Ольга Щетинина
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром «Самовар кипит, за стол гостей созвать велит»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить с историей происхождения чая и традициями употребления его в России, с разновидностями чая, секретами его заваривания, учить определять вкусовые качества чая, воспитать культуру чаепития, поведения за столом, активизировать познавательный интерес, внимание и память детей, развить логическое мышление и воображение. Развивать связную речь.
Материал и оборудование: волшебная палочка, разновидности зелёного и чёрного чая с травянистыми добавками, баночки для чая, трубочки, самовар электрический, атрибуты для чаепития, запись на кассете с русской народной мелодией.
Публикация «Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром „Самовар кипит, за стол гостей созвать велит“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Самовар
- Темочки
Активизация словаря: чайный куст, сорт, китайский, русский, император, набивать, легенда.
Ход занятия:
Игра «Волшебная палочка»
-Дети посмотрите в окошко
-Какое сегодня утро? (палочка по кругу).
-Давайте скажем комплименты утру (ласковое, доброе, осеннее, радостное, весёлое, тихое или ветреное, пасмурное или ясное, туманное, морозное, тёплое).
-Утро всем нам радо и приветствует нас. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, обнимитесь. Я тоже вас приветствую и посылаю вам свою улыбку. А теперь вы повернитесь, пожалуйста, к гостям поприветствуйте их и подарите им свою улыбку (дети сдувают с руки улыбку).
-А, что делают люди по утрам?
• Идут на работу
• Идут в детский сад
• Делают гимнастику
• Завтракают
• Пьют чай
Молодцы, вот об этом удивительном напитке, чае, мы с вами и будем беседовать.
Если вы замёрзли - чай согреет вас,
Если вам жарко – он вас освежит,
Если вы расстроены – он вас подбодрит.
Если вы возбужденны – он успокоит вас.
-Видите ребята, как важно пить чай, и как важен он для человека.
- А сейчас я вас всех хочу пригласить на выставку чая. Проходите.
Беседа на выставке чая.
- Сегодня мы на выставке чая.
- Как вы думаете, что такое чай? (ЧАЙ- это напиток).
-А из чего заваривают чай? (из листьев чайного дерева, это вечнозеленое растение, высушенные и обработанные листья которого при заваривании дают ароматный тонизирующий напиток).
-Ребята, а вы знали, что чайные деревья достигают в высоту до 15 метров. Представляете это почти в высоту нашего детского сада.
-А как вы думаете, как же собирали, с такого высокого дерева чайные листочки.
-Оказывается, так как чайные деревья были очень высокими, и люди не могли добраться до верхних листьев, для их сбора дрессировали обезьян.
Сбором чайных листьев занимаются в основном женщины. Одним движением надо захватить два листа и одну почку. При этом в корзине не должен оказаться третий лист - тогда снизится качество всего сбора.
-А хотите узнать, откуда пришла традиция пить чай?
-Я сейчас вам расскажу старинную маленькую легенду. Однажды, 5 тысяч лет назад, китайский император путешествовал по стране. Устав от долгой поездки, он прилёг отдохнуть в лесу возле чайного куста. Приказал он своим слугам вскипятить воду. Внезапно подул сильный ветер, несколько листьев с куста попало в котёл. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. Сначала чай делали только в Китае и всё это держали в большом секрете. И только через много лет состоялось первое чаепитие в России. Когда попробовали этот напиток, сказали: «Питьё доброе, вкусное».
- Со временем чай стали выращивать и обрабатывать во многих других странах таких, как: Китай, Индия, Япония, Турция.
Исследования
-Ребята мы ведь с вами пришли на выставку чая. Смотрите что, тут у нас такое, в баночках
-Правильно это чай. А посмотрите чай не одинаковый, он разный.
-Давайте с вами определим по цвету: чёрный, зелёный, красный, жёлтый.
- Определим по запаху: с травяными добавками, без, с лимоном.
- Определим по вкусу: горький, сладкий, кислый (через трубочку).
-А теперь ребята давайте попробуем определить запах чая с завязанными глазами. Молодцы!
Не все люди умели правильно заваривать чай случались смешные истории.
-Один английский моряк привёз в подарок матери чай. Она решила угостить соседей заморским блюдом. Сварила в кастрюльке чай, потом слила горькую тёмно-коричневую воду, а листья разложила по тарелкам и полила растительным маслом и угостила гостей.
-Однажды русский барин поручил своему слуге приготовить чай. Он сварил его, заправил перцем, луком, петрушкой.
Физкультминутка.
-Ребята давайте покажем, как собирают чай, по два листочка и почка, но не в коем случае три. Давайте, разложим на ткань, для сушки. Ветерок обдувает листочки. А теперь, соберём высушенные листочки в корзину. Давайте измельчим листья. И разложим по коробочкам. Запакуем коробочки. Вот чай готов! (дети имитируют движения сбора чая, ветра, сбор листьев, измельчение, раскладывание по коробочкам).
-Молодцы ребята!
Как же попал чай в Россию?
- А как же попал чай в Россию?
Впервые в Россию чай был завезён более 300 лет назад. А было это так. Русский посол боярин Василий Старков привёз монгольскому хану богатые дары от царя. Хан хорошо принял посла и, в свою очередь, передал для русского царя богатые дары, среди которых были аккуратные свёртки с непонятной травой.
-А что это такое? – с обидой спросил посол.
-Мой самый дорогой подарок русскому царю, - ответил монгольский правитель, улыбаясь.
Василий Старков пробовал этот напиток у хана, и он ему ужасно не понравился. Старков хотел его выбросить, но вспомнил слова хана о «дорогом подарке». Так среди прочих даров и попал чай в Москву. Царь, отведав неведомое питьё, вытер рукавом густую бороду и молви: «Ещё!».
-Ребята, а в чём заваривали чай?
- Двести лет тому назад изобрели первый самовар. По всей стране распространялись самовары.
-Смотрите, и на нашей выставке чая тоже имеется самовар. Существует традиция, что чай подавали за столом, уставленным сладостями. Это были сухари, крендели и баранки.
-Я хочу пригласить вас за стол и попить чаю. Сейчас мы с вами будем пит чёрный чай потому, что он самый полезный для человека и, выпив его он чувствует себя бодрее.
Дети пьют чай.
-Ребята, как вы чувствуете себя после приёма чая?
-Взбодрились? ДА!
- Что нового вы сегодня узнали?
-Вам понравилось занятие?
-Все сегодня молодцы, всем спасибо!