Приложение МААМ

Сказка  как средство развития связной речи у детей

Наталия Костырина
Сказка  как средство развития связной речи у детей
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня вопрос о развитии речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса чаще, чем друг с другом. Повсеместно расширяется повальное увлечение детьми всех возрастов компьютерными играми. Компьютерные игры сегодня оказываются более привлекательным занятием для детей, чем чтение книг. А ведь чтение книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе – усвоения языка.

Публикация «Сказка  как средство развития связной речи у детей» размещена в разделах

Одной из задач чтения и рассказывания является обогащение словаря ребенка. Ребенок не творит «своего» языка, а путем общения с взрослыми воспринимает родной язык, созданный в течение веков.

Слушая взрослых, дети запоминают многие слова, выражения, способ их использования и таким путем обогащают свой язык.

Сказка является эффективным средством и методом развития речи детей. Она способствует не только развитию речи, но и помогает дошкольнику передать свои мысли, эмоции, переживания.

Язык сказок очень живописен – в нем много метких сравнений, ярких эпитетов. Поэтому сказка служит одним из самых эффективных методов обогащения словаря образными выражениями.

Сказки вырабатывают у детей художественный вкус, а также умение чувствовать и понимать выразительные средства языка. Подражая речи героев сказки, дети учатся правильному и четкому звукопроизношению, выразительному интонированию, четкой артикуляции.

Пересказывая, рассказывая сказки, у детей формируется грамматически правильная речь, богатая сложными предложениями, с разнообразной лексикой: глаголами, определяющих действие; прилагательными, характеризующими персонажей. Это способствует осмыслению выразительных деталей текста, слиянию образных и логических компонентов.

Чрезвычайно важно создавать благоприятные условия для развития речи в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Профессиональное использование различных педагогических средств, приемов и методов и умелое их сочетание способны не только развивать речь детей, но и обеспечить гармоничное воспитание в соответствии с современными требованиями.

Современная методика развития речи содержит разнообразные приемы совершенствования всех сторон речи дошкольников. Их можно использовать при знакомстве детей со сказками.

Речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.

Интеллект ребёнка и его эмоции неразрывно связаны. Чувства - регулятор внутренней энергии, влияющей на всю человеческую деятельность, в том числе и на обучение. Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы.

Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Поэтому не случайно сегодня сказки используются педагогами, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка.

Занятия по сказкам мы строим по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, проживаем и сочиняем сказку. Перед прочтением сказок проводим пропедевтическую работу, цель которой – организовать внимание детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок. Тексты сказок читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используется прием завершения детьми отдельных предложений. Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования. Чтение сказки сопровождается различного рода наглядным материалом, что помогает детям в дальнейшем ответить на поставленные перед ними вопросы, а на следующем занятии – рассказать сказку. Каждое занятие обязательно сопровождается играми.

Проживая сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки.

Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Используются такие основные виды рассказывания как : придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал, коллективное сочинение сказки.

Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития. Сказка для ребёнка - игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.

Раннее выявление и эффективное развитие творческих способностей является одной из наиболее важных и актуальных проблем педагогики. Чем раньше ребенок научится нестандартно мыслить, оригинально выражать собственные идеи, будет способен видеть необычное в самых обыкновенных предметах и явлениях, тем успешнее станет любая его деятельность, благоприятным его психологическое развитие.

В начале своей работы проанализировали психолого-педагогическую литературу, затем подобрав диагностические методики для исследования уровня развития связной речи и подготовили необходимый диагностический материал для проведения обследования (предметы, хорошо знакомые детям, с которыми они часто действуют, например мяч, ложка, лопатка, рукавицы).

Работая с детьми младшей группы, мы столкнулись с тем, что у них плохо развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения.

Поэтому для углубленной работы мы выбрали тему «Сказка, как средство развития речи детей». Из всех существующих приемов обучения рассказыванию самым современным, по-моему, является метод моделирования. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.

Прежде чем приступить к работе в режиме проектирования, мы определили, на каком уровне находятся дети нашей группы и выбрали конкретные способы реализации материала.

Мы наметили последовательность чтения сказок в течении года, определяемую усложнением содержания и соответствием временам год

Для повышения эффективности работы в группе была создана творческая речевая зона «А Б В Г Д – йка» : маски, настольный театр, дидактические картинки для самостоятельного составления рассказов, книги, иллюстрации картин известных художников, игрушки изготовленные руками детей и воспитателя, различный материал для изготовления поделок, книжек-малышек. Материал, содержащийся в речевом уголке, соответствует возрасту детей группы и направлен на развитие речевых и психических функций; оборудование речевого уголка обеспечивает разнообразную речевую деятельность под руководством воспитателя.

Сказки вызывают у ребенка напряженное внимание к зачаровывающим описаниям чудес, необычайных событий, оказывают сильное эмоциональное воздействие. В каждом конкретном случае сюжет сказки обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на сопереживание, или на самоотверженность.

Особое внимание уделяется на развитие ребенка до такого уровня воображения и мышления, который помогает ему различать реальную жизнь и фантазии. Воображение очень полезно и важно для дошкольника: оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной. Малышам предлагается впервые отойти от стереотипов и изобрести новую сказку или какой-то ее эпизод. Именно поэтому работа с детьми проводилась с использованием сказок.

Публикации по теме:

Консультация для начинающих педагогов дошкольного образования «Развитие мелкой моторики»Консультация для начинающих педагогов дошкольного образования «Развитие мелкой моторики» Развитие мелкой моторики. Вопрос моторного развития ребенка, на мой взгляд, сейчас стоит особенно остро. Дети, начиная с 2-3 летнего возраста,.

Проект «Город будущего» Тип проекта: творческий. Срок реализации: краткосрочный (декабрь - февраль 2013 - 2014г.) Участники проекта: педагоги, дети старшей группы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка  как средство развития связной речи у детей
Опубликовано: 8 октября 2014 в 21:04
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказка  как средство развития связной речи у детей» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Костырина (УИ 177529) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД