Лучший педагог года

Организация детской проектной деятельности «Сказка как средство развития словесного творчества детей дошкольного возраста»

Татаринова Оля
Организация детской проектной деятельности «Сказка как средство развития словесного творчества детей дошкольного возраста»

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 44»

Организация детской проектной деятельности :

«Сказка как средство развития словесного творчества детей дошкольного возраста

(по сказке «Три поросёнка»)

группа общеразвивающей направленности детей 4-5 лет

Подготовил:

Публикация «Организация детской проектной деятельности „Сказка как средство развития словесного творчества детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Воспитатель I квалификационной категории

Татаринова О. А.

Оренбург, 2018г

СОДЕРЖАНИЕ:

Пояснительная записка…

Проектная карта

Матрица проекта ….

Ресурсное обеспечение …

Приложение ….

Пояснительная записка

Направленность проекта : реализуется в рамках художественно - речевого процесса для детей группы общеразвивающей направленности 4-5 лет.

Новизна проекта :использование современных речевых технологий в развитии словесного творчества дошкольников (сказкотерапия, мнемокарта, предметы заместители).

Проблема:

Родители мало читают детям книги или если читают, то произведения не соответствуют их возрасту. Дети не знают авторов сказок. Развитие интереса к театру и совместной театральной деятельности, творческого потенциала и развивающейся личности.

Актуальность проекта :

Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средствформирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию.

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества.

Также самым эффективным средством развития и воспитания ребенка в среднем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы.

Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Поэтому мы решили уделить, немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

Через сказку ребёнок входит в мир чудес и волшебства, где ребёнок учится доброму отношению к людям. Дети не остаются равнодушными после встречи с героями сказок, всё это вызывает желание разобраться в сказочной ситуации и стимулирует умственную деятельность ребёнка. Он учится сопереживать, появляется новое эмоциональное отношение к окружающему. Дошкольники сталкиваются в сказках со сложными явлениями, чувствами. Сказка даёт хороший урок на всю жизнь и детям, и взрослым.

Вид проекта : краткосрочный (2 недели)

Состав участников: дети группы общеразвивающей направленности 4-5 лет, воспитатель группы общеразвивающей направленности 4-5 лет, родители группы.

Тема проекта : «Сказка как средство развития словесного творчества детей дошкольного возраста!» (по сказке «Три поросенка»)

Цель проекта : развитие связной речи за счет освоения умений пересказывания и инсценирования сказки.

Задачи:

- познакомить детей с литературным художественным произведением (сказка «Три поросенка», формировать умение оценивать поступки героев, умение передавать характерные черты сказочного героя; умение пересказывать сказку с помощью мнемокарты, предметов заместителей и иллюстраций; умение инсценировать сказку.

- развивать у детей устойчивый интерес к сказке, как к произведению искусства;развивать умения связно выражать свои мысли;развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности в разных видах деятельности;

- воспитывать любовь к сказке, народному творчеству, художественному слову.

Ожидаемые результаты:

Дети: у детей сформируется устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в спектакле по сюжету знакомой сказки;сформируется умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами.

Родители:пополнение театрального уголка (макеты домиков «Трёх поросят»); элементы «Речевого дворика» : «Чудо-дерево», «Дидактический домик», «Речевая беседка», «Волшебный сундучок сказок». Повысится интерес родителей к жизни детей в ДОУ.

Ключевые моменты проекта :

Дети:

o Чтение сказки «Три поросёнка», беседа и рассматривание иллюстраций к сказке «Три поросёнка».

o Рисование детьми домиков для трёх поросят.

o Лепка детьми героев сказки «Три поросёнка».

o Прослушивание аудиозаписи.

o Просмотр мультфильма «Три поросёнка».

o Театрализация сказки «Три поросёнка».

o Иллюстрирование прочитанной сказки.

o сказка «Три поросёнка» собственного сочинения (по мнемокарте, рассказывание сказки с помощью предметов – заместителей (геометрические фигуры).

o Дидактическая игра «Разрезные картинки».

Родители:

o Консультация: «Роль сказки в развитии речи детей».

o Домашние задание для родителей: (изготовление домиков для трёх поросят).

o Чтение сказок с детьми, придумывание сказок с детьми.

o Помощь в пополнении книжного уголка сказками.

o Помощь в изготовлении книжки малышки «Три поросёнка».

Итоговое мероприятие:инсценирование сказки

Презентация проекта будет представлена на педагогическом часе (круглый слол) на базе МДОАУ № 44

Описание продукта, полученного в результате проекта : инсценировка сказки «Три поросёнка» детьми.

Мероприятие проводится в группе.

Вводная часть:

Чтение, беседа и рассматривание иллюстраций по сказке «Три поросёнка».

Основная часть:

Лепка, рисование, изготовление макетов домиков для трёх поросят, рассказывание сказки по мнемокарте, с помощью предметов заместителей (геометрические фигуры) и иллюстраций, дидактическая игра «Разрезные картинки».

Заключительная часть:

Инсценировка сказки «Три поросёнка».

Проектная карта :

Направление деятельности Мероприятия Ответственные Дни недели Форма отчетности

Работа с детьми Чтение, беседа и рассматривание иллюстраций к сказке «Три поросёнка», прослушивание аудиозаписи Воспитатель группы 1 –й понедельник, вторник, среда Иллюстрации сюжетных картинок к сказке «Три поросёнка»

Рисование домиков для трёх поросят Воспитатель группы 1 –й четверг Фотоотчёт

Лепка трёх поросят Воспитатель группы 1 –ая пятница Фотоотчёт

Рассказывание сказки по мнемокарте, с помощью предметов заместителей и иллюстраций; просмотр мультфильма. Воспитатель группы 2 – ой понедельник, вторник, среда Фотоотчёт

Театрализация сказки «Три поросёнка» Воспитатель группы 2 – ой четверг и пятница Фотоотчёт

Работа с родителями Консультация «Сказкатерапия»

Воспитатель группы Понедельник консультация

Помощь в изготовлении книжки малышки «Три поросёнка». Родители Первая неделя Книжка - малышка

Домашние задания

(изготовление домиков для трёх поросят). Родители Вторая неделя Домики и поросята из ткани

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта.

1. Включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы детей в рамках реализации проекта.

2. Понимание воспитателями значимости проблемы и проявлении творческой инициативности в подборе форм и методов в работе с детьми.

3. Педагогическое просвещение родителей по данному вопросу.

Планируемое время на реализацию проекта :

№ Этап Содержание деятельности Сроки

1 Подготовительный этап:

Чтение и беседа с детьми, рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозаписи. 3 дня

2 Основной этап: Лепка, рисование, рассказывание по мнемокарте, с помощью предметов заместителей и иллюстраций, просмотр мультфильма. 5 дней

3 Заключительный этап:

Инсценирование сказки. 2 дня

Основные шаги реализации проекта :

1 Подготовительный этап:

(3 дня)

Основные цели и задачи:

- Формирование представлений о сказках, узнавать персонажи сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание; высказывать свое отношение к героям сказки,знакомство детей с литературными художественными произведениями (сказками, оценивание поступков героев, умение передавать характерные черты сказочных героев;

Основное содержание:

Чтение, беседа по сказке, прослушивание аудиозаписи, рассматривание иллюстраций.

2 Основной этап:

(5дней)

Рисование детьми домиков для трёх поросят

Лепка детьми героев сказки «Три поросёнка»

Просмотр мультфильма

Консультация «Сказкотерапия»

Чтение сказок с детьми, придумывание сказок с детьми.

Помощь родителей в пополнении книжного уголка сказками.

Помощь родителей в изготовлении книжки малышки «Три поросёнка».

Рассказывание по мнемокарте, с помощью предметов заместителей и иллюстраций, просмотр мультфильма.

3. Заключительный этап:

(2 дня)

Помощь родителей в изготовление домиков для трёх поросят

Инсценирование сказки «Три поросёнка»

Форма проведения презентации: круглый стол.

Ресурсное обеспечение проекта :

Нормативно – правовой ресурс:

-Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № «санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10. 2013 года №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Кадровый ресурс:

-Заведующий МДОАУ – обеспечивает материально-техническую базу, пополняемость предметно развивающей среды необходимым оборудованием, инвентарем.

-Заместитель заведующей по ВО и МР – обеспечивает информационно - методической литературой.

-Воспитатели групп – организуют деятельность детей в процессе реализации проекта.

Материально- технический ресурс.

- фотоаппарат;

-компьютер;

-иллюстрации сюжетных картинок к сказке

-рисование, лепка сказки;

-художественная литература по сказкам.

Научно – методический ресурс:

1. Гин С. И. Развитие речи детей дошкольного возраста средствами и методами ТРИЗ Занятия по ТРИЗ в детском саду : пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. — 112с.

2. Деркунская В. А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре. - РПА, Педагогическое общество России, 2006.-127с.

3. Основная образовательная программа дошкольного образования МДОАУ - №44.

4. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников -М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-160с.

Все необходимое оборудование расположено в доступном для детей месте, хорошо освещено, эстетически оформлено, все соответствует требованиям СанПиН и возрастным особенностям детей.

Консультация для родителей

"Роль сказки в развитии речи детей"

Сказки служат могучим и действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Они оказывают огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах сказка открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Народные сказки раскрывают детям меткость и выразительность языка, его богатство, демонстрируют насыщенность родной речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Рассказывание сказки целесообразно завершать концовкой («Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают.» и т. п.). После рассказывания сказки необходимо побеседовать с ребенком, беседа помогает детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые эпизоды, еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, т. е. постичь языковую особенность произведений данного жанра.

Существует множество эффективных приемов в организации бесед по сказкам. Прежде всего, это вопросы они помогут детям точнее охарактеризовать героев сказки, почувствовать главную идею сказки и т. д., одним словом, вопросы должны быть разнообразными по своей направленности.

Не менее важно рассматривание иллюстраций, так как они помогают понять сказку. Нужны также словесные зарисовки : дети сами воображают себя художникам и, придумывают и рассказывают, какие бы картинки они сами нарисовали к данной сказке.

Иногда полезно повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей, тогда дети полнее воспринимают художественные достоинства сказки, замечают сравнения, эпитеты и другие изобразительные средства сказки.

Можно попросить ребенка вспомнить и рассказать о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном пересказать описания природы, поступки героев, которые им особенно запомнились.

Эффективным приемом в беседах по сказке является ее драматизация или драматизация отрывков из знакомых сказок, интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса. Например: диалога зайца и вороны (сказка «Заяц-хваста»).

Систематическое чтение и рассказывание сказок приведет к тому, что дети будут стремиться к сочинению своих собственных произведений в самых разных жанрах и на самые разные темы. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и давать им задания на придумывание сказок и рассказов. Игры со сказками

В домашних условиях в таких играх могут участвовать все члены семьи.

Доскажи название:Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.

Гуси. Конек.

Крошечка. Мороз.

Аленький. Красная.

Доктор. Цветик.

Заюшкина.

Что лишнее? :Один из игроков называет несколько слов, которые встречаются в загаданной сказке, но одно из них не относится к этой сказке, другие игроки угадывают сказку и называют лишнее слово.

Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (сказка «Лиса и заяц»)

дед, бабка, внучка, репка, огурец (сказка «Репка»)

Машенька, утки, Ванюша, Баба-яга, гуси-лебеди (сказка «Гуси-лебеди»).

Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья - царевна (сказка «По-шучьему велению»). Старик, рыбка, старуха, машина, корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»)

Сказочная чепуха :Эта игра объединяет всех участников, развивает чувство юмора и у взрослых и у детей, дает заряд радости, помогает разрядить напряжение, переключиться с монотонного дела. За содержательную основу игры берется небольшая по объему сказка и придумывается ее игровая модификация. Интереснее разыгрывать сказки, действия в которых повторяются неоднократно:«Репка», «Теремок», «Лиса и заяц». Между участниками распределяются роли, за каждым закрепляется дежурная фраза, которую он произносит всякий раз по ходу сказки после названия его персонажа.

Желаю удачи!

Подготовительный этап: Чтение и беседа с детьми, рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозаписи, рассматривание книжек-малышек, сделанных руками родителей – продолжительность 3 дня.

Основной этап: Лепка, рисование, рассказывание по мнемокарте, с помощью предметов заместителей и иллюстраций, просмотр мультфильма. – продолжительность 5 дней.

Рассказывание сказки : «Три поросёнка» с помощью предметов заместителей (геометрические фигуры)

1. три розовых круга

2. Дом из соломы 1 треугольник желтый, квадрат жёлтый

3.1коричневый треугольник, квадрат зелёный

4. 1 красный треугольник, 1 красный квадрат.

5 1серый круг, 1 серый овал.

6.1 красный треугольник, 1 красный квадрат

7. три розовых круга

Рассказывание сказки по мнемокарте

Заключительный этап: Изготовление макетов домиков, инсценирование сказки – продолжительность 2 дня.

Изготовление домиков и поросят из такни.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Иллюстрация детской книги как источник и средство эстетического развития детей дошкольного возраста Иллюстрация, книга, развитие, дошкольник, эстетическое развитие. Первый печатный славянский учебник для детей «Азбука» вышел в конце XVI.

Консультация для воспитателей «Сказка как источник развития личности ребенка и детского словесного творчества» Нравственная, эмоциональная сторона личности – это ее ядро, поэтому ей и в плане гармонического развития принадлежит ведущее место. Гармония.

Литературная сказка, как средство развития словарного запаса детей дошкольного возрастаЛитературная сказка, как средство развития словарного запаса детей дошкольного возраста Развитие человека процесс далеко не простой, а также длительный и противоречивый. В современном обществе все более актуально встает вопрос.

Организация экспериментальной деятельности детей раннего возраста как средство познавательного развития «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» Китайская пословица Добрый день, уважаемые коллеги! Предоставляю.

Отчет о проектной деятельности с детьми второй младшей группы «Фольклор как средство речевого развития детей» Во второй младшей группе №4 в течение года был проведен информационно – творческий проект на тему: «Фольклор, как средство речевого развития.

Мастер-класс для педагогов «Развитие словесного творчества у детей дошкольного возраста» Цель: повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах выбора эффективных форм и методов, а так же способов реализации задач по.

Русская народная сказка как средство развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста Важным периодом для речевого развития ребёнка является дошкольное детство. Речевое развитие детей идёт в тесной связи с характером их деятельности.

Развитие словесного творчества у детей дошкольного возраста на основе сочинения загадок Творчество в широком смысле представляет собой важнейший социально-значимый вид человеческой духовно-практической деятельности, содержанием.

Учебно-методический материал «Сказка, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Учебно-методический материал по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Воспитатель: Хен Н. В. «Сказка, как средство развития.

Занимательные занятия из нетрадиционных материалов как средство развития творчества детей дошкольного возраста Занимательные занятия из нетрадиционных материалов как средство развития творчества детей дошкольного возраста. Термин «конструирование».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация детской проектной деятельности «Сказка как средство развития словесного творчества детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 9 января 2019 в 15:49
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД