Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Мишина Екатерина
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Не бойся сказок, бойся лжи.

Сказка? Сказка не обманет.

Ребёнку сказку расскажи –

На свете правды больше станет.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. В младшем возрасте детям нравятся простые русские народные сказки с незамысловатыми сюжетами. Детям 5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто представляют себя в виде животных, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 6 лет, ребенок «примеряет на себя» роли человеческих персонажей: идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница, а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. В своей работе я использую следующие формы работы со сказкой: Чтение; Слушание; Беседа; Инсценировка; Сочинение новых сказок; Иллюстрирование; Сказка – переделки; Изготовление атрибутов к инсценировкам; Элементы ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы, игровые задания, дидактические игры. Особенно детям нравится сочинять сказки по заданному началу или концу, или когда в известную сказку добавляется дополнительный герой, мы этот приём называем «сказочный винегрет». Например: берем всем известную сказку «Колобок» и добавляем в неё нового героя – внучку. Задача детей: рассказать сказку с новым героем. Можно добавить неодушевлённый предмет, например: ковер-самолет.

Хочу предложить вашему вниманию ещё один приём работы со сказкой – игру «Сказочные карты». Карты я изготавливаю с использованием картинок сказочных героев из детских книг, журналов, раскрасок и др. Детям раздаются на выбор 3-4 карты, на которых изображены сказочные герои, с помощью которых, дети сочиняют свои сказки. Используя этот приём, можно развить у детей фантазию, мышление, память, терпение, а так же воспитывать трудолюбие, доброту, уважение к близким, сострадание, милосердие и др. А так же он содействует развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок, развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту. Еще одна из форм работы со сказкой – дидактические игры. Они не только способствуют развитию речи детей, обогащению словаря, но и учат слушать товарища, работать в команде, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь. В своей работе я использую игры: «Будьте внимательны и найдите ошибки», «Кто лишний», «Из какой сказки фраза, «Какие сказки перепутались (сгруппировать героев по сказкам, «Что сначала, что потом?» или «Собери сказку по порядку и наоборот», «Какая сказка спряталась, «Назови сказку по предмету», «Угадай, кто идет» (развиваем слух: дети слушают музыкальные отрывки «кто как идет», запоминают, затем слушают еще раз и называют героев,«Угадайте по губам, какого героя сказки я назову» и другие. Детям, которые испытывают трудности в адаптации к условиям детского сада, на помощь тоже может прийти сказка. Она позволит ребёнку пережить, «проиграть» эту ситуацию и найти выход из нее, быть более уверенным в себе и т. д. С этой целью мы вместе с детьми выпускной группы придумали и оформили «Сказки про детский сад», которые помогут малышам легче справиться с адаптацией, сформировать у них положительную установку на детский сад. Я вижу свою задачу как педагога и в том, чтобы помочь ребенку найти правильные ориентиры в нашем сложном мире, в эпоху слома культур. Сказка поднимает вопросы не только о добре и зле, но и о предназначении человека и его жизненном пути. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.

Публикации по теме:

Сказка как источник развития творческих способностей в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет в качестве особой задачи дошкольного воспитания необходимость.

Театральная деятельность как средство художественного и духовно-нравственного воспитания дошкольников КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Театральная деятельность, как средство художественного и духовно-нравственного воспитания дошкольников» «Введите.

Консультация для воспитателей «Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников» Консультация для воспитателей Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников Традиционно литература используется как.

Консультация «Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания в семье» Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления.

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Слайд 1. Представляю вашему вниманию мастер – класс «Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Семинар-консультация «Сказка в жизни ребенка и как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Семинар - консультация для воспитателей «Сказка в жизни ребенка. Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного.

Сказка, как аспект духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Через сказки, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия - это ключик, c.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Опубликовано: 20 января 2019 в 20:38
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 июля. День этнографа

Так сложилось, что июль месяц традиционно становится временем этнографических экспедиций. Учёные, преподаватели и студенты ездят по сёлам, станицам, хуторам, расположенным вдали от крупных городов....

17 июля. День сказочных поделок на МААМ

Такие разные сказки — веселые или поучительные, забавные или трагические, а может быть даже страшные, но обязательно со счастливым концом. Невозможно представить детство без сказок! А детский сад — это...

Развивающая тактильная панель для детей младшего дошкольного возраста
Цель: упражнять детей в сравнении предметов контрастных размеров и цветов, дать понятие «один», «много», упражнять детей в игре с липучками-застежками,...
Педагогический проект «Насекомые и их знакомые» в младшей группе
Педагогический проект «Насекомые и их знакомые» в младшей группе. Тип проекта : познавательный. Возрастная группа : младшая группа ( 3-4 года)...
Фотообзор исторического фестиваля «Времена и эпохи»
Исторический фестиваль «Времена и Эпохи» проводится в Москве уже с 2011 года. Его целью является знакомство с историей жителей России в наглядной форме. Из...