Получи документы

Сенсомоторное развитие детей третьего года жизни в процессе лепки

Ларина Наталья
Сенсомоторное развитие детей третьего года жизни в процессе лепки

«Сенсомоторное развитие детей третьего года жизни в процессе лепки».

В отечественной педагогической науке и практике накоплен достаточный опыт по сенсомоторному развитию детей раннего возраста, в том числе определены и условия, при которых лепка будет способствовать развитию малышей в этом направлении.

Публикация «Сенсомоторное развитие детей третьего года жизни в процессе лепки» размещена в разделах

Требования Федерального государственного образовательного стандарта нацеливают нас на формирование у детей первичных представлений о свойствах окружающего мира, на развитие мелкой моторики рук, которые лежат в основе сенсомоторного развития, ориентируют воспитателей на организацию творческой деятельности дошкольников, в том числе и изобразительной. Также актуальность выдвинутой темы обусловлена особенностями развития детей раннего возраста и недостаточно полным использованием в практике возможностей лепки в сенсомоторном развитии малышей.

В отечественной педагогической теории и методике даны определение, задачи, предложены способы и средства сенсомоторного развития детей раннего возраста :

Н. М. Щелованов : «Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы».

Г. А. Урунтаева: «Сенсомоторное развитие детей третьего года жизни - это особая познавательная деятельность, имеющая свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом».

При этом многие педагоги и психологи отмечают, что в лепке ребенок осознает различные свойства пластилина, знакомится с объемной формой, строением и пропорцией предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности:

И. Я. Гинцбург: «В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета».

Н. Б. Халезова, Н. А Курочкина, Г. В. Пантюхина: «В лепке ребенок осознает различные свойства глины и пластилина, знакомится с объемной формой, строением и пропорцией предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности»

В соответствии с этим мы определили и идею нашей работы: лепка обладает уникальным педагогическим потенциалом для сенсомоторного развития детей с самого раннего возраста; чем больше интерес ребенка к лепке, чем чаще он лепит, чем разнообразнее пластический материал, тем активнее у него развивается сенсомоторика и изобразительные способности.

Для подтверждения данной идеи была определена цель: сенсомоторное развитие детей третьего года жизни в процессе лепки.

Сформулированы задачи, направленные на развитие интереса к объектам окружающего мира, к лепке, на сенсомоторное развитие малышей в процессе освоения приёмов лепки :

- Обогащать образные представления об объектах окружающего мира. Стимулировать проявление эстетических чувств детей, умение замечать красоту окружающего мира, испытывать эстетическое удовольствие.

- Способствовать обогащению непосредственного чувственного опыта детей в процессе лепки. Помогать обследовать предметы, пластический материал, выделяя их свойства (цвет, величину, форму и т. д.)

- Содействовать развитию мелкой моторики кисти рук, формированию основных пространственных ориентиров в процессе обследования предметов, лепки из пластических материалов.

- Оказывать помощь в освоении основных приемов лепки (отламывание кусочков, раскатывание прямыми и круговыми движениями, сплющивание, соединение двух частей).

- Поддерживать интерес к лепке через использование игровых приемов, через обыгрывание творческих работ.

Педагогическая деятельность по теме была организована в три этапа. На первом этапе мы изучили методическую литературу по проблеме, провели анкетирование родителей и педагогическую диагностику, подобрали необходимый материал, разработали перспективный план с учетом программных задач по освоению основных приемов лепки и задач сенсомоторного развития, тем недели, на основе методических пособий, определенных в Образовательной программе нашего детского сада.

На втором, основном этапе, мы старались создать необходимые условия, которые способствовали сенсомоторному развитию детей в процессе лепки. Прежде всего это эмоционально-образное восприятие действительности в процессе наблюдений, рассматривания объектов окружающего мира, которое способствует развитию образных представлений, возникновению и закреплению интереса к передаче в лепке того или иного образа. Наблюдение часто сопровождается обследованием, более детальным рассматриванием признаков, свойств предмета. Это позволяет выделить выразительность форм, цвета, пропорций, особенности материала. Обследование предмета мы широко использовали и непосредственно перед лепкой, что способствовало обогащению чувственного и сенсомоторного опыта детей.

В качестве предварительной работы перед лепкой, для активизации моторики, представлений о свойствах предметов мы использовали и различные игры – пальчиковые, дидактические с различным материалом, игровой самомассаж.

Для лепки мы использовали различный пластический материал, что также способствовало развитию движений пальчиков и ладоней. В процессе НОД мы с детьми лепили из солёного теста, пластилина, бумаги, а в не занятий ещё и из речного и кинестического песка. Тем самым малыши постигали свойства различных пластических материалов, у них развивались тактильные ощущения. Этому способствовало и использование вспомогательных материалов – печаток, формочек, стек, а также различного бросового и природного материала – палочек, пуговиц, шишек и так далее.

Для привлечения внимания малышей к пластическому материалу мы использовали и игры-экспериментирования «Пищащий комочек», «Угадай, на что похоже?» и другие, в процессе которых в кусочке пластилина дети с помощью воспитателя или самостоятельно могли увидеть любой образ и могли обыграть его.

Лепка привлекает детей материалом, но кроме этого на третьем году жизни малыши должны освоить основные движения, являющиеся элементарными операциями лепки. И когда ребенок разминает пластилин в руках, раскатывает, сплющивает, создает из него детали разных форм, присоединяет их друг к другу, стараясь как можно точнее передать форму, он активно работает пальцами и ладонями. Тем самым развивается мелкая моторика рук. Кроме этого в процессе лепки мы непосредственно сопоставляли части предметов между собой, определяли их величину, сравнивали, чередовали по цвету.

Еще одно из условий сенсомоторного развития детей в лепке – это использование игровых методов, приёмов сотворчества, которые развивают интерес малышей к лепке. А чем чаще ребенок занимается лепкой, тем активнее у него развиваются изобразительные способности, а пальчики и ладони крепнут. Игровые приемы мы использовали перед лепкой для привлечения внимания к изображаемым предметам, к их свойствам, мотивирования деятельности, объяснения приемов изображения. Также использовали обыгрывание как готовой поделки (прибежала курочка, клюет вкусные зернышки, так и незаконченной. Например, «Ой, какой мостик получается, только давай бревнышки поближе друг к другу положим, чтобы матрёшка по нему прошла и не споткнулась».

Лепка тесно связана с игрой, объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней, поэтому мы очень часто используем поделки в сюжетно-отобразительных, строительных играх, в процессе общения. Ну и, конечно, широко используем дидактические игры и упражнения с вылепленными фигурками, которые позволяют закреплять сенсорные признаки предметов : разложим большие яблочки в большие корзинки, а маленькие в маленькие; положим красные конфеты в красную тарелку, а желтые – в желтую и так далее.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе способствует как сенсомоторному развитию детей, так и развитию навыков лепки. Благодаря этому малыши могут осваивать действия с пластическими и другими сопутствующими материалами не только в процессе НОД, но и в свободное время.

Успешное освоение сенсорных свойств предметов, развитие навыков лепки и мелкой моторики невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. С этой целью использовались следующие формы взаимодействия с родителями:

-Анкетирование родителей

-Консультация для родителей «Такой разный пластилин», «Лепка как средство развития мелкой моторики»

-Совместные творческие выставки «Вместе с мамой»

- Папки-передвижки «Развитие мелкой моторики средствами лепки», «Способы лепки»

-Семинар для родителей «Пальчиковые игры в жизни ребенка»

-Презентация для родителей «Чудо - жгутики»

-Публикации в сети интернет на сайте ДОУ и на персональном сайте

На третьем, заключительном этапе работы по проблеме, мы определили эффективность нашей педагогической деятельности. Наблюдения за детьми показали, что к концу учебного года дети стали чаще лепить, освоили приёмы лепки, сенсорные свойства предметов в соответствии с возрастом, движения рук стали точнее и увереннее.

Публикации по теме:

«Волшебный лес». Осенний праздник для детей второго и третьего года жизни «Осень золотая в гости к нам пришла» Ход. Занятия:Входит под музыку воспитатель с букетом листьев, кружится, танцует. -Здравствуйте детишки,.

Презентация «Дидактическая игра для детей третьего года жизни «Что лишнее?» Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом.

Игры на развитие пространственной ориентировки для детей третьего года жизни «Прогулка по парку» Чему учится ребенок: продолжает формировать способность ориентироваться в реальном пространстве (сквере или парке);.

Интерактивные игры как средство формирования экологических представлений у детей третьего года жизни МАДОУ «Детский сад «Белочка» села Новая Таволжанка Шебекинского района Белгородской области ДЕЛОВАЯ ИГРА Тема: " Интерактивные.

«Овощи». Конспект игрового занятия для детей третьего года жизни Конспект игрового занятия для детей третьего года жизни, тема: «Овощи» задачи Познакомить детей с овощами. Развивать активный словарь детей.

Консультация для родителей «Игры и упражнения по развитию речи детей третьего года жизни» С двух до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Совершенствуются содержание и форма: значительно увеличивается объем словаря,.

Нравственное воспитание детей третьего года жизни Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам,.

Родительское собрание «Развитие речи детей третьего года жизни в условиях внедрения ФГОС до»Родительское собрание «Развитие речи детей третьего года жизни в условиях внедрения ФГОС до» Цель: Активизация родителей, для участия в образовательном процессе, по развитию речи детей 2-3 лет в условиях введения ФГОС ДО. Задачи:.

Сценарий родительского собрания «Развитие речи ребёнка третьего года жизни» во второй группе раннего возраста Собрание - диспут во второй группе раннего возраста «развитие речи ребёнка третьего года жизни» Цель: познакомить родителей с особенностями.

Сенсорное развитие детей 3 года жизни в процессе использования логических блоков Дьенеша В настоящие время в дошкольном образовании реализуются современные методы, универсальные образовательные технологии работы с дошкольниками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсомоторное развитие детей третьего года жизни в процессе лепки
Опубликовано: 20 марта 2019 в 19:30
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД