Ольга Прудникова
Школа полного дня как образовательное пространство
▼ Скачать + Заказать документы
Вот уже несколько лет в нашей школе разрабатывается проект «Полный день в Школе совместной деятельности».
Почему у нас возник интерес к школе полного дня?
Наверное, одна из важных причин – потребность родителей в присмотре за детьми в условиях большей занятости на работе, либо в поисках самой работы. Криминализация среды дворов и улиц также создает постоянную тревогу за детей.
Данные о состоянии здоровья детей, в ухудшении которого виноваты не только экология и экономические проблемы семьи, но и школа, требуют особой заботы об организации их нормального питания и режима дня.
Публикация «Школа полного дня как образовательное пространство» размещена в разделах
Концепция модернизации образования, отвечая на вызовы современности, требует выделения времени и пространства для овладения информатикой, иностранным языком, занятиями физической культуры, началами технологии и искусства. Все это затруднительно, если образовательный процесс остается в прежних формах.
Изменения в целях и содержании образования ведут к тому, что в начальной школе недостаточно научить детей чтению, счету и письму. Они должны приобрести опыт первичных ключевых компетенций (коммуникативности, понимания текстов, проектирования и т. п., что невозможно обеспечить только на уроках.
Также мы стали задавать себе вопрос, зачем нам нужна Школа полного дня? Изучив запросы, родителей мы поняли, что именно эта форма удовлетворит многие заказы родителей, тем самым мы становимся конкурентно способными на рынке образования (привлечение детей и родителей). Данная форма расширяет пространство для организации разных форм совместной деятельности, привлекает новых партнеров для совместного сотрудничества, расширяет спектр дополнительных образовательных услуг.
Зачем нужно ребенку? У каждого ребенка есть образовательные потребности, интересы, замыслы и очень важно, чтобы он их реализовывал. Ребенок, получая учебные навыки в учебном пространстве, не всегда имеет возможность их применить на уроке, поэтому Школа полного дня - это возможность организовать пространство для ребенка, где он сможет найти способы их применения. В первой половине дня ребенок общается, в основном, только со сверстниками, а во второй создаются разновозрастные группы, где ребенок получает опыт разного общения.
Зачем нужно педагогу?
Урочная деятельность не дает возможности, как полный день для реализации своих идей, замыслов, а такая организация пространства может эффективно влиять на учебную работу, т. к. педагог пробует себя в разных ролях, позициях (организатор, разработчик, исследователь и т. д.).Также это дает возможности для расширения форм организации совместной деятельности (консультации, общение, проектная деятельность).
Зачем нужно родителям? Прежде всего – это возможность разностороннего развития ребенка в одном месте, возможность общения с детьми разного возраста, помощь и поддержка в выполнении домашних заданий, выполнение правильного режима дня (питание, прогулки, подвижные игры ит. д.). Предоставления школой возможностей для детей предъявлять свои умения, знания, творческие способности в разных формах.
Далее мы проанализировали различные подходы по организации Школы полного дня. Анализ, изучение опыта других стран и практики его развертывания в Москве свидетельствует, что повышение эффективности ШПД связано с разработкой и осуществлением следующих организационных и педагогических условий:
Предоставление детям возможностей для выбора деятельности, пробы сил.
Обеспечение связи учебных занятий в первой половине дня со второй.
Изменение характера самостоятельной работы.
Организация групповой, коллективной, индивидуальной проектной деятельности.
Изменение позиции классного руководителя.
Создание среды, благоприятной для коллективных действий, работы малых групп, проектной деятельности.
Формирование положительной мотивации к жизни и деятельности ШПД.
Преодоление оторванности семьи от жизни ребенка.
На основании этих условий и строятся формы и методы деятельности по проекту.
Тип организации нашей Школы полного дня – это вариант, где первая половина дня занята уроками, межпредметными занятиями, а во второй половине дня динамические паузы, подготовка к образовательным событиям, самостоятельная работа по своему расписанию, в своем темпе работы, дополнительные услуги, кружки, секции.
Наглядно – это выглядит так:
Первая половина дня (постоянная)
Урочная деятельность
уроки Дополнительные образовательные услуги Тематические мастерские Предшкольная подготовка
Время -8.30-13.30 охват 100%
Вторая половина дня
Внеурочная деятельность
Время – до 15.00 охват – 40%-100%
Динамическая пауза Самостоятельная работа, консультации Подготовка к образовательным событиям Подготовка к коллективным творческим делам
Образовательные события
Время – до 15.00 охват- 40%-100%
олимпиады конференции КТД Выставки,конкурсы,
концерты
Дополнительные услуги
Время- 13.30. – 17.00 охват- 60%-80%
Кружки
секции курсы Подготовка к школе
Во второй половине дня представлены формы, которые дети могут выбирать.
При организации полного дня мы создали свои условия, организовали особый уклад жизни, особую материальную среду для того, чтобы ребенок, который в системе полного дня долгого времени находится в школе, имел возможность много и разнообразно двигаться, свободно общаться, иногда уединяться, заниматься интересным для себя делом.
В условиях полного дня у каждого класса начальной школы есть своя классная комната, пространство, которое организуется и оснащается сообразно задачам и формам жизни конкретного класса. В кабинетах выделяются различные функциональные зоны: для коллективной учебной работы, для групповых и индивидуальных занятий, игр и отдыха и т. д. Они трансформируются в зависимости от конкретной ситуации в классе. Образ классного пространства создается совместными усилиями детей, учителей и родителей.
Особое внимание мы уделяем шестилеткам. Режим полного дня для них возможен только в условиях, приближенных к детскому саду: возможность организовать дневной отдых, наличие специальных помещений для игр.
Полный день позволяет использовать разнообразные творческие, проектные, проектно- игровые, исследовательские образовательные формы.
Деятельность во второй половине дня может быть связана с уроками тематически: продолжение работы над темой, или, наоборот, подготовка к ее изучению.
Внеурочные занятия могут быть направлены на формирование и тренировку умений (предметных и универсальных) или выявлять необходимость работы над ними на уроках. Подготовка к мероприятию, обсуждение его результатов, впечатлений тоже может стать предметом урока.
События общей жизни, взаимоотношения детей, разрешение конфликтов традиционно относятся к внеурочным формам, но если для нас главное не только прохождение предметных программ, но и интересы детей, их проблемы, то такие вопросы могут стать и темой урока литературы и поводом для просмотра и обсуждения фильма во второй половине дня.
Чем богаче жизнь школы, тем шире возможности включения детей в разнообразную деятельность.
Организация совместной деятельности в Школе полного дня построена так, что дети с разными типами одаренности могут реализовать свои интересы, замыслы, потребности. Наряду с учебными занятиями огромную роль играют традиционные коллективно - творческие праздники, групповые проекты, совместные походы, конкурсы и т. д. В этом разнообразии каждый ребенок может выбирать, в чем участвовать со всем классом, а где самостоятельно.
Особое внимание мы уделяем разработке образовательных событий, которые являются самой значимой составной внеурочной деятельности. Образовательные события направлены на приобретение и развитие разного образовательного опыта: коммуникативного, порождение и реализацию собственных интересов, запросов. Если олимпиадная неделя удовлетворяет индивидуальные потребности детей и предоставляется выбор предмета, выбор участия, пробы своих сил именно в предметной сфере, то «Детская конференция» охватывает и дает более широкий спектр участия и проявления инициатив, так как секции, которые мы предлагаем детям, дают возможность всем без исключения проявить себя. Это прикладные мастерские, где можно что-то сделать руками, смастерить, придумать и рассказать об этом. На секции с представлением докладов ребята проявляют себя как исследователи, проектанты, презентируют свои доклады, рассказывают, каких результатов достигли. Секция - конкурс чтецов дает возможность проявить себя в роли артиста и автора.