Получи документы

План-конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для детей 2 лет «Семейные обычаи на Руси»

Наталья Мельничук
План-конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для детей 2 лет «Семейные обычаи на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД№10 «ЩЕЛКУНЧИК»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. САЯНОГОРСК

Конспект открытого занятия

План - конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию для детей 2 лет.

Тема: «Семейные обычаи на «Руси»»

Публикация «План-конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для детей 2 лет „Семейные обычаи на Руси“» размещена в разделах

Подготовила воспитатель : Мельничук Н. А.

План - конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию для детей 2 лет.

Тема: «Семейные обычаи на Руси»

Цель: познакомить детей со старинными семейными обычаями.

Задачи:

Образовательные задачи.

Дать представление детям о купании, одевании, укачивании ребенка в старину.

Закрепить знания старинных русских имен: Тимофей, Егор, Степан, и др.

Обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбелька, чугунок; определениями: старинный, колыбельная.

Развивающие задачи.

Развивать познавательную активность детей в процессе формирования

представлений о старинных семейных обычаях.

Развивать связную речь, внимание, память, мышление.

Расширять кругозор и словарный запас детей.

Развивать художественно-творческие способности детей.

Воспитательные задачи.

Воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости и уважения к своему народу

Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.

Методы и приемы: наглядный, практический, игровой, беседа, показ, объяснение.

Формы и виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-

исследовательская, продуктивная.

Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой, атрибуты русской избы, русские народные костюмы, кукла, уголек, зернышки, монетки, кувшин с водой, ушат, полотенце, русская рубашка, колыбелька, хлеб и соль,

Ход занятия

Дети и воспитатель под русскую народную музыку входят в групповую комнату.

Воспитатель :

Мы красиво нарядились,

Вкруг себя оборотились.

Вышли песенки попеть,

На людей посмотреть!

Вышли дружно поиграть –

Себя людям показать!

Воспитатель : Ребята, с давних времен на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами: здравствуйте, доброго здоровья, здорово ли живешь. Давайте и мы поздороваемся, друг с другом и поклонимся, как в старину.

Дети встают в круг, говорят друг другу приветственные слова с поклоном.

Девочки с поклоном: Здравствуйте, добрые молодцы!

Мальчики с поклоном: Здравствуйте, красны девицы!

Все дети гостям: Здравствуйте, гости, дорогие!

Воспитатель : Сегодня мы отправимся с вами в прошлое, во времена наших давних предков, узнаем что-то новое, встретимся с уже знакомыми вам вещами и предметами. (Воспитатель с детьми, держась за руки, закручиваются в «змейку» и обратно, проговаривая слова:

«Кручусь, верчусь, в старине окажусь!»

Воспитатель : Вот мы и в старине. Это наша изба. А мы с вами одна большая и дружная семья,

как у нас в избе чисто, половички постелены. А сколько здесь интересных вещей и предметов. Сегодня я вам расскажу, для чего эти предметы значили для людей. Достает из сундука и приговаривает.

Жила одна семья.

Оставила в наследство нам

Большой сундук добра.

Его сейчас откроем

И поведём рассказ,

Как жили наши предки

Всего лишь век назад.

Вот старинные кувшины.

Сделаны они из глины.

Варили в них пищу на целый день,

Кушай кашу кому не лень.

А вот это лапоточки.

Прыгали в них через кочки.

Плели их из лыка,

Не обходилось здесь без кочедыка.

Рубашка самотканая у дедушки была,

Украшена узорами по вороту она.

А как кушак добавишь, то весь наряд готов.

На торжество красивый, довольный ты пойдёшь.

Умывались ключевой водицей

Утирались рушником.

Изо льна его соткали,

Украсив вышивкой потом.

Чугунок, ты чугунок!

У тебя ни рук, ни ног.

В черной саже, весь копчёный,

Не украшен, но ядрёный!

А какие щи с капустой,

Он во главе стола - большой начальник:

Зеркально блещут медные бока,

На голове - пыхтит с заваркой чайник,

Внутри - воды кипящая река.

Случайно не задень его руками:

В его стальной утробе - жгучий жар!

Гостей приветит чаем с пирогами

Семьи поилец - русский самовар.

Воспитатель : Ребята, а почему у нас в избе так тепло? (Ответы детей) Конечно, посмотрите, какая у нас печь стоит. Давайте присядем у печи, погреемся, полюбуемся на огонек. (Воспитатель и дети садятся на лавки у печи.) Печь в русской избе самое главное. Без печи изба - не изба. Затрещит мороз на дворе, завоет

ветер в трубе, а у печки тепло и уютно.

Воспитатель начинает говорить, а дети подхватывают:

Ой, ты, печка-сударыня,

помоги нам барыня.

Ты свари, испеки, обогрей,

Освети, полечи и спаси.

В дом богатства неси.

Почему мы так ласково печке говорим?

Ответы детей.

Воспитатель : Печь не только обогревала избу, на печи сушили одежду, обувь, на печи спали, на лежанке,

чтоб тепло было, в печке пекли хлеб, готовили еду.

Раздается звук плача ребенка.

Воспитатель : - Ой, ребятушки, это же плачет наш недавно родившийся малыш. Нужно его успокоить и

покачать.

Достает из колыбельки куклу.

- На, Эля, покачай. (Девочка качает куклу, а все вместе с ней : (а-а-а-а, плач стихает.)

Воспитатель :

- Ну вот, успокоился. Родился наш малыш, а мы ему имя еще не дали. Как мы его назовем? Дети, какие вы знаете русские старинные имена?

Дети предлагают имена: Тимофей, Егор, Степан. Выбирают одно имя - ребеночка называют Илья.

Воспитатель : А вы знаете, что сейчас, пока ребенок маленький, его мы все будем называть ласково. Как можно ласково назвать Илью?

Дети: Илюшенька.

Воспитатель : А когда он вырастет, то его уже будут называть Ильей. Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?

Сейчас тебя зовут Даша, а когда ты вырастишь, то тебя будут звать Дарьей. Тебя зовут Дима, а будут называть Дмитрием т. д.

Воспитатель :

- Молодцы. Вот мы и познакомились с Илюшенькой и назвали ему свои имена.

Воспитатель : Пришла пора и искупать нашего малыша. (Идут к столу, где стоит таз, кувшин с водой,

полотенце, уголек, зернышки, монетки). Смотрите, я здесь для Илюшеньки приготовила предметы, что же

это? ( Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки).

Дети: Уголек, зернышки, монетки.

Воспитатель : А вы знаете, зачем нашему Илюшеньке эти предметы?

Дети: Нет!

Воспитатель : Когда ребеночка в первый раз купают - уголёк, зёрнышки и монетки кладут в таз с водой.

Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Илюшеньке.

Ребёнок кладет уголек.

Воспитатель : «Привыкай к домашнему теплу».

Дети повторяют.

Ребёнок кладёт зёрнышко.

Воспитатель : «Будь всегда сыт».

Дети: Будь всегда сыт.

Ребёнок кладет денежку.

Воспитатель : «Будь всегда богат».

Дети: Будь всегда богат.

Воспитатель : А теперь давайте искупаем Илюшеньку. Артем помоги мне.

Воспитатель купает, мальчик поливает из кувшина воду, все вместе приговариваем

Мыли-мыли-мыли-мыли

Бело-набело отмыли

Лишь головка одна

Всё черным-черна!

Воспитатель : Давайте София, Ксюша полотенце, вытрем Илюшеньку.

Дети вытирают куклу. Вместе говорим:

Воспитатель : Полотенце вышито и бело

Вытирай-ка малыша умело

Будет чистеньким малыш

Вырастет у нас крепыш.

Воспитатель :

- Ну, вот мы помыли, вытерли Илюшеньку, а теперь пора нам его…

Дети: - Одевать.

Воспитатель :

- А во что?

Дети (дети высказывают свои версии)

Воспитатель :

- Одевать будем вот в эту отцову рубашку. Посмотрите… какая она?

- Большая, красивая, праздничная

- А почему в отцову рубашку? Как вы думаете?

Дети (ответы детей)

Воспитатель :

- Отец с матерью хотят, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же здоровым, крепким, работящим, честным, как и они. - Данила и София, оденьте Илюшеньку.

Дети одевают куклу.

Воспитатель : приговаривает с детьми

Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается..

Воспитатель : - Что-то зевает наш Илюшенька. София погладь его.

Вместе говорим:

Маленькие заиньки

Захотели баиньки,

Захотели баиньки,

Потому что заиньки.

Мы немножечко поспим,

Мы на спинке полежим.

Мы на спинке полежим

И тихонько посопим.

Воспитатель : Пора нести Илюшеньку- В колыбельку

Воспитатель :

- Посмотрите, какая колыбелька у нашего Илюшеньки?

- Колыбельку сделали такую, чтобы ребёночка можно было качать в любую сторону.

Дети кладут ребёнка в колыбельку.

Что наш ребеночек крепко уснул, нужно спеть…

Дети: - колыбельную.

Воспитатель :

- А что такое колыбельная?

Дети:

- Это песенка, под которую засыпает ребенок.

Воспитатель :

Дети, а давайте вместе споем колыбельную для Илюшеньки.

Баю-бай,баю-бай

Ты, собачка, не лай

Белобока не скули

Ты Илюшу не буди.

Баю-баю-баю-бай

Спи, Илюша, засыпай!

Воспитатель : - Вот и уснул наш Илюшенька. Дети, а вам понравилась колыбельная? (ответ детей). А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток?

Воспитатель : Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?

Показывает детям кусочек хлеба и соли.

Дети:- Хлеб и соль.

Воспитатель :

- Правильно, хлеб да соль. Это бабушка с дедушкой приходили и положили внучку кусочек, а нам целый

каравай оставили. Илюшенька ведь у нас долгожданный, желанный. Появился в доме, а мы его хлебом-

солью и встречаем. Попробуйте все по кусочку. Давайте и гостей наших угостим, пусть разделят с нами

нашу радость. Давайте вместе скажем Илюшеньке :«Наконец-то ты родился, Илюшенька! Долго мы тебя ждали!» Воспитатель : Ребята, пора нам возвращаться в наше время. (Воспитатель с детьми, держась за руки,

закручиваются в «змейку и обратно, проговаривая слова: «Кручусь, верчусь, в настоящем окажусь!»

Вам было интересно?

- Что нового и интересного вы узнали? О чём вы дома расскажете родителям?

- С кем познакомились? (с младенцем Илюшенькой)

Дети я желаю вам никогда не забывать своих традиций

Умный сильный наш народ

Свою землю бережёт.

Публикации по теме:

«В гости к кошке Мурке». Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе«В гости к кошке Мурке». Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе "В гости к кошке Мурке" конспект занятия Программное содержание: - подводить детей к умению называть свое имя и фамилию. - способствовать.

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Семейные обычаи на Руси»Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Семейные обычаи на Руси» Цель: Развивать чувство патриотизма и любви Родине. Расширять представление о старинных семейных обычаях. Задачи: Образовательные: 1. Воспитывать.

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группеКонспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе Цель:Развивать нравственно-патриотическое воспитание у детей младшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Обобщить знания детей о растительном.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Моя семья» (младшая группа)Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Моя семья» (младшая группа) Программное содержания: 1. Систематизировать представления детей о семье 2. Воспитывать привязанность ребенка к своему дому, любовь и заботливое.

Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина»Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина» Конспект занятия в старшей группе по нравственно - патриотическому воспитанию: «Моя Родина»Интеграция образовательных областей:«Коммуникация»,.

Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольников Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольниковСентябрь. Тема: «Детский сад» 1. Экскурсия по детскому.

Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей 1 младшей группы (апрель-май) АПРЕЛЬ Семья 1. Беседа о том, что такое семья. 2. Рассматривание фотографий членов семьи детей. 3. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Вместе.

Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию «Неделя знакомства с Конституцией России» Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Неделя знакомства с Конституцией России".

Перспективный план работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе Перспективный план работы с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию в подготовительной группе. Воспитатель МБДОУ №16 д\с.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия — Родина моя» для старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия — Родина моя» для старшего дошкольного возраста Цель: Закрепить знания детей о нашей стране, продолжать формировать представления о том, что наша страна – Россия. Систематизировать знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для детей 2 лет «Семейные обычаи на Руси»
Опубликовано: 25 октября 2021 в 10:31
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План-конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для детей 2 лет «Семейные обычаи на Руси»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Мельничук (УИ 2473344) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД