МААМ-картинки

Сказка как строительный материал или современные методы развития речевого творчества на основе методики Джанни Родари

Елена Григорьева
Сказка как строительный материал или современные методы развития речевого творчества на основе методики Джанни Родари

Инструкция по использованию:*

Под цифрой 1 раскрывается близкая к тексту интерпретация варианта Джанни Родари.

Под цифрой 2: пример использования адаптированного варианта для работы педагогов в ДОУ.

Под цифрой 3: пример использования метода в работе с детьми.

I.Метод "перевирания. "

Публикация «Сказка как строительный материал или современные методы развития речевого творчества на основе методики Джанни Родари» размещена в разделах

1) В данном методе Джанни Родари предлагает переврать сказки, которые хорошо известны и знакомы детям. Детям всегда хочется, чтобы сказки рассказывались теми же словами, что и в первый раз. Вполне возможно, что поначалу игра в "перевирание" будет раздражать и будоражить сознание ребёнка, так как, привыкнув к старым персонажам, ребёнок знает что от него ожидать, он знает его дальнейшие действия. Появление нового героя приносит неизведанное и незнакомое. Сказка превращается в некую пародию и возобновляет интерес у ребёнка, заставляет пережить её заново. Ребёнок теперь играет не столько с персонажем, сколько сам с собой: позволяет себе вольности, берёт на себя ответственность за случившееся.

2) Воспитатель предлагает детям вспомнить любую сказку, рассказать её, но есть определё нное условие: сказка должна звучать по- новому. Что бы этого достичь, необходимо немного «преврать» и пофантазировать. Можно переименовать героев, придумать новую внешность и черты характера, поменять их местами, придумать новые приключения, изменить место и время действий, ход событий…

3) Игра "Сказка испорченного телефона"

Дети садятся в ряд или в круг. Сначала, воспитатель читает выбранную заранее сказку. Затем, предлагает детям поочерёдно пересказывать сказку, но так, что бы сказка которую рассказывают дети, не была похожа на ранее прочитанную. Т. е. дети могут придумать новые имена для героев (например, не Белоснежка, а Краснушка, изменить их характер (например, не добрая фея, а фея-плакса, переврать их приключения и похождения, изменить героев- злодеев (например, не волк, а ядовитая змея) и т. д. Таким образом, придумывая друг за другом всё новые и новые сюжеты сказки, у детей получиться своя новая волшебная история. Во время игры воспитатель может вести запись рассказываемой сказки и в конце игры зачитать её детям.

II.Метод "Сказка + слово (предмет)"

1) В данном методе Джанни Родари предлагает дать детям 5 слов, на основе которых они должны вспомнить сказку или историю. Затем вводиться шестое слово (обозначающее предмет, совершенно постороннее и не имеющее связь с предшествующими словами. Шестое слово дети должны ввести в контекст своей истории, придумать ему соответствующее назначение, характеристики, действия которые можно совершать при помощи данного предмета.

2) Воспитатель даёт детям 5 слов, которые будут подсказывать сюжет определённой сказки. Затем, называет абсолютно любое слово, обозначающее предмет. Задача детей придумать новые приключения героев с этим предметом.

3) Игра проводиться в парах. Перед началом игры можно прочитать детям сказку, что бы напомнить им события происходящие в ней. После этого необходимо выделить главные слова, на основе которых можно выстроить сказку. Далее, раздать каждой паре карточку с изображением предмета. Теперь, каждой паре необходимо придумать, как можно использовать предмет в сказке, какие действия он может выполнять, чем может помочь или навредить и т. д. Затем, пары поочерёдно выходят и рассказывают свою придуманную историю.

III.Метод "Сказка + слово (герой)."

1)Джанни Родари предлагает взять любого героя, будь он уже знакомым или только что придуманным. Далее, исходя из характерных особенностей данного героя, можно логически вывести и его приключения. Особое внимание уделяется материалу из которого сделан герой и его внешнему виду.

2) Воспитатель совместно с детьми выбирает любого персонажа (например, Мальчик -с - Пальчик, анализируют его особенности и качества (например, маленький рост, ловкость, размер обуви и одежды и т. д, а затем придумывают как герой будет действовать, знакомиться с другими персонажами в другой сказке, выбранной за основу при придумывании новых ходов сюжета. Придумать можно, с какими случайностями будет встречаться новый герой в сказке, в какие беды попадать, строго в соответствии с теми качествами которые были выделены ранее.

3)Детям предоставляется во внимание карточка с изображением несуществующего животного. Рассмотрев и обсудив персонаж, детям можно задать ряд вопросов, например: “Как его зовут?”, “Что делает?”, “Где живёт?”, “Чем питается?”, “Есть ли у него друзья?” и т. д. Далее возможно включение этого фантастического героя в контекст знакомой сказки.

IV. Метод "Салат из сказок"

1) Джанни Родари было предложено взять нескольких героев разных сказок и объединить их в одну единую. Их приключения переплетаются и устремляются по новому руслу. Подвергнувшись такой обработке, даже самые стёртые образы оживут, дадут новые ростки и из них произойдут новые плоды. Главенствующим в этом методе является то, что он состоит из двух имён собственных из сказок.

2) Ребёнку предлагается создать сказку, главными героями которой будут являться персонажи, изображённые на карточках, доставшиеся ребёнку в ходе жеребъёвки или разыгрывания.

3)

Вариант 1. Раскладываются карточки в 5 рядов: 1-й ряд - герои, 2-й ряд - злодеи, 3-й ряд - предмет - помощник, 4-й ряд - место действия, 5-й ряд - тот, кого надо спасать.

Ребёнку предлагается загадать любое число от 1 до 5 (при этом не повторяться). Загаданное число будет обозначать номер ряда карточек, за которые отвечает ребёнок. Например: "Число 2 обозначает 2-й ряд карточек, т. е ряд злодеев. "

Затем дети поочерёдно бросают кубик. Число, выпавшее на кубике, будет обозначать номер карточки, того ряда за который отвечает ребёнок. Например: "Выпало число 4. Следовательно, ребёнку необходимо взять 4 карточку из ряда злодеев. "

После того, как карточки были выбраны, дети начинают сочинять сказку, в которой будут участвовать персонажи изображённые на карточках.

2) Перед детьми положено 5 конвертов, в каждом конверте по 5 карточек. Каждому предлагается вытащить по одной карточке из конверта. Внимательно рассмотреть карточки. Затем ребёнку предлагается составить сказку на основе выбранных карточках, т. е действующими лицами сказки будут персонажи изображённые на карточках. (Игра рассчитана на миниподгруппу состоящую из 5 человек.)

V. Метод "Сказка -калька"

1)Джании Родари предлагает из старой сказки сделать новую, с различными степенями узнаваемости или полностью перенесённую на новую почву. Этапы работы: 1. Берётся популярная сказка и сводится к голой схеме, к основным сюжетным линиям. 2. Сюжет сказки ещё более абстрагируется. 3. Получившаяся абстрактная схема интерпретируется по-новому. Таким образом, в новом сюжете старая сказка запрятана вглубь, снаружи её не видно, она живёт где-то в глубине сказки и оттуда диктует самые неожиданные повороты.

2) За основу данного метода воспитатель берёт любую известную сказку, сводит её к схеме, к основным сюжетным линиям. Например: Жила девочка. Звали её Красная Шапочка. Однажды мама попросила Красную Шапочку сходить к бабушке и отнести пирожки. По дороге к бабушке, она встретила волка. и т. д.

Затем сюжет ещё более абстрагируется. Например: Жил (а) А. Однажды Б попросил (а) А сходить к В и отнести Г. По дороге к В, А встречает Д. и т. д.

Затем вместо букв подставляются любые герои, животные или предметы. В итоге, получается новая сказка в основе которой лежит известный сюжет.

3) Воспитатель заранее сводит известную ребёнку сказку к схеме из основных сюжетных линий. Можно изобразить эту сказку схематически и привести пояснения. При этом не говорит что это за сказка. Далее перед ребёнком раскладываются карточки обратной стороной (т. е ребёнок не видит что на них изображено). При помощи считалки ребёнок выбирает себе карточки. Внимательно изучив карточки, поняв, кто или что на них изображено, ребёнок начинает подставлять персонажей, изображённых на карточках, в схему. Таким образом, у ребёнка начинает складываться своя "новая" сказка, основанная на схеме популярной и известной сказки. В конце, можно спросить ребё нка: "А на какую сказку похожа твоя сказка?"

VI. Метод "А что было потом?"

1) Сказка заканчивается, и тем не менее место для того, что было потом, всегда найдётся. Джанни Родари предлагает ввести новый элемент, который приведёт в движение весь механизм сказки и повлечёт за собой её продолжение.

2) После прочтения сказки воспитатель может спросить детей; "Как вы думаете, что будет дальше?" Например: "Что будет с мачехой и ее дочерьми после того как Золушка и принц поженятся?" Задавая наводящие вопросы и получая на них ответы, можно продолжить, казалось, уже законченную сказку.

3) Игра проводиться в парах. Один ребёнок рассказывает своему партнёру сказку. Затем он же идёт к столу, на котором разложены карточки (но таким образом, что бы ребёнок не видел что на них изображено). Ребёнок берёт 2-3 карточки и возвращается на место. Придя на место, он предлагает своему партнёру придумать продолжение своей сказки с использованием карточек.

Затем дети меняются ролями. Таким образом каждый ребёнок придумывает продолжение к сказке своего партнёра.

Публикации по теме:

Методы речевого развития детей раннего возраста К. Д. Ушинский доказал: «Что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное.

Современные методы здоровьесбережения детей дошкольного возраста «Современные методы здоровьесбережения детей дошкольного возраста» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту одной.

Консультация «Актуальные проблемы развития речевого творчества детей дошкольного возраста» Реализация индивидуальности ребенка происходит в процессе социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического.

Организация детской проектной деятельности «Сказка как средство развития словесного творчества детей дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 44» Организация детской проектной деятельности: «Сказка.

Современные методы работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Использование ИКТ В настоящее время проблема воспитания духовно, психически и телесно здоровых детей по-прежнему актуальна. Это связано с тем, что погруженный.

Современные методы и технологии сенсорного развития детей раннего возраста В настоящее время достаточно пристальное внимание в системе образования обращено к изучению периода раннего детства, наблюдается тенденция.

Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС Сегодня мы поговорим о современных подходах к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного.

Современные технологии речевого развития детей Развитие речи у детей – актуальная проблема, обусловленная значимостью связной речи дошкольников. Основной прием обучения – это использование.

Консультация для педагогов ДОУ на тему «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС» «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, на завтрашний день детского развития, только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения.

Консультация «Задержка речевого развития и примеры речевого развития у детей раннего возраста» ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ. Примеры речевого развития у детей раннего возраста. «Задержка языкового развития (по другой терминологии —.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка как строительный материал или современные методы развития речевого творчества на основе методики Джанни Родари
Опубликовано: 18 мая 2019 в 15:30
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД