Папки-передвижки

«Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста» (опыт работы) (4 фото)

Елена Макеева
«Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста» (опыт работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Мы живем в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей дошкольников с нарушениями в поведении и эмоциональном развитии. По данным статистики у многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка, наблюдается неадекватное поведение и дети испытывают большие проблемы в общении со сверстниками.

Такая же проблема существует и в нашем детском саду. Ежегодно увеличивается количество детей с нестабильным эмоциональным состоянием среди воспитанников. Как помочь таким детям?

Публикация «„Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста“ (опыт работы)» размещена в разделах

Я изучила психологическую литературу и работы ведущих психологов по работе с детьми, имеющими проблемы в эмоциональной сфере. Так, например, Хухлаева О. В. предлагает сборник психологических процедур (упражнений, игр и сказок, которые направлены на снижение тревоги, налаживание отношение с окружающими, на повышение уверенности в себе.

Короткова Л. Д. предлагает свои авторские сказки и методические рекомендации для работы с использованием сюжетов сказок, которые дают возможность психологу заниматься коррекционной работой. По ее мнению, через сказку можно апробировать психотерапевтические приёмы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребёнка. Через сказку можно познакомить детей с законами мира, в котором он родился и живёт, и помочь понять и принять их.

Вачков И. В. отмечает, что одним из эффективных методов, используемых в работе с такими детьми, является метод сказкотерапии.

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева считает, что сказка, является специфической деятельностью ребенка, обладает невероятно притягательной силой, и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. И потому ее необходимо использовать в работе с детьми. Так же она считает, что ребенок, воспринимая сказку, отождествляет себя с положительным сказочным героем. Сказка позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть проблемы и переживания. Сказка предлагает ребенку выход из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, оказывает позитивную поддержку его возможностей и помогает поверить в себя. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Я посчитала, что моим детям, которые испытывают некоторые проблемы в эмоциональной сфере на помощь тоже может прийти сказка. Она позволит ребёнку пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы, и найти выход из трудной жизненной ситуации, быть более уверенным в себе и т. д.

Передо мной стояла цель:

С помощью сказки оказать помощь детям в развитии эмоциональной регуляции поведения, которое препятствует их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

Задачи:

• С помощью сказки помочь детям преодолевать негативные переживания и страх, уменьшить тревожность, снизить эмоциональное напряжение,

• Развивать в детях самоутверждающие формы поведения, уверенность в себе.

Ожидаемый результат:

Ребенок, уверенный в себе, с адекватной самооценкой, с положительным отношением к себе и сверстникам, с развитой эмпатией, умеющий свободно выражать свое «Я».

В начале каждого учебного года по результатам диагностики формировались группы детей, нуждавшихся в психокоррекционной помощи. В коррекционные группы входили дети с повышенной агрессией, тревожностью, страхами, застенчивые, с проблемами в общения, гиперактивные, с неадекватным поведением.

Чтобы использовать в своей работе с детьми новую технологию, я подобрала цикл авторских сказок, разработала перспективные планы на старшую и подготовительную группы, составила конспекты занятий. Всего их по 16 занятий на каждый возраст. Занятия проходили раз в неделю. Длительность занятий 30-35 мин.

Основные принципы моей работы :

• Позитивность (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);

• от сказочной ситуации к жизненному опыту ребенка;

сказочная ситуация должна быть представлена в технике рассказывания сказки, с созданием сказочной атмосферы;

• постепенный переход из роли пассивного слушателя сказок в активного

участника творческого процесса создания сказок;

Структура занятия:

1. Приветствие детьми друг друга необычными способами. Например, по кругу передавали дети мяч и говорили, улыбаясь своему соседу комплимент. Передавался не только мяч, использовались колпачки, одевающиеся на голову, пушистый хвостик, перышко, мягкие игрушки, и т. д.

2. Вхождение в сказку. Оно осуществлялось с помощью волшебных слов: «Время сказки подошло - началось волшебство»; «Зонтик, зонтик покружись, сказка умная начнись»; «Кристалл волшебный посвяти, путь короткий укажи. Всем дорогу в сказку ласковую добрую, умную, задорную» и т. д. Или с помощью волшебных предметов: ковра- самолета, зонтика, лабиринта, волшебной дорожки, зеркала, лабиринта, платка, зонтика, цветка, волшебной палочки и т. д. Вхождение в сказку являлось очень важным моментом. Его можно назвать - момент волшебства, таинства, «наполнения суперэнергией». Для того чтобы перенестись в другое пространство, нужна была «волшебная сила», по крайней мере, преодоление ребёнком определённого препятствия или барьера.

3. Чтение сказки. По прочтению задавались детям вопросы по содержанию сказки, обсуждалась конкретная проблема, определялись пути решения и выходы из создавшейся ситуации.

4. Выход из сказки осуществлялся, так же как и вход. Произносились волшебные слова: «Сказка добрая ушла в детский садик нам пора». «Кристалл волшебный посвети, путь короткий укажи - Нам дорогу в детский сад, который каждый видеть рад». Энергия, потраченная на действия, осознания и переживания во время путешествия по сказке, как бы иссякает, и ребёнок автоматически возвращается на обычный уровень осознания и энергии, в привычный реальный мир.

5. Упражнения и игры, которые закрепляли коррекционную задачу, решенную с помощью сказки.

6. Рисование по прочитанной сказке. Под спокойную музыку дети выражают все свои чувства и эмоции, испытанные при работе со сказкой.

7. Ритуал расставания. Дети могут встать в хоровод, пройтись, улыбнувшись друг другу, или, обняв друг друга сказать : «Я тебя люблю».

Начиная работу с детьми с использованием метода сказкотерапии, учитывая сложность поставленных задач, я определила этапы работы :

1 этап - подготовительный (адаптационный)

Цель: Формирование социального доверия. Развитие социальных эмоций.

Задачи:

1. Объединить детей в группу;

2. Снизить эмоциональное напряжение;

3. Создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого;

4. Помочь детям почувствовать свою принадлежность к группе, ощутить чувство единения с ней;

Первый этап занимает три занятия и является подготовительным. На первом занятии оговариваются «правила и права» общения детей в группе, среди которых ставится условие «не драться и не обзываться в игровой комнате», или же право ребенка позаботиться о себе и не говорить на тему, неприятную для него и т. д.

На первом этапе мы работали по сказкам, которые по большей части, не направлялись сразу на решение серьезных проблем у детей. В подготовительных группах - это «Сказка о подсолнечном семечке», «Как Кенгуренок стал самостоятельным», «Сказка о маленьком Чике», в старших - «Сказка про сказку», «Путешествие в мир сказки», «Лесная школа». Эти сказки были направлены на создание комфортных условий для каждого ребенка, налаживание контакта между детьми и психологом, привыкание к новой и незнакомой для них ситуации, развитие эмпатии.

Для создания игровой сказочной атмосферы, мной была изготовлена кукла Сказочника. Я надеялась, что в общении с куклой у детей проявятся те эмоции, чувства и состояния, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять. Ведь в диалоге ребенка с куклой происходит «замена» реального контакта со мной, и кукла начинает выступать в роли профессионального персонажа или субъекта. Здесь происходит великий значимый контакт, играющий роль в развитии эмоциональной сферы личности ребенка.

Когда дети уже привыкли к ситуации в игровой комнате и познакомились друг с другом, и, благодаря созданному положительному настрою, произошло групповое сплочение детей в группе начался основной этап работы.

«Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста» (опыт работы)

Второй этап - основной.

Цель:

Помочь ребенку в решении трудных для него ситуаций, проблем и преодолении нежелательных черт характера.

Задачи:

1. Оказать помощь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов.

2. Корректировать поведение с помощью игр;

3. Учить детей распознавать эмоции по внешним сигналам;

4. Формировать моральные представления;

5. Снять эмоциональное напряжение;

6. Тренировать психомоторные функции.

7. Учить самостоятельно, принимать верные решения.

Были использованы методы и приемы:

• Чтение сказок.

Работа над сочинением продолжения сказки.

Работа над сочинением сказки.

• Принятие роли сказочного героя на себя.

• Игры, упражнения и беседы, загадки.

Арттерапия: рисование.

Использование наглядных пособий: рисунков, иллюстраций, игрушек и предметов.

Детям читались сказки : «Смелый гномик», «Медвежонок и баба-Яга», «Приключение медвежонка», «Белочка-припевочка», «Георгин и бабочка», «Сказка о песике по имени Тобик», «История со счастливым концом», «Цветик семицветик». Так сказка «Белочка-припевочка» была направлена на несамостоятельность ребенка. Он всегда говорил «Помогите мне, я не умею». В конце сказки детям задавались вопросы, но большее внимание я уделяла именно этому ребенку. Ему задавались такие вопросы: «Почему так получилось, что Припевочку стали звать неумехой? Что помогло Припевочке достать орешки из шишки?» Отвечая на мои вопросы, ребенок задумался, и ответил: «Она сама придумала, как доставать орешки из шишки. И у нее это получилось».

Читая сказку «Сказка про ежика Витю», которая направлена на трудности в общении со сверстниками, чувство неполноценности.

Эти сказки были направлены на преодоление страхов, неуверенности в себе, корректировку неадекватных форм поведения, изменение неадекватной самооценки. Также эти сказки помогли мне научить ребенка регулировать свое поведение в коллективе, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

После прочтения сказки детям задавались проблемные вопросы, которые побуждали детей искать решение сказочной проблемы :

- Что почувствовал герой в определенный момент?

- Для чего герой так поступил?

- Как бы ты поступил в такой ситуации? и т. д.

Если у сказки был очень большой текст, то я её пересказывала, сохраняя стиль и тонкую авторскую атмосферу. У каждой сказки свой неповторимый дух, свои особенности. На занятиях я использовала много наглядного материала, подбирала музыкальное сопровождение в соответствии с содержанием сказки.

Во время работы со сказкой детям предлагалось проиграть конкретную сказочную ситуацию, в которой наглядно представлялась проблема. Детям предлагались роли в такой последовательности: роль смелого и бесстрашного героя предлагалось разыграть детям испытывающим страх и тревожность. Детям застенчивым предлагались роли царя или царевны, где громким голосом они могли отдавать «приказы». Такой прием использовался с целью принятия ребенком роли героя на себя, ведь в своей жизни он не может быть медвежонком, цветиком-семицветиком, белочкой-припевочкой, хвастливой чашкой или подносом. Так оказавшись на месте хвастливой чашки, ребенок прочувствовал ее гордость и обиду, показав это вербальными и невербальными эмоциями. Детям легче было найти выход из ситуации, побывав в той или иной роли.

Так же детям предлагалось самим закончить начатую автором сказку, прослушав начало и только после слов «И вот однажды.» дети по очереди сочиняли недостающий текст. В сказках сочиненных детьми можно увидеть скрытые проблемы ребенка или уже самостоятельно им решенные. Вместе с волшебным изменением образа, вызывавшего страх, изменяется и сам автор. Если у сказки получился счастливый конец, а чаще всего так и бывает, то вместе с ним и

жизнь детей становится полнее, радостнее, что благотворно отражается и на эмоциональной сфере детей.

Кроме того, детям читались сказки, содержащие ситуативную проблему. Например, нужно было спасти осень из темницы Кощея Бессмертного. Для сочинения детьми сказок использовались картинки: Буратино, Осень, Царевна лягушка, Кощей бессмертный, Емеля и т. д. Дети должны были придумать продолжение сказки. Почти все сочиненные детьми продолжения были похожи на стандартную сказку. Чтобы отойти от традиционного конца, я помогала детям, направляла с помощью подсказок, например, как они представляют Осень, в виде девушки или другого героя? Когда осень освободилась от ледяного замка, как она себя проявила? Чем одарила народ?

Так сказка для меня стала и показательным тестом для кроющихся в душах детей негативных переживаний и дана возможность спланировать работу на будущее.

На этом этапе использовались различные беседы и упражнения, где дети учились говорить о своих негативных переживаниях. Например - страх, тревога.

Фото «Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Дети по желанию рассказывали о ситуациях, когда им было страшно. Я каждый раз просила поднять руки тех детей, у кого было что-то похожее. Обговаривали все возможные страхи: темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т. д. Затем дети под спокойную музыку рисовали свой страх, и по желанию рассказывали, что страшное они изобразили. Рисунки оставались в кабинете на ночь, а на следующем занятии необходимо было сказать, присутствует ли еще этот страх у ребенка.

На следующем занятии проводилась беседа «Все ли страхи плохие?» Бояться - это хорошо или плохо? Бывает ли страх хорошим? Например, если мама боится за тебя - это плохо? Бывают ли полезными страхи?

Далее рассматривались рисунки, сделанные на прошлом занятии, и задавался вопрос, как можно с ним справиться и что они с этим страхом хотели бы сделать?

Звучало много предложений: выбросить, порвать, смять, закрасить весь рисунок.

Далее детям предлагалось нарисовать «Я тебя больше не боюсь».

С помощью такого приема, решалось сразу несколько проблем: снижался страх, понижалась тревожность, дети научились говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников. Не сразу, постепенно стало формироваться социальное доверие.

В конце занятия я давала детям возможность выразить свои мысли, чувства, эмоции через рисунок. Данная часть занятия является самой ответственной и увлекательной для детей. А для меня эти рисунки имели диагностическое значение. На примере рисунков ребёнка можно выявить индивидуально- личностные особенности, характер взаимоотношений («гладкий» или имеет много друзей и др.).

(опыт работы) - фото
Фото №1 Мы живем в эпоху социально экономической нестабильности в обществе что приводит к увеличению числа детей дошкольников с нарушениями в поведении и эмоциональном развитии

огда я увидела, что неуверенные дети могут самостоятельно выбирать роль, без помощи взрослого вступать в диалог и показывать невербальную ту или иную эмоцию, когда я услышала, что дети начали выбирать слова и действия по отношению к другим, то я перешла к 3-му этапу.

Третий этап - заключительный.

Цель: Формирование нового опыта взаимоотношений.

Задачи:

1. Прививать адекватные формы поведения.

2. Работать над выразительностью движений;

3. Регулировать поведение в коллективе.

Сказки, используемые на этом этапе, также носили проблемный характер и касались либо таких общечеловеческих тем, как выбор и ответственность за свое поведение, любовь и уважение к другим людям, взаимопомощь, либо более конкретных проблем, например, связанных с неуверенностью, агрессивностью, детско-родительскими отношениями, нерешительностью, неумением общаться со сверстниками и т. д.

На этом этапе я вовлекла в работу родителей. Они дома вместе с детьми изготавливали «Цветы» ласковых имен. Которые нужны были на последующем занятии. Родителям необходимо было на каждом лепестке цветка подписать ласковое имя своего ребенка в нескольких вариантах. Некоторых родителей это ставило в тупик.

Дети с радостью несли сделанные ими и их родителями цветы. На занятии мы рассмотрели цветок каждого ребенка и каждому приклеили по божьей коровке, на тот лепесток, на котором написано его самое красивое имя. С отождествлением этого имени дети рисовали автопортрет. После рисования дети спешили рассказать про себя по нарисованному портрету, какой он стал хороший, добрый, внимательный к другим детям и взрослым. Кто-то стал смелым и решительным, кто-то заботливым, кто-то уже не боится темноты и врачей, а кто-то приведения, которым, оказывается была лампа на ножке.

Подводя итоги, проделанной работы, я сделала вывод: дети научились прямо

говорить о своих чувствах, желаниях, потребностях; научились налаживать

взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Сказка помогла наладить климат в группе. Дети стали более доброжелательными, открытыми, сопереживающими и помогающими друг другу.

Для того, чтобы педагоги грамотно могли использовать сказку в работе с детьми, я предлагала для них мастер - классы и консультации, не которых они знакомились с самим методом сказкотерапии, как можно его использовать в работе с детьми.

Развивать эмоциональную сферу ребенка невозможно только в детском саду, поэтому необходимо было привлечь и родителей для решения моих задач.

Для этого был организован родительский клуб «Гармония», где заинтересованные

родители получали теоретические и практические знания о том, как правильно выбрать сказку для своего ребенка, как с ней работать дома, для чего необходимо читать детям сказки и т. д.

Результатом целенаправленной работы, является положительная динамика, в развитии эмоциональной сферы воспитанников.

Таким образом, специально разработанный цикл занятий помогает детям решить ряд проблем, вызванных с проблемами в эмоциональной сфере, а так же способствовать развитию речевого, активного словаря, умения выражать свои мысли и чувства в языке.

Меня радует, что мои воспитанники приобретают не только духовный, но нравственный урок сказки. У них развивается эстетическое чувство прекрасного через восприятие художественных образов сказки, эмпатии по отношению ко всему живому, созданному Природой.

«Спустился вечер за окном,

Затушевал дневные краски,

Окутал город нежным сном,

Вновь наступило царство Сказки.

И мама, отложив заботы,

За сказкой время забывает,

И для нее, как в детства годы,

Волшебный мир вдруг оживает.

Сон убаюкал малыша,

Его отважная душа

Слилась с героем в славном царстве,

Волшебном, чудном государстве.

Уснул малыш. Но и во сне

Он примеряет на себе

Роль Золушки, Кота, Руслана,

Жизнь эльфов и царя Салтана.

Он в Сказке вырастет мудрей

И духом тверже и добрей.

Ведь тот, кто с детства

Сказку любит,

Тот в жизни злым уже не будет!»

Литература:

1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Практикум по сказкотерапии»

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Игры в сказкотерапии»

3. Хухлаева О. В. «Практические материалы для работы с детьми 3—9 лет»

4. Хухлаева О. В. «Лабиринт Души»

Публикации по теме:

Из опыта работы кружка «Веселые узелки» "Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Сила ума крепнет по мере того, как совершенствуется мастерство руки. И чем раньше.

проект "Игротерапия как средство формирования социально-адаптированного поведения" АННОТАЦИЯ Психологические исследования и практические наблюдения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста» (опыт работы)
Опубликовано: 20 января 2013 в 20:01
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста» (опыт работы)» (включая файлы) размещена пользователем Елена Макеева (УИ 39540) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД