МААМ-картинки

Сказка как средство духовного воспитания детей дошкольного возраста

Заливина Юлия Александровна
Сказка как средство духовного воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Настоящее время ознаменовалось кризисом духовности и нравственности. Духовность – это правила, определяющие нормы, поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а так же выполнение этих правил. В связи с этим особую роль обретает личное воспитание, т. е. формирование в каждом индивидууме способности относительно самостоятельно определять и направлять свою линию поведения в обществе.

Публикация «Сказка как средство духовного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Мысль о добре входила в сознание наших предков с азбукой. «Аз, буки, веди, глагол, добро.» - твердили, еще не все осознавая, уста ребенка. Подсознание же воспринимало : «Я - буквы - узнаю - творю - добро…Знание - добро, учение – свет». Дитя и входило в мир с подсознательным ожиданием света, который воссияет в его уме, когда он наполнится мудростью знания, верою и силою духа.

О духовном воспитании человека можно говорить только тогда, когда он правильно ведет себя в силу внутреннего побуждения, когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляет сущность духовного воспитания.

Среди средств формирования духовных представлений у старших дошкольников следует особо выделить сказку.

«Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом», - писал В. А. Сухомлинский.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Родители очень рано начинают обучать своего ребенка, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он не готов ни физически, ни морально. Тогда как для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие внутренней жизни, питание его эмоциональной сферы, чувств. Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений; у детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у старших дошкольников отвлеченного мышления.

Исследования психологов и педагогов (Л. С. Выготский, В. В и др.) показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т. е. у детей развивается понимание образной стороны речи.

А. М. Бородич, Н. В. Гавриш, В. В. Гербова доказали, что формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения в старшем дошкольном возрасте.

В методике развития речи старших дошкольников имеется немало исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей : Е. Н. Водовозовой, Н. В. Гавриш, Е. М. Струниной, О. С. Ушаковой В. Н. и др. Все они свидетельствуют о возможности эффективного использования русской народной сказки для развития речи детей.

Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования речи.

Именно в сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображение.

Исчерпывающую оценку сказки дал Ушинский : «Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса».

Конкретность и образность обрисовки героев, органическая связь их внешнего облика с характером и поведением определяют художественную ценность русской народной сказки. Внешность положительных героев характеризуется краткой традиционной формулой – «герой так красив, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». В повествовании часто повторяются выражения «утро вечера мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и другие. Используются одни и те же средства поэтического языка, например постоянные эпитеты - «море синее», «лес дремучий» и так далее. Ребенок, постоянно слыша в тексте сказки подобные выражения, делает их достоянием собственной речи.

Именно в русских народных сказках сложился ряд образных выражений, близких и доступных детям.

Сказки необыкновенно богаты фразеологическими оборотами. Они делают сказки более образными, эмоциональными, колоритными. Образные выражения проникают из сказок, отделяются от них, рождаются в «живой» разговорной речи. Также богаты русские народные сказки сравнениями, метафорами, словами с уменьшительными суффиксами.

Таким образом, язык русской народной сказки полон образных слов и выражений.

Е. И. Тихеева отмечает, что, читая сказку, педагог учит детей замечать художественную форму, выражающую содержание.

Гурович, Е. И. Тихеева и др. утверждают, что богатейшая сокровищница родного языка – народная сказка – может быть по-настоящему использована для воспитания детей только в том случае, если дети могут слышать хорошо рассказанную сказку. Произношение должно быть ясным и правильным, воспитателю не следует забывать о логических ударениях и паузах как внутри предложения, так и между отдельными частями сказки. Старшие дошкольники способны различать более тонкие оттенки интонации, постепенный переход от одних интонаций к другим в связи с развертыванием сюжета и сменой настроений. Детям этого возраста доступны эмоциональное восприятие так называемых психологических пауз и других средств выразительности, используемые при чтении.

Задача педагога, по М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной – добиться такого исполнения произведения, которое позволило бы донести до слушателей его идейно-художественные достоинства, возбудило бы интерес к произведению, его языку, вызвало у детей эмоциональное отношение к изображаемым в нем событиям и героям.

А. М. Бородич, В. И. Яшина указывают на необходимость проведения беседы о прочитанном. Беседа по содержанию произведения должна не заслонять от ребенка только что услышанную сказку, а как бы «высветлить» ее, повернув к ребенку всеми гранями, а затем еще раз представить ее во всей целостности.

Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

Исследование восприятия дошкольниками сказки, (проведенные А. В. Запорожцем, Д. М. Арановской, Т. А. Кондратович, выявили двойственность этого процесса. С одной стороны, понимание сказки опирается на непосредственное эмоциональное отношения к описываемым событиям и героям. Оно не носит чисто интеллектуального характера и полностью не опирается на рассуждающее мышление. С другой стороны, понимание возникает в процессе активного сопереживания и содействия героям. Поэтому возникая в уме и опираясь на представления, оно имеет действенный характер. Дошкольник пытается включиться в сюжет, повлиять на ход событий. При повторном чтении он не редко просит пропустить эпизоды, в которых любимым героям что-то угрожает. Ребенок занимает позицию внутри произведения, а позиция слушателя формируется только к семи годам.

Таким образом, ученые указывают на возможность и необходимость развития образной стороны речи детей в старшем дошкольном возрасте. Русская народная сказка, с ее богатым, выразительным языком, являясь доступной восприятию старших дошкольников, выступает могущественным средством развития образной речи детей.

Говоря о речи, имеется в виду умение ребенка правильно использовать такие выразительные средства, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и ЧУВСТВА.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание в условиях с. р. ц. В нашей стране последние время особое внимание уделяется проблемам духовно-нравственному воспитанию детей. Дети – это будущее нашей страны.

Проект «Первые шаги в мир хороших наук». Цель: Формирование навыков культурного поведения у детей и воспитание их нравственной личности; привлечение родителей к культурному воспитанию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка как средство духовного воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 9 октября 2013 в 07:09
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказка как средство духовного воспитания детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Заливина Юлия Александровна (УИ 8217) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД