахи. Это была основная одежда. Зимой надевали овчинный тулуп. С появлением сукна, появилось разнообразие верхней одежды. Например, чуйка – женский, долгий, суконный кафтан, халатного покроя. А также армяк или шуба, без висячего воротника, иногда с воротником из бархата, меха, с черными шнурками и кистями, кафтан и полукафтан с запахом. Мужчины носили архалук – стёганая поддёвка. Бекеш – мужской или женский – сюртук или кафтанчик на меху. В некоторых местностях мужчины и женщины носили бурнусы – верхняя накидка на арабский манер. Душегрея, название говорит само за себя.
Богато одевались князья. Они носили шёлковые рубахи, шитые золотом и драгоценными камнями, перехваченные в талии богато украшенным поясом. Сверху носили плащи из дорогих привозных тканей, с золотой застёжкой (фибула) на правом плече. Одеяние жены князя и его дочерей состояло из двух подпоясанных золотым поясом платьев – длинного нижнего и короткого верхнего. Рукава у нижнего платья были узкие с золотой отделкой по краю, а у верхнего – широкие. Красные и синие цвета в одежде были очень распространены (синие кафтаны и рубашки, красные сарафаны). Свадебные платья долгое время были красными. Издревле известно и символическое значение цветов. Белый – это мир, чистота, правда, откровенность серебро; синий – верность, честность; красный – мужество, смелость, великодушие, благородство; чёрный земля, плодородие; жёлтый – золото, солнце.
Головные уборы.
С 9 по 13 века самый распространённый головной убор – это повой или урус. Это длинная ткань – широкая полоса, оборачиваемая несколько раз вокруг головы, с бахромой на концах. Замужние женщины носили кику или кичку, впереди в виде плоской лопатки. Рогатые головные уборы - прообраз богини Макоши. С 14 века носили плетёные или меховые шапки, которые напоминали колпак, они были шерстяные или хлопчатые с отворотом. Позже они становятся бархатными или плисовыми. В праздники их украшают лентами, бусами. Зимой носили малахаи из овчины. В 14 веке татарская тюбетейка была подарена московскому князю, её обшили мехом и украсили драгоценными камнями, она и послужила прообразом шапки Мономаха. В 15 веке появился головной убор скуфья или туфья. В это же время появились первые парикмахерские.
Клобук – мужской головной убор, разновидность колпака, изготовленного из овечьей валеной шерсти, украшенный пуговицами. Науруз – появился в 17 веке, тоже разновидность колпака с пристёгивающимися полями на двух пуговицах. Поля расшивались или менялись на меховые, другого цвета.
Женские головные уборы делились на девичьи, молодух, женские, а также на праздничные и будничные (домашние). Были и специальные головные уборы – это свадебные, сезонные, городские и крестьянские.
В 17 веке в Вологодской области появился кокошник. Он пришёлся по нраву женщинам и быстро распространился. Также носили подбрусник – мягкую шапочку с подзатыльником. В подбрусник убирались косы. Для этой же цели служил и волосник – плетёная сеточка для покрытия волос, богатое сословие плели их из жемчуга. В конце 17 века в начале 18 века меховые шапки – столбунцы получили большое распространение у казачек и богатых городских женщин, прообраз кубанки. Сверху столбунца надевали шали или платки.
В конце 18 века появляются капоры и чепцы. Капоры изготавливаются из накрахмаленной хлопковой ткани, зимние из меха.
Интересно происхождение венца (короны). Девушки носили ленты в косах, кончик косы покрывался венчиком, треугольником из кожи или бархата. На голове был венчик из металла или ткани, украшенный оберегами (рязами). Чело и лоб должны были быть закрыты. Разновидности венчиков называли корунами. Позже они изменялись и стали коронами.
Обувь.
Основной обувью были кожаные обмотки – поршни и мягкие кожаные туфли с завязками – чёботы. Сапоги шили на одну ногу, потом разнашивали по ноге. С 9 века шили сыромятные сапоги. Подошву изготовляли из нескольких прошитых слоёв кожи и подшивали к сапогам. Позже стали подошву подбивать деревянными гвоздями, потом – железными. Онучи - тканевая обёртка ног в сапоги, искарпетки – меховая обёртка.
Валенки научились валять только в 19 веке, они были очень дорогими. Редко, когда была одна пара валенок на одну семью.
Лапти – основная обувь, поставлялась в Москву из села Мыт, Владимирской области (около 500 пар в год). Лапти плели из лык (липа, ракита, ива, дуб, вяз, берёза). На одну пару шло 5-12 лык, длиной около 2 метров. Одна молодая липа даёт около 3-4 лык. Лыко мочили, очищали от коры и резали на ленты (строки). Лапти носили будничные (более высокие и из широких строк) и праздничные (из вяза, розового цвета). Для тепла и прочности стелили солому. На сенокос носили лапти – рачки (дырчатые). Чуни – лапти из верёвок, оческов пеньки, «волосянки» - плелись из конского волоса. «Каверзни» - из ракиты – самые жёсткие. Обмотки (онучи) были холщовые. Держались лапти на оборах – тонких кожаных ремешках или верёвках. Хороший мастер изготавливал в день 2 пары. Изнашивались лапти быстро - за 3-4 дня, зимой – за 10 дней. Стоили 3 копейки, а сапоги несколько рублей.
Украшения.
Появление их произошло во 2-3 веках до нашей эры, когда наши предки научились обрабатывать медь, а позже бронзу. Это были в основном пряжки и амулеты в виде животных, а также гребни-заколки для волос, медальоны, подвески–обереги, ритуальные топорики. В 6 веке с появлением князей-воевод появляется шейная золотая гривна - символ княжеской власти. Княжеское оплечье - ожерелье из драгоценных металлов с изображением символов княжеской власти.
Главным украшением женщины считалась статная фигура, величественная осанка, плавная лебединая походка. По традиции замужняя женщина должна была носить две косы и убирать волосы под головным убором (кикой). Появиться на людях без головного убора было равносильно позору. Волосы украшались лентами, девушки могли носить длинные распущенные волосы или заплетённые в одну косу. Мужчины стригли волосы в «кружок». Носили серьги и ожерелья, одежду украшали золотыми колтами – круглые бляшки с отверстиями для пришивания. Обильно украшались головные уборы.
В 10 веке с распространением христианства появляются крестообразные языческие амулеты, а позже и просто кресты разного вида.
Искусно украшались застёжки для одежды, они изготовлялись из металла в виде голов животных, цветов и др.
К 16 веку представление о красоте изменилось. Красивой считалась та девушка, которая была полнее, и если вес её не достигал восьмидесяти килограмм, то замуж её выдавали с опаской: как бы жених или его родители не подумали, что невеста больна. Знатная русская боярыня обильно пользовалась косметикой. Кожу белили мелом или пудрой, содержащей свинец, щеки румянили соком свёклы или краской на основе ртути, губы красили помадой, брови чернили сажей, сурьмой, а также и зубы. Считалось неприличным показывать на людях своё неукрашенное лицо, а значит – красоту.
В 17 веке особое положение царя подчёркивалось великолепием его одежды. На торжественный приём царь надевал кафтан из парчи, расшитый жемчугом, драгоценными камнями, «бармах» - широкий парчовый воротник с изображением святых, шапка Мономаха, скипетр и держава в левой руке.