Ларина Наталья
Сенсомоторное развитие детей третьего года жизни в процессе лепки
▼ Скачать + Заказать документы
«Сенсомоторное развитие детей третьего года жизни в процессе лепки».
В отечественной педагогической науке и практике накоплен достаточный опыт по сенсомоторному развитию детей раннего возраста, в том числе определены и условия, при которых лепка будет способствовать развитию малышей в этом направлении.
Публикация «Сенсомоторное развитие детей третьего года жизни в процессе лепки» размещена в разделах
- Лепка. Все материалы по лепке
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Требования Федерального государственного образовательного стандарта нацеливают нас на формирование у детей первичных представлений о свойствах окружающего мира, на развитие мелкой моторики рук, которые лежат в основе сенсомоторного развития, ориентируют воспитателей на организацию творческой деятельности дошкольников, в том числе и изобразительной. Также актуальность выдвинутой темы обусловлена особенностями развития детей раннего возраста и недостаточно полным использованием в практике возможностей лепки в сенсомоторном развитии малышей.
В отечественной педагогической теории и методике даны определение, задачи, предложены способы и средства сенсомоторного развития детей раннего возраста :
Н. М. Щелованов : «Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы».
Г. А. Урунтаева: «Сенсомоторное развитие детей третьего года жизни - это особая познавательная деятельность, имеющая свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом».
При этом многие педагоги и психологи отмечают, что в лепке ребенок осознает различные свойства пластилина, знакомится с объемной формой, строением и пропорцией предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности:
И. Я. Гинцбург: «В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета».
Н. Б. Халезова, Н. А Курочкина, Г. В. Пантюхина: «В лепке ребенок осознает различные свойства глины и пластилина, знакомится с объемной формой, строением и пропорцией предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности»
В соответствии с этим мы определили и идею нашей работы: лепка обладает уникальным педагогическим потенциалом для сенсомоторного развития детей с самого раннего возраста; чем больше интерес ребенка к лепке, чем чаще он лепит, чем разнообразнее пластический материал, тем активнее у него развивается сенсомоторика и изобразительные способности.
Для подтверждения данной идеи была определена цель: сенсомоторное развитие детей третьего года жизни в процессе лепки.
Сформулированы задачи, направленные на развитие интереса к объектам окружающего мира, к лепке, на сенсомоторное развитие малышей в процессе освоения приёмов лепки :
- Обогащать образные представления об объектах окружающего мира. Стимулировать проявление эстетических чувств детей, умение замечать красоту окружающего мира, испытывать эстетическое удовольствие.
- Способствовать обогащению непосредственного чувственного опыта детей в процессе лепки. Помогать обследовать предметы, пластический материал, выделяя их свойства (цвет, величину, форму и т. д.)
- Содействовать развитию мелкой моторики кисти рук, формированию основных пространственных ориентиров в процессе обследования предметов, лепки из пластических материалов.
- Оказывать помощь в освоении основных приемов лепки (отламывание кусочков, раскатывание прямыми и круговыми движениями, сплющивание, соединение двух частей).
- Поддерживать интерес к лепке через использование игровых приемов, через обыгрывание творческих работ.
Педагогическая деятельность по теме была организована в три этапа. На первом этапе мы изучили методическую литературу по проблеме, провели анкетирование родителей и педагогическую диагностику, подобрали необходимый материал, разработали перспективный план с учетом программных задач по освоению основных приемов лепки и задач сенсомоторного развития, тем недели, на основе методических пособий, определенных в Образовательной программе нашего детского сада.
На втором, основном этапе, мы старались создать необходимые условия, которые способствовали сенсомоторному развитию детей в процессе лепки. Прежде всего это эмоционально-образное восприятие действительности в процессе наблюдений, рассматривания объектов окружающего мира, которое способствует развитию образных представлений, возникновению и закреплению интереса к передаче в лепке того или иного образа. Наблюдение часто сопровождается обследованием, более детальным рассматриванием признаков, свойств предмета. Это позволяет выделить выразительность форм, цвета, пропорций, особенности материала. Обследование предмета мы широко использовали и непосредственно перед лепкой, что способствовало обогащению чувственного и сенсомоторного опыта детей.
В качестве предварительной работы перед лепкой, для активизации моторики, представлений о свойствах предметов мы использовали и различные игры – пальчиковые, дидактические с различным материалом, игровой самомассаж.
Для лепки мы использовали различный пластический материал, что также способствовало развитию движений пальчиков и ладоней. В процессе НОД мы с детьми лепили из солёного теста, пластилина, бумаги, а в не занятий ещё и из речного и кинестического песка. Тем самым малыши постигали свойства различных пластических материалов, у них развивались тактильные ощущения. Этому способствовало и использование вспомогательных материалов – печаток, формочек, стек, а также различного бросового и природного материала – палочек, пуговиц, шишек и так далее.
Для привлечения внимания малышей к пластическому материалу мы использовали и игры-экспериментирования «Пищащий комочек», «Угадай, на что похоже?» и другие, в процессе которых в кусочке пластилина дети с помощью воспитателя или самостоятельно могли увидеть любой образ и могли обыграть его.
Лепка привлекает детей материалом, но кроме этого на третьем году жизни малыши должны освоить основные движения, являющиеся элементарными операциями лепки. И когда ребенок разминает пластилин в руках, раскатывает, сплющивает, создает из него детали разных форм, присоединяет их друг к другу, стараясь как можно точнее передать форму, он активно работает пальцами и ладонями. Тем самым развивается мелкая моторика рук. Кроме этого в процессе лепки мы непосредственно сопоставляли части предметов между собой, определяли их величину, сравнивали, чередовали по цвету.
Еще одно из условий сенсомоторного развития детей в лепке – это использование игровых методов, приёмов сотворчества, которые развивают интерес малышей к лепке. А чем чаще ребенок занимается лепкой, тем активнее у него развиваются изобразительные способности, а пальчики и ладони крепнут. Игровые приемы мы использовали перед лепкой для привлечения внимания к изображаемым предметам, к их свойствам, мотивирования деятельности, объяснения приемов изображения. Также использовали обыгрывание как готовой поделки (прибежала курочка, клюет вкусные зернышки, так и незаконченной. Например, «Ой, какой мостик получается, только давай бревнышки поближе друг к другу положим, чтобы матрёшка по нему прошла и не споткнулась».
Лепка тесно связана с игрой, объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней, поэтому мы очень часто используем поделки в сюжетно-отобразительных, строительных играх, в процессе общения. Ну и, конечно, широко используем дидактические игры и упражнения с вылепленными фигурками, которые позволяют закреплять сенсорные признаки предметов : разложим большие яблочки в большие корзинки, а маленькие в маленькие; положим красные конфеты в красную тарелку, а желтые – в желтую и так далее.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе способствует как сенсомоторному развитию детей, так и развитию навыков лепки. Благодаря этому малыши могут осваивать действия с пластическими и другими сопутствующими материалами не только в процессе НОД, но и в свободное время.
Успешное освоение сенсорных свойств предметов, развитие навыков лепки и мелкой моторики невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. С этой целью использовались следующие формы взаимодействия с родителями:
-Анкетирование родителей
-Консультация для родителей «Такой разный пластилин», «Лепка как средство развития мелкой моторики»
-Совместные творческие выставки «Вместе с мамой»
- Папки-передвижки «Развитие мелкой моторики средствами лепки», «Способы лепки»
-Семинар для родителей «Пальчиковые игры в жизни ребенка»
-Презентация для родителей «Чудо - жгутики»
-Публикации в сети интернет на сайте ДОУ и на персональном сайте
На третьем, заключительном этапе работы по проблеме, мы определили эффективность нашей педагогической деятельности. Наблюдения за детьми показали, что к концу учебного года дети стали чаще лепить, освоили приёмы лепки, сенсорные свойства предметов в соответствии с возрастом, движения рук стали точнее и увереннее.