Получи документы

«Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО» (1 фото)

Татьяна Луговая
«Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО»

Выступление на методическом объединении заместителей заведующих по ВМР по теме "Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО". В выступлении освещена работа ДОУ по проведению мониторинга интегративных качеств и уровней овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям дошкольников. Освещена работа по программе "Детство". Для собравшихся был представлен материал как теоретический, так и практический. Представлен был практический материал, который используется в дошкольном учреждении. В результате работы дошкольное учреждение получило положительную оценку по проведению мониторинга с учетом требований ФГТ.

Публикация «„Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО“» размещена в разделах

«Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО»

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования в п. 3.6. определяют требования к планируемым результатам и системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы.

На основе анализа научных исследований М. М. Поташник, Сафоновой О. А., Крулехт М. В., К. Ю. Белая и д. р. и современного педагогического опыта выдвинуто предположение о том, что мониторинг является фактором рефлексивного управления качеством дошкольного образования и развития субъектов при условии:

- обеспечения педагогов и специалистов всех уровней достоверной информацией, дающей представление о количественных и качественных изменениях в развитии ребенка;

- включения в содержание мониторинга корректных диагностик;

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы дошкольного образования должен быть направлен на определение соответствия педагогической деятельности целям и задачам дошкольного учреждения, ФГТ и внутреннему стандарту, прописанному в основной общеобразовательной программе дошкольного образования нашего дошкольного учреждения.

Система мониторинга будет эффективной при условии соблюдения следующих принципов:

системности,

• целенаправленности,

• объективности,

• адекватности,

• целостности,

• преемственности.

Известно, что мониторинг представляет собой систему сбора, и обработки, хранения и распространения информации о состоянии образовательной системы или отдельных ее элементов, а так же об удовлетворении образовательных потребностей родителей.

Мониторинг - специально организованное, целевое наблюдение, постоянный контроль и диагностика состояния на базе существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений.

Модель мониторинга разрабатывается в зависимости от специфики конкретного дошкольного учреждения и социального заказа родителей, желающих видеть своих детей, прежде всего здоровыми, крепкими, развитыми. Выбор критериев и средств оценки, являющихся важными элементами системы мониторинга, во многом зависит от степени профессионализма персонала и организационной культуры дошкольного учреждения. Однако необходимы общие походы к его построению с учетом ФГТ.

Хочу напомнить, что в разделе 3.6. ФГТ описаны требования к системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов : «Система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга».

Наше дошкольное образовательное учреждение работает по своей образовательной программе, а содержательная часть из программы «Детство» под редакцией Веры Иосифовны Логиновой, по которой мы работаем уже несколько лет. Девиз данной программы «Чувствовать – Познавать – Творить» определяет три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы и придают ей единую направленность. Тесная связь между разделами позволяет интегрировать образование при решении воспитательно-образовательных задач и дает возможность в единстве развивать познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

В соответствии с требованиями ФГТ программа «Детство» была переработана и обновлена, в связи с чем, нами была приобретена новая версия программы, которая на данный момент является примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования, а также полностью соответствует всем требованиям, но грифа Министерства образования у нее еще пока нет.

Для более успешного проведения мониторинга в детском саду была проведена работа с педагогами, позволившая более полно осветить данный вопрос. В период с 2011 года с педагогами проводились консультации на темы: «Мониторинг планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования», «Организация мониторинга в нашем дошкольном учреждении», с молодыми педагогами проводились консультации: «Что такое мониторинг», «Система мониторинга в ДОУ в соответствии с ФГТ», кроме того наставниками планируется работа по проведению мониторинга с детьми совместно с молодыми педагогами.

Работая по программе, мы с педагогами разрабатывали задания для проведения диагностики для каждой возрастной группы, старались затронуть каждую образовательную область, разрабатывали таблицы для отображения результатов.

В настоящее время для программы «Детство» изданы диагностические журналы по каждому возрасту дошкольников. В них разработаны карты, позволяющие фиксировать уровни и динамику развития детей на различных этапах деятельности.

Мониторинг детского развития мы проводим два раза в год.

При проведении диагностики педагоги опираются на то, что:

- педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе. Результат не влияет на мнение педагога о ребенке в эмоциональном или этическом аспекте, он должен рассматриваться как конфиденциальная информация. Результат нужен педагогу, чтобы правильно построить образовательную работу, понять, чем и как можно помогать ребенку.

- диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке. Во время свободных игр, в режимные моменты, на прогулке или занятиях педагог наблюдает за поведением детей и общением между собой, отмечает у ребенка состояние скуки, радости или огорчения. Данную работу педагог проводит незаметно для детей.

- при проведении наблюдения происходит процесс сравнения проявлений конкретного ребенка и идеальной нормы развития. Данная работа помогает понять, в чем могут проявляться проблемы ребенка, какие достижения для него характерны.

Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.

Основной задачей мониторинга детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) является выявление индивидуальных особенностей развития каждого ребенка и проектирование индивидуальных маршрутов образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности. Индивидуальный образовательный маршрут состоит из нескольких этапов:

1. наблюдение – выявление ребенка или группы детей имеющих какие-либо трудности в освоении образовательных областей;

2. диагностический этап – совместно с педагогом-психологом выявляются причины трудностей, мешающих освоению образовательной программы;

3. этап конструирования – планируются методы поддержки, коррекции, содержание работы с детьми в непосредственной образовательной деятельности, а также в индивидуальной работе с ними;

4. этап реализации – реализация происходит во всех видах деятельности, но учитывая, что игра – это основной вид, та предлагается использовать задание «Почтовый ящик», в котором находится письмо-просьба, письмо-задание для определенного ребенка.

5. итоговая диагностика - дает результат завершения маршрута.

Мы пришли к выводу, что самым оптимальным режимом организации системы мониторинга будет включение первичного (начало учебного года, промежуточного и итогового (в конце учебного года) диагностических измерений. В начале учебного года (сентябрь) проводится основная диагностика: выявляются стартовые условия (исходный уровень развития, определяются достижения ребенка к этому моменту, выясняются проблемы развития, для решения которых требуется помощь воспитателя, специалистов. На основе этой диагностики воспитатель с педагогами-специалистами определяют задачи работы и проектируют образовательный маршрут ребенка на год, в котором определяют методы поддержки и содержание работы с ним.

В конце учебного года (май) проводится итоговая диагностика, по результатам которой оценивается степень решения сотрудниками нашего учреждения поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка.

В период между первичной и итоговой проводится промежуточная диагностика. Её педагоги проводят не со всеми детьми, а выборочно – лишь с теми, у кого имеются проблемы развития. В качестве методов педагогического мониторинга используются включенное наблюдение, позволяющее наблюдать за детьми в их естественных условиях, в повседневной жизни, тестовые задания детям (в которых детям предлагается ответить на ряд вопросов или выполнить определенное задание, беседы. Целью проведения промежуточной педагогической диагностики является оценка правильности выбранной в отношении ребенка стратегии образования. По результатам промежуточной диагностики педагоги вносят коррективы в свою работу с детьми, которые имеют отражение в индивидуальной работе.

Во время проведения первичной диагностики главным методом является систематически включенное наблюдение, которое дополняем рядом других методов.

Первый этап - предварительный – требует преимущественного использования метода наблюдения.

Наблюдение за поведением детей в разных видах детской деятельности (игра, общение со взрослыми или сверстниками, детский труд и самообслуживание, изобразительная и конструктивная деятельность и т. д.) дает возможность увидеть общую картину эмоционально-психического климата в группе, определить специфику развития и особенности взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.

Воспитатели используют следующий алгоритм проведения наблюдения:

- определяются цели и задачи наблюдения (например, выявление особенности поведения ребенка со сверстниками). Определение тематики наблюдения помогает им увидеть то, что в иных условиях могло бы остаться незамеченным.

- определяются несколько детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня.

- выбирается ситуация наблюдения, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребенка в соответствии с поставленной целью при этом, не нарушив образовательного процесса.

- выбирается способ фиксации результатов (в нашем случае таблицы, либо блокнот).

Результатом первого этапа будет примерное представление воспитателя об особенностях развития ребенка. Чтобы уточнить и конкретизировать это представление, проводится второй этап диагностики.

Второй этап – уточняющий – опирается на дополняющие наблюдения методы: анализ продуктов детской деятельности, беседы с детьми, опросы, небольшие экспериментальные задания, простые тесты. Используются также специальные методы диагностики. Эти методы проводятся выборочно, а не со всеми детьми и только в том случае, если наблюдение не дало возможности изучить проявление какого-либо качества и оценить его.

Третий этап – окончательный – заключается не только в обобщении данных, полученных в результате предварительного и уточняющего этапов, но и в сравнении, сопоставлении. Процесс анализа полученных данных и выведения из них определенного заключения называется их интерпретацией.

В нашем мониторинге мы используем не цветовые оценки уровней развития детей, а балльный метод:

1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает

2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания

3 балла - ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого

4 балла – ребенок самостоятельно выполняет задания, но с частичной помощью

5 баллов – все задания ребенок выполняет самостоятельно.

Почти по такому же принципу оцениваются уровни интегративных качеств дошкольников.

По итогам мониторинга воспитатели заполняют таблицы по образовательным областям и по интегративным качествам, в результате чего можно увидеть целостную картину развития детей группы, а так же можно выделить наиболее проблемные сферы, что в свою очередь потребует постановки образовательных задач для подгруппы или всей группы детей.

Планируемые результаты накапливаются из года в год, и в результате мы должны придти к окончательному результату – той модели выпускника, который должен выпуститься из нашего ДОУ согласно образовательной программе дошкольного учреждения.

Таким образом, наша работа по мониторингу является основанием для построения образовательной работы с детьми.

Публикации по теме:

Сравнительный анализ по результатам диагностик в детском саду Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию сравнительный анализ по результатам диагностик октябрь-май. Такой анализ мы писали впервые,.

Технология взаимодействия участников ОП при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов Технология взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО»
Опубликовано: 11 марта 2013 в 15:55
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.

2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД