Консультация «Сказка как средство правового воспитания дошкольников»

Колегова Людмила
Консультация «Сказка как средство правового воспитания дошкольников»

Аннотация: В данной статье рассмотрены проблемы воспитания правовой культуры детей 5–7 лет. Обоснована актуальность исследуемой темы. Обобщен практический опыт использования фольклорного жанра «сказка» как средства воспитания старших дошкольников.

Ключевые слова: сказка, дошкольное детство, правовое воспитание, права ребёнка.

Будущее страны во многом зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстро меняющемся мире. В Конвенции ООН о правах ребенка говорится, что «образование ребенка должно быть направленно на подготовку его к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости».

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда осуществляется развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей и педагогов. Подготовка ребенка к овладению правовой культурой является задачей всех социальных институтов воспитания: детского сада, школы, общественных объединений.

Правовое обучение и воспитание необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как уже с первых шагов юного гражданина должны формироваться нравственно-правовые качества личности, эмоции и поведение. Все граждане должны знакомиться с законами нашего государства, чётко и ясно представлять свои права и обязанности и учиться защищать свои права.

Права детей сегодня стали «модной» темой. Работая в ДОУ наша задача, как воспитателя, формировать у детей основы правового сознания и такие качества личности, как любовь к родным и близким, доброжелательность к окружающим, способность к сопереживанию. Познакомить и донести до сознания детей содержание основного документа, защищающего права детей «Конвенция ООН о правах ребёнка» в доступной для них форме. При ознакомлении детей с правами и обязанностями необходимо опираться на статьи. Но тексты правовых документов сложны для детей. И поэтому, учитывая возрастные особенности старших дошкольников, они должны быть, переведены на язык доступный восприятию детей. Необходимо подобрать такой язык общения, который мог бы донести до каждого ребёнка суть, проникнуть в глубину его души. У детей своё мировосприятие, и язык взрослых для них порой оказывается чужд и не понятен. В таких ситуациях на помощь приходит обычный язык сказок, язык простой и в тоже время сложный по своей нравственной составляющей.

С самого раннего детства сказки входят в жизнь ребёнка и сопровождают их на протяжении всего дошкольного периода. Со сказки начинается знакомство детей с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Благодаря сказкам ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение добру и злу. Дети легко запоминают сказку. Это объясняется тем, что язык сказки доступен ребёнку, а в старшем дошкольном возрасте они не любят наставлений. Сказка не учит напрямую, она предлагает образы, которыми ребёнок наслаждается и незаметно для себя усваивает жизненно важную информацию. Сказка в конкретных образах раскрывает перед ребёнком идеалы справедливости, добра, честности, мужества и сострадания. Сказка помогает формировать у детей правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям. Сказки несут информацию о выработанной в обществе системе ценностей, в том числе и правовых, целую программу позитивных форм поведения. В них закладываются варианты правового воспитания. Прививаются понятия о том, что обязательно надо делать, что разрешено делать и что запрещено делать. Сохраняясь в памяти, сказки становятся неотъемлемой частью детского сознания, а самые элементарные и в то же время самые важные представления «о правах человека», отражённые в их содержании, закрепляются в сознании и определяют нормы поведения ребёнка.

Именно сказки я использовала в своей работе. Сказки являлись основным средством знакомства детей с правами. Во время работы у нас с детьми выработался чёткий план, по которому мы и знакомились с правами.

1. Знакомились с содержанием сказки.

2. Разбирали сюжет, давали характеристику главным героям.

3. Рассматривали картинки, на которых были изображены права детей.

4. Сопоставляли с сюжетом сказки и делали вывод о нарушении, каких прав говорится.

5. Творческая самостоятельная работа детей.

В России проблема защиты детей стояла и стоит чрезвычайно остро. Каждый ребёнок должен знать свои права и обязанности, чтобы с лёгкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. А родители должны задуматься над тем, как защитить права своих детей в случае их нарушения.

Список литературы

1. Список использованной литературы:

2. Давыдова О. И. Об ответственности и правах ребёнка / О. И. Давыдова, С. М. Вялкова. – М.: Сфера, 2008. – 112 с.

3. Жукова Р. А. Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы Разработки занятий / Р. А. Жукова // Учитель. – Аст, 2006.

4. Зеленова Н. Г. Я – ребёнок, и я имею право / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. – Скрипторий 2003, 2013. – 96 с.

5. Нищеева Н. И. Мои права. Дошкольникам о правах и обязанностях

6. Права детей в сказках народов мира. Российско-американский проект. – 2016. – С. 120 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://materinstvo.ru/art/9005

7. Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребёнка: Методическое пособие для занятий с детьми 5–10 лет / Т. А. Шорыгина. – Сфера, 2014. – С. 144.

Публикации по теме:

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Не бойся сказок, бойся лжи. Сказка? Сказка не обманет. Ребёнку сказку расскажи – На свете правды больше станет. Сказка входит в жизнь ребенка.

Консультация для педагогов «Игра как средство экономического воспитания старших дошкольников» Вся страна пришла в движение – заговорили о рыночной экономике, об экономической «революции», о новых взаимоотношениях между потребителями.

Консультация для родителей «Игра как средство воспитания дошкольников. Как играть с ребенком» Консультация для родителей " Игра как средство воспитания дошкольников" Игра для ребенка — это не просто развлечение или способ занять себя.

Консультация для родителей «Лэпбук как средство обучения и воспитания дошкольников»Консультация для родителей «Лэпбук как средство обучения и воспитания дошкольников» Консультация для родителей «Лэпбук как средство обучения и воспитания дошкольников». Цель: познакомить родителей с новым средством обучения;.

Консультация для родителей «Труд как средство воспитания дошкольников» Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные.

Консультация для родителей «Труд как средство воспитания дошкольников» Консультация для родителей: «Труд как средство воспитания дошкольников» Подготовила воспитатель средней группы Вьюгина Надежда Вячеславовна.

«Театр как средство воспитания дошкольников». Консультация для родителей Консультация для родителей «Воспитание дружеских отношений в игре» Воспитатель :Гелашвили А. В Воспитательные возможности театрализованной.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Транспорт
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Консультация «Сказка как средство правового воспитания дошкольников»
Опубликовано: 21 февраля 2019 в 17:59
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 июля. День точечной живописи на МААМ

Среди нетрадиционных техник рисования, удобных для освоения детьми, особенное место принадлежит пуантилизму – точечной живописи. Для этого можно использовать и кисточку, и пальчик, и ватную палочку. Любой...

19 июля. День рождения Владимира Маяковского

Певец революции, новатор и первопроходец, Владимир Маяковский, сочинял стихи не только для взрослых, но и для детей. Он прокладывал дорогу в новую поэтическую среду, отвечающую духу и ритму времени. Его...

Фотоотчет «Воспоминания о «Зелёной недельке»
Фотоотчет. «Воспоминания о «Зелёной недельке». Лариса Гацко. Блог. А у нас сейчас каникулы! Дети разъехались отдыхать, я тоже набираюсь сил. С...
Консультация «Интеллектуальная игра «Креатив-бой». Презентация школьной игры...
Креатив-бой. Краткая справка. «Креатив-бой» — вид интеллектуальных командных соревнований. Он немного напоминает широко известные игры «Что, где, когда?...
Проект «Создание клумбы «Цветочная палитра»
Цель проекта: декоративно-цветочное оформление клумбы на территории детского сада. Задачи: - исследовать специальную литературу по цветоводству; -...