МААМ-картинки

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания в работе с детьми раннего возраста

Ксения Патарая
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания в работе с детьми раннего возраста

«Сказка неотделима от красоты. … Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу».

В. А. Сухомлинский.

Как педагог-дошкольник, одной из основных задач в работе с детьми считаю сохранение и преумножение психического и психологического здоровья подрастающего поколения. Психологическое же здоровье, которое несет в себе духовную составляющую, являясь не просто характеристикой, а стержневой особенностью человека, остается часто за чертой внимания семейного окружения дошкольника. А ведь именно духовность отличает не только одного человека от другого, но и отделяет человека от животного. Виктор Франкл считал, что нравственным и духовным ценностям нельзя научить, их нужно переживать, потому что они дают направление самовоспитанию человека, определяют его стремления.

Публикация «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания в работе с детьми раннего возраста» размещена в разделах

Как же помочь малышу самому научится понимать нравственные и духовные ценности? Ведь к длительным беседам, лекциям он еще не привык. Одним из действенных средств духовно – нравственного воспитания является сказка.

С раннего возраста мы знакомим детей со сказками, прежде всего, отечественными: они более понятны и ясны для маленького человечка. Ознакомив со сказкой наших крошек, я стараюсь акцентировать их внимание не на сухом содержании сказки, не на последовательности событий, а на эмоциональном сопереживании героям сказки. Нередко прошу ребят подражать тому или иному герою, чтобы пробудить эмоциональный отклик. Беседуя с родителями понимаю, что многие традиции духовно-нравственного воспитания исчезают из современной семьи, вынужденной жить в стремительном ритме. Мамы и папы не осознают большой ошибки в том, что заменяют прочтение сказки на ее демонстрацию по телевизору; в том, что игнорируют русские народные сказки, заменяя их на современные зарубежные сказки с вымышленными героями, не всегда имеющими надлежащий эстетический вид; да и в том, что не находят времени прочитать и обсудить сказку с малышом. Традиция читать сказки на ночь формировалась столетиями и имеет научное обоснование: сказка перед сном воспринимается ребенком более детально, вдумчиво, оставляя приятные воспоминания, теплое, бережное отношение близких людей.

В своей работе по формированию нравственных ценностей через сказку мы используем различные формы работы со сказкой : работу с текстом, рисование по сказке, игры – драматизации, чтение сказки с элементами театрализованной деятельности, чтение сказки с использованием презентаций, совместное рассказывание сказок, обсуждение сказок. По детским рисункам видно, какой эмоциональный отклик нашел в сердечке малыша изображаемый герой, даже, если все дети рисуют одного и того же колобка. Одна из моих воспитанниц так прониклась жалостью к этому герою, что попросила бабушку связать ей колобка, тем самым, изменив для себя судьбу главного героя. Нередко мы просим детей что- нибудь сделать для персонажей сказки : построить дом для зверей из сказки «Теремок», слепить головку сыра для медвежат из сказки «Два жадных медвежонка», нарисовать солнце для зверей из сказки К. И. Чуковского «Краденое солнце», разрисовать тарелки для Федоры из сказки «Федорино горе», для Мишутки из «Трех медведей» построить стульчик из деревянного конструктора.

Наши малыши привыкли и к настольному театру, где являются не только зрителями, но и участниками.

В раннем возрасте малыш уже вполне готов к самостоятельному выбору, к реализации этого выбора. И от нас, педагогов и родителей, зависит то, насколько этот выбор будет наполнен духовно - нравственным смыслом.

Список литературы:

1. Журнал "Управление школой" № 09/2006

2. Франкл В. "Человек в поисках смысла" Москва, Прогресс, 1990 г

3. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему я. Москва, Генезис, 2010г.

Публикации по теме:

Сказка как источник развития творческих способностей в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет в качестве особой задачи дошкольного воспитания необходимость.

Доклад «Русская народная сказка в системе духовно-нравственного воспитания» из опыта работы Тема: «Русская народная сказка в системе духовно-нравственного воспитания»Духовно – нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших.

Использование метода проектов как средства духовно-нравственного воспитания дошкольников Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном поселке, стране, особенностях народных традиций, часто.

Консультация для педагогов «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей;.

Консультация для воспитателей «Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников» Консультация для воспитателей Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников Традиционно литература используется как.

Консультация «Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания в семье» Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления.

Мастер-класс «Региональная культура как потенциал духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Слайд 1. Представляю вашему вниманию мастер – класс «Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Православные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников «Настоящий человек начинается там, где есть святыни души» В. А. Сухомлинский Духовно-нравственное воспитание рассматривается как условие.

Русская сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания в работе с детьми раннего возраста
Опубликовано: 18 ноября 2018 в 20:00
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД