МААМ-картинки

Мероприятие «Широкая Масленица» для младших школьников

Сухова Елена
Мероприятие «Широкая Масленица» для младших школьников

Тема: «Широкая Масленица».

Цель: ввести детей в культурную традицию празднования Масленицы и формировать интерес младших школьников к русской народной культуре и истории нашей Родины.

Задачи:

-расширять представления учащихся о народном празднике Масленица; об истории, традициях и обычаях его подготовки и празднования;

-развивать умения детей в продуктивных видах деятельности, желание познавать русские народные традиции и ощущать свою причастность к ним;

-воспитывать любовь к родной стране, интерес к ее прошлому и настоящему;

Публикация «Мероприятие „Широкая Масленица“ для младших школьников» размещена в разделах

-формировать коммуникативные навыки. Умение помогать, сопереживать, общаться друг с другом;

-воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, кулинарным традициям, традициям гостеприимства.

Планируемые результаты:

- получение учащимися первоначальных сведений о празднике Масленицы;

-побуждение интереса у учащихся начальной школы к народным праздникам, к культуре своего народа, его традициям, обычаям, обрядам;

-опыт погружения в атмосферу народного праздника

Предварительная работа:

-разучивание с детьми стихотворений и частушек о Масленице, изготовление кукол Масленицы, разучивание песни «Веснянка» М. Ю. Картушина, разучивание движений хоровода

Оборудование:

- карточки с названиями дней недели и дней Масленицы; презентация «Масленица»; блинчики – пожелания из бумаги; клей, ножницы, заготовки для книжки-гармошки; музыкальное сопровождение хоровод «Веснянка» сл. и муз. М. Ю. Картушина, русские народные мелодии, распечатки для викторины

Оформление кабинета:

- плакаты на тему Масленица, выставка рисунков «Широкая Масленица», выставка укол Масленицы, праздничный стол (самовар, посуда, предметы нар. промыслов, блины)

Ход мероприятия.

Ведущий 1: -Здравствуйте, дорогие друзья! Мы очень рада вас приветствовать на веселом празднике!

Ведущий 2: - Мы готовились к этому празднику : делали кукол, рисовали рисунки, разучивали песни и частушки. На уроках музыки, окружающего мира вы обращались к этой теме.

Ведущий 1: - Как вы думаете, какой праздник мы будем отмечать? (Масленицу)

Слайд №1

- Почему вы решили, что именно Масленицу?

Ведущий 2: Масленица – один из самых веселых и долгожданных праздников в году, празднование которого длится семь дней.

Игры, танцы, хоровод,

Жаждет уж давно народ.

Чтобы Зиму проводить,

Будем петь, в танцах кружить!

Слайд №2

Ведущий 1: В это время люди веселятся, ходят в гости, устраивают гулянья и кушают блины. Масленица всегда была шумной, весёлой с песнями и играми. Всю неделю на Масленицу веселились, катались с горки, водили хороводы, угощались блинами, катались на расписных санях, с огромных ледяных гор, на гигантских каруселях! Распевали задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи смешили людей до слез в уличных балаганах и театрах. Вот какая она, русская Масленица!

Ведущий 2: В народе каждый день Масленицы имеет свое название и значение. На Масленой неделе каждый день принято проводить по-своему, соблюдая традиции наших предков.

Поспешим на Масленицу.

Слайд №3

ПОНЕДЕЛЬНИК

Ученик:

Вот и ПОНЕДЕЛЬНИК… Наступает «ВСТРЕЧА»!

Яркие салазки с горочек скользят.

Целый день веселье. Наступает вечер…

Накатавшись вволю, все блины едят!

Ведущий 1: -Первый день праздничной недели называется Встреча.

- Как вы думаете, почему?

В первый день Масленицы принято печь блины и делать чучело Масленицы.

Ведущий 2: -Ребята, а вы умеете делать чучело Масленицы?

-Какие материалы использовались?

-Что символизировало чучело?

-Посмотрите, какие работы у вас получились.

Выставка работ

ВТОРНИК

Ведущий 1: А на пороге второй день Масленицы- Заигрыш :

Слайд №5

Ученик:

Я — Заигрыш и день мой вторник,

Выходи из дома каждый затворник,

Пой, гуляй и веселись,

От печали откажись.

А, кто в жизни одинок,

Для того этот денек.

Слайд №6

- Второй день Масленицы посвящали молодежи. В этот день устраивали народные гулянья: катались на санях, ледяных горках, каруселях.

В этот день все свободные парни присматривали себе невест.

- А знаете, что в старину самым лучшим способом себя показать и других посмотреть было исполнение частушек, так и говорили: хочешь победить подружку, спой веселую частушку.

Слайд №7

Ведущий 2:

- Наши девочки устроят сейчас настоящие частушечные бои.

Гости вовсе не стесняйтесь,

Пыжится не надо,

А, девчонкам улыбайтесь,

Их ловите взглядом.

- Участники и гости поддержите выступление наших девочек.

ЧАСТУШКИ

1 .Мы частушки пропоем,

Как мы Масленицу ждем,

Как тоскуем по блинам

И по теплым вешним дням.

2. Раньше Масленку встречали,

На санях её катали.

Чтобы нынче покатать,

Надо снега занимать.

3. Мы всем классом влюблены

В супервкусные блины,

Их на полный рот жуем

И частушки вам поем!

4. В нашем классе кулинарки

Ловкие, умелые!

Все в нарядных платьях ярких,

А блины горелые!

5. 25 блинов здоровых

Съела за один присест.

И теперь на брюках новых

Не найдёте чистых мест.

6. Напеките мне блинов,

Да чтоб были пышные.

Нынче маслена неделя–

Можно съесть и лишнего.

7. Нам на этой на неделе

Все завидуют модели,

Ведь блины нам всем, друзья,

Можно есть, а им – нельзя!

8. Вот бы нам уроков вместо

На блины затеять тесто

И блинов напечь за раз

На всю школу, на весь класс!

СРЕДА

Ведущий 2: - А теперь, Лакомка, твой черед.

Слайд №8

Выходит Лакомка.

Ученик:

Тут СРЕДА подходит – «ЛАКОМКОЙ» зовется.

Каждая хозяюшка колдует у печи…

Кулебяки, сырники – все им удается!

Пироги и блинчики – все на стол мечи!

Слайд №9

-На третий день Масленицы зятья ходят в гости к тёще.

- Кто – то может объяснить значение слов теща, зять?

- Познакомимся со значением этих слов.

Теща – это мать жены.

Зять – муж дочери.

Для тещи муж дочери является зятем.

- Угощает тёща любимого зятя всевозможными блинами. Каждая хозяйка хочет проявить гостеприимство, показать свое кулинарное мастерство.

Ведущий 1: - Вы любите разгадывать загадки?

Отгадаем загадки на тему «Праздничного стола»

КОНКУРС ЗАГАДОК

Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу,

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня. (Тесто)

Ведущий 2: Желтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный,

И с вареньем, и с медком,

Со сгущенным молочком!

(Блин)

Ведущий 1:

Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье.

Ну и объеденье! (Бублик)

Ведущий 2: Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны. (Мука)

Ведущий 1: Я — услужливый пузан.

Всех охотно угощаю.

То молчу, как истукан.

А то песни распеваю. (самовар)

Ведущий 2: Лоснятся у него бока,

он сотворен из молока,

В нем бывает много дыр,

Все мы очень любим… (сыр).

Ведущий 1: Белая бочка,

Нет на ней ни сучочка,

Может разбиться,

А может свариться (яйцо).

ЧЕТВЕРГ

Ведущий 1: - Наступает время четверга.

Слайд №10

Ученик:

Вот и мой черед настал. Уж народ слегка устал.

Нужно всем повеселиться,

Побороться, порезвиться.

Я – Разгуляй. Родился в четверг.

Слайд № 11

Ведущий 1: -Четверг в народе прозвали «Разгуляй». С этого дня начинается Широкая Масленица, которая сопровождается играми в снежки, катанием на санках, веселыми хороводами и песнопениями.

Приглашаем вас поучаствовать в народных играх.

Игра с Солнцем.

В центре между шеренгами – «Солнце». Дети хором произносят:

Гори, солнце, ярче –

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

ПЯТНИЦА

Ведущий 2: - Встречаем пятницу

Ученик:

ПЯТНИЦА настала — «ВЕЧЕРА у ТЁЩИ»

Тёща приглашает зятя на блины!

Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,

Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

Слайд № 13

Ведущий 2: - Мы уже говорили на занятии, кто такие теща и зять.

Кто запомнил и может обьяснить?

Я расскажу вам о Пятнице, которую величают «Тёщины вечерки». В этот день тёща навещает зятя, угощает своими блинами и пробует его блюда. Ох, какие вкусные тёщины блины!

Вопрос к участникам:

- С какими блюдами подаются блины?

СУББОТА

Ведущий 1: - У нас впереди самый веселый день Масленицы – суббота.

Ученик:

Близится СУББОТА – «ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ»!

Вся родня встречается, водит хоровод…

Праздник продолжается, общее веселье…

Славно провожает зимушку народ!

Слайд № 15

Ведущий 1: - Подходит время Субботы – самого шумного дня Масленицы. В этот день Золовки устраивают посиделки для родственников и подружек. А знаете ли вы, что золовкой называют сестру мужа.

- Золовка угощает блинами и дарит подарки. Народ шумно веселится, много танцует и играет. Давайте и мы все вместе потанцуем.

ХОРОВОД

ВОСКРЕСЕНЬЕ

Слайд № 16

Ведущий 2: - Заканчивается Маслиничная неделя. Наступает воскресенье. Народ провожает Зиму и встречает Весну.

Ученик:

Если, кто кого обидел,

Позабудьте про обиды.

На Масленицу в Воскресенье,

Попросите у всех прощенье!

Живите в любви и достатке,

Пусть все у вас будет в порядке.

Слайд №17

- Воскресенье – торжество Масленицы. Этот день получил название «Прощеное воскресенье». В этот день принято просить у знакомых и родных прощения за обиды, накопившиеся за год, совершать милосердные дела.

- В воскресенье сжигают Чучело, которое символизирует холод и уныние. Чучело Масленицы превратится в Огненное сияющее Солнышко, дающее свет и тепло окружающим.

Ведущий 1: -Давайте и мы попробуем ощутить атмосферу Прощеного воскресенья.

Индивидуальная работа

-Перед вами на столах ручки и блинчики из бумаги. Напишите на них добрые пожелания. В конце занятия вы сможете отдать ваши пожелания нашим гостям и своим друзьям.

ЗВУЧИТ МУЗЫКА.

Ведущий 1: - Ребята, сегодня мы с вами побывали на Масленице. Сколько интересного было у нас н занятии: мы узнали, как называются дни Масленицы, с какими традициями они связаны.

Хочется, чтобы вы сохранили в памяти все, о чем узнали. Давайте создадим масленичный лист о каждом из этих дней. Из этих листов мы создадим замечательную книжку – гармошку.

-Каким вы увидели Встречу, Заигрыш, Лакомку, Разгуляй, Тещины вечерки, Золовкины посиделки?

РАБОТА В ГРУППАХ.

Ведущий 2: Перед вами заготовки : различные картинки, высказывания, загадки. Оформите ваш день недели.

А чтобы наши гости не заскучали, предлагаем им поучаствовать в викторине на тему «Масленица».

Музыкальное сопровождение.

«Блинная» викторина для гостей.

1. Какой праздник на Руси еще назывался блиноеда?

а) Пасха;

б) Масленица;

в) Рождество;

г) Новый год.

(Другие её названия: объедуха, жироеда, обируха, обмануха.)

2. Как называются уменьшенные блины?

а) Пончики;

б) Оладьи;

в) Галушки;

г) Клёцки.

3. Какие блинчики пекут умелые хозяйки?

а) Ажурные;

б) Стёганые;

в) Вышитые;

г) Безразмерные.

(Чтобы испечь такие блинчики нужно перелить тесто в небольшую пластиковую бутылочку, в крышке которой есть дырочка. Нажимая на бутылку, можно рисовать на горячей сковороде. Сначала рисуется контур блина, который затем быстро заполняется рисунком.)

4. Вставьте пропущенное слово в русскую пословицу: «Блин не клин,. не расколет».

а) Полено;

б) Стекло;

в) Брюхо;

г) Голова.

(Блин не клин, брюха не расколет.)

5. Кто в сказке К. И. Чуковского «Путаница» тушил пожар пирогами и блинами?

а) Лисички;

б) Кит;

в) Крокодил;

г) Медведь.

6. Какой сказочный герой выдвигал блинную теорию происхождения лунных кратеров?

а) Карлсон;

б) Знайка;

в) Иван-дурак;

г) Емеля.

7. В каком олимпийском виде спорта в экипировку вратаря входит перчатка «блин»?

а) Футбол;

б) Хоккей с шайбой;

в) Водное поло;

г) Регби.

8 У каких спортсменов есть перчатки под названием блинчики?

а) У боксёров;

б) У лыжников;

в) У фехтовальщиков;

г) У саночников.

(Это лёгкие тренировочные перчатки боксёров.)

9. В какой области РФ находится город Сенгилей, в котором в 2007 году был воздвигнут памятник блину?

а) В Ульяновской;

б) В Тамбовской;

в) В Воронежской;

г) В Ивановской.

(Сенгилей стал называться Блинной столицей Поволжья.)

Ведущий 2: -Какая замечательная книжка – гармошка у нас получилась. Как много в ней информации.

Я думаю, вам захочется ее изучить.

Ведущий 1: - Хочется всех поблагодарить за участие в празднике.

Ведущий 2: Ребята, а что вам запомнилось?

Что было особенно интересно?

Ведущий 1: - Наше занятие подошло к концу.

Желаю вам добра и мира,

Всех планов скорого свершения,

Чтоб вас судьба от бед хранила

И чтобы было настроение.

И пусть вам Масленица нынче

Подарит счастье и везение,

А вы поджаристый ей блинчик

Преподнесите с уважением.

Ведущий 2: - Сейчас самое время показать себя гостеприимным человеком. Поделитесь блинчиками пожеланиями со своими друзьями и,конечно, с нашими гостями. Поздравьте друг другу с Масленицей.

ЗВУЧИТ МУЗЫКА.

Прикреплённые файлы:

maslenica_v299a.pptx | 17855,38 Кб
 
Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Фотоотчет «Масленица звонкая, Масленица широкая!»Фотоотчет «Масленица звонкая, Масленица широкая!» Фото отчет «Масленица звонкая, Масленица широкая!»Весь народ празднует широкую Масленицу, а для детей это один из самых любимых праздников.

Фотоотчет «Масленица пришла, Масленица широкая»Фотоотчет «Масленица пришла, Масленица широкая» Масленица, Масленица, Дай блинком полакомиться. Прогони от нас метели, Прокати на карусели. Растопи холодный лёд, Пусть весна скорей.

Интеллектуальный праздник «Тайны Ямала» для младших школьников ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК «ТАЙНЫ ЯМАЛА» Цель: формирование познавательного интереса, патриотическое воспитание подрастающего поколения,.

Картотека стихов о Родине для младших школьников «С чего начинается Родина?» С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе.

Коррекция темпоритмической организации речи у младших школьников Механизмы голосоречеобразования тесно связаны со способностью человека к восприятию и воспроизведению звуков, различных ритмических и интонационных.

Малоподвижные игры для младших школьников (дошкольников) на переменеМалоподвижные игры для младших школьников (дошкольников) на перемене Игры в младшем школьном (дошкольном) возрасте имеют огромное значение. В работе с детьми игры можно использовать при проведении различных.

Обследование письма младших школьников Аграмматическая дисграфия. 1. Подбери к слову пару: Один - много А) Шар – ___ Глаз -.

Проект «Моя любимая кошка» для младших школьниковПроект «Моя любимая кошка» для младших школьников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию проект для младших школьников, который мы подготовили с дочерью Валерией. Валерия учиться.

Прописи по английскому языку для младших школьников с дисграфиейПрописи по английскому языку для младших школьников с дисграфией Как известно в России уже несколько лет английский язык изучается со второго класса. Для младших школьников с диагнозом дисграфия - это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мероприятие «Широкая Масленица» для младших школьников
Опубликовано: 17 мая 2020 в 16:47
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД