МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Анна Насильнова
Консультация для воспитателей «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей

«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Сенсорное развитие - это восприятие и формирование детей в процессе познания и исследования предметов их качеств и свойств: их пропорций, величина, форма, цвет, запах и вкус, положение в пространстве. В раннем дошкольном возрасте важное значение имеет сенсорное развитие. Именно в этом возрасте более всего совершенствуется деятельность органов чувств, происходит накопление представлений от окружающим мире. Представления о форме, цвете и других свойствах предметов — это результат усвоения детей сенсорной культурой.

Публикация «Консультация для воспитателей „Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Во время занятий рисованием, аппликацией, лепкой, конструированием ребёнка наиболее активно происходит сенсорное познание мира.

В целях сенсорного развития ребёнка применяются также дидактические игры, закрепление полученных ранее знаний и умений. Сенсорное развлечение детей происходит в тесной взаимосвязи с другими разделами воспитания. Так, например, изучение форм и цветов предметов требует определённого развития физических и умственных способностей ребенка. Более всего это относится к мелкой моторике. Сочетание сенсорики и моторики необходимыми при занятиях рисованием, лепкой, аппликацией где требуется работа пальцев, кисти рук, ладоней. Некоторые занятия по сенсорному развитию также предусматривают формирование нравственных норм поведения в коллективе.

Дидактический материал, которым пользуется воспитатель на занятиях по сенсорному воспитанию должен быть качественным: чистые тона, приятная фактура, что доставляет детям эстетическое удовольствие, способствует накоплений сенсорных познаний. На занятиях по сенсорному развитию может быть, использован такой дидактический материал как: коробки, планшеты с отверстиями различной формы, пирамидки с разноцветными и одноцветными кольцами, мозаика, фигурки различной геометрической формы и цветов, палочки, кубики, шары разных цветов, коврики с наклеиваемыми на них полосками различной длины и формы, деревянные доски со вкладышами. В дошкольном возрасте каждый определённый возрастной период является наиболее благоприятным для развития определённых звеньев сенсорного развития и общего нервно- психического развития ребёнка.

Сенсорное воспитание целенаправленно совершенствует, развивает у детей процессы : ощущения, восприятия, представлений. Эти процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет на который мы смотрим, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его мягкость (твердость, шероховатость; звуки, идущие от какого либо предмета, воспринимает наше ухо. Визуальные и аудио ощущения очень важны для полноценной жизни человека. Осязательные ощущения, обоняние и вкус очень важен для человека, но они не является доминантным. Необходимо учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное. Для этого существуют мерки, с которыми можно сравнивать предметы- эталоны.

Сенсорные эталоны - это общепринятые образы внешних свойств предметов. К ним относятся: семь цветов спектра и его оттенки; формы - геометрические фигуры, величины- метрические фигуры.

В слуховом восприятии эталоном является звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты. Во вкусе выделяют четыре основные вкуса (солёный, горький, сладкий, кислый) и их сочетаний, а также в обонянии есть деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжёлые запахи. Закрепить образы, накопленные в процессе восприятия, помогают слова. Образ, закреплённый в слова, легко воспроизвести в памяти ребёнка, для этого достаточно произнести слово-подсказку.

Сенсорное воспитание является основой познания мира, его фундаментом. Низкий уровень сенсорного развития резко снижает уровень дальнейшего образования ребёнка. Если на первом году жизни сенсорное воспитание предполагает знакомство ребёнка с многообразием внешних впечатлений и внешними признаками предметов.

В возрасте двух - трёх лет задачи сенсорного воспитания усложняются. Ребёнок знакомится со цветом, формой предметов, звуками окружающей среды, но не надо добиваться запоминания. Основная задача таких занятий- накопление разнообразного сенсорного опыта и умение использовать его в различных специализациях.

Старше трёх лет- основная задача сенсорного воспитания детей состоит в ознакомлении с сенсорными и общепринятыми способами их использования. Знания о цвете, форме, положении предметов в пространстве закрепляются и расширяются на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием, при получении элементарных математических познаний. Обоняние, вкус, осязание- развиваются в процессе повседневной жизни.

Начиная с четвёртого года жизни у детей формируются сенсорные эталоны, устойчиво закреплённые в речи, представления о цветах, геометрических фигурах, и отношениях по величине между несколькими предметами.

Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающим между элементами ряда, состоящими из большого количества предметов.

На пятом году жизни, одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способом обследования предметов: их группировки по цвету и форме вокруг образцов- эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению всё более сложных глазомерных действий.

На основе этих задач разработана система дидактических игр для этого возраста. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию для детей трёх-пяти лет сгруппированы по возрастным группам, а группах- по внешним свойствам предметов, с которыми работают дети (форма, величина, цвет, сочетание разных свойств).

Процесс познания сенсорных этапов не ограничивается дошкольным возрастом, он большое влияние оказывает на протяжении школьного обучения.

Работая с детьми над темой «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» я поставила задачи:

– Научить детей сопоставлять формирование цвета, формы и величины у детей от 1,5 до 3 лет.

– На занятиях по конструированию, ознакомлению с окружающим миром, лепке, изобразительной деятельности реализовывать полученные детьми знания.

– Определить наиболее рациональные методы и приёмы по формированию сенсорной культуры у детей.

Публикации по теме:

Консультация «Сенсорное развитие детей в процессе художественного конструирования» В процессе конструирования художественных композиций у детей формируется способность к точному восприятию таких внешних свойств предметов,как.

Презентация по самообразованию «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет посредством дидактической игры» Уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своей презентацией. Я работаю с детьми раннего возраста 3-4 лет. Ранний возраст наиболее благоприятен.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 20 января 2014 в 08:51
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Насильнова (УИ 180172) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД