Лучший педагог года

Конспект ОД «Сказочная страна хохломской росписи»

Ярослава Юрьевна Махмутова
Конспект ОД «Сказочная страна хохломской росписи»

Конспект образовательной деятельности по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников старшей группы через народное изобразительное творчество

Тема: «Сказочная страна хохломской росписи»

Цель: воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников посредством ознакомления со старинным народным промыслом- Хохлома.

Задачи:

Публикация «Конспект ОД „Сказочная страна хохломской росписи“» размещена в разделах

Образовательные: дать детям первоначальные знания об одном из направлений декоративно-прикладного искусства –хохломской росписи; знакомить с закономерностями, выразительными средствами народного декоративного искусства (колорит, изобразительные приемы и т. д.); на основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать специальные художественные способности детей в орнаментальной деятельности: «чувство» цвета, ритма, композиции, цветосочетания. Закрепить ранее полученные знания детей об основных элементах хохломской росписи (листок, ягодка, травка).

Развивающие: развивать художественно-творческие способности, самостоятельность, творческую инициативу, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь; развивать чувство ритма, цветного восприятия, при составлении орнамента обратить внимание на соподчиненность декоративных элементов; формировать умения применять приёмы рисования кистью, тычком; активизировать в речи детей слова: Хохлома, Хохломская роспись, криуль, мастер, элементы, узор.

Воспитательные: приобщать детей к русскому народному декоративному искусству в условиях детской практической творческой деятельности; воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству.

Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативное развитие – формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей Родине, представлений о социокультурных ценностях нашего народа; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности; развитие социального и эмоционального интеллекта.

познавательное развитие – ознакомление с историко-культурным наследием нашей Родины; формирование первичных представлений об особенностях хохломской росписи, свойствах и отношениях художественных объектов (форме, цвете, материале, цветовой композиции); расширение кругозора в процессе рассматривания иллюстраций с изображением изделий народных промыслов.

речевое развитие – развитие монологической речи при описании изделий народных промыслов, собственных работ и работ своих товарищей; обогащение активного словаря новыми понятиями и категориями. Развивать художественно-творческие способности, самостоятельность, творческую инициативу, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

развивать эстетическое (эмоционально-оценочное, образное восприятие – умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений народного художественного ремесла; активизировать и пополнять словарный запас детей.

Методы: Наглядные, словесные, практические.

Рассматривание альбома с изображениями изделий хохломской росписи для определения цели и способов её достижения. Беседа. Создание проблемной ситуации для мотивации детей на деятельность. Использование художественного слова. Самостоятельная деятельность по изготовлению композиций. Оформление выставки детских работ.

Технологии: Игровая, проблемного обучения, здоровьесберегающая

Демонстрационный материал:сундучок, иллюстрации, изделия с хохломской росписью: ложки, чашки, полотенца, салфетницы и т. д.

Раздаточный материал:фартуки, лист бумаги А4, палитры, гуашь, заготовки посуды, кисти, салфетки, баночки для воды, карандаши.

Технические средства обучения: проектор мультимедиа, экран, ноутбук, музыка «Весёлая ярмарка», презентация «Составь узор».

Предварительная работа:Рассматривание изделий и альбомов декоративно-прикладного искусства. Рассказывание стихотворений о русских народных промыслах, в частности о хохломе. Познавательный рассказ воспитателя о хохломской росписи

Ход:

1 часть (Организационно - мотивационный этап)

Воспитатель:

Здравствуйте, мои дорогие

И маленькие и большие.

Вижу, как вы подросли

До чего ж все хороши!

Мотивация

Воспитатель:

А теперь прошу внимания,

Чудеса сейчас придут

Интересно будет тут! Присаживайтесь.

Я на вас погляжу

Да и сказку расскажу!

Вы сейчас запоминайте,

Сказку рассказать мне помогайте!

Воспитатель:

Жила была в одном селе девушка по имени Марья. И такая она была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить. А посуду узорами разными расписывать умела - залюбуешься. (показ иллюстраций). И прозвали её за это Марья - искусница. Прослышал о Марье Кощей Бессмертный. Налетел, схватил и унёс её способности, с тех пор некому стало удивлять на селе народ расписной посудой. Фрукты, овощи, да зверей разных рисовали, да ни чего у них не получалось, и стали они думать, да гадать, как посуду расписать? (пустая)

- Кто и что же радовало народ на селе?

- Не всякий рисунок подойдёт?

Какая посуда бывает?

Проблема: Обратился народ к детям малым.

А как же помочь людям…. что взамен оставить? (Решение проблемы: поможем людям. Покажем, как расписывать посуду узорами)

2 часть (Основная часть)

Воспитатель:

Разные ложки и ковши, ты разгляди-ка не спеши.

Там травка вьётся и цветы небывалой красоты.

Блестят они, как золотые, как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки, здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди называют Хохломой!

Каждый рисунок состоит из элементов:

Ягодки, точки, листочки да цветочки

Не грусти, улыбнись! Сказка дарит на сюрприз!

Вот чудесный сундучок, вам, ребята, он дружок

Хочет вам задание дать, и про роспись всё узнать!

Презентация (интерактивная игра)

Гимнастика для глаз:

Воспитатель:

А народ на селе весёлый жил, жил не тужил, да на ярмарки ходил. А чтоб про роспись нам узнать, надо на ярмарке веселой побывать.

(Заставка ярмарки и звучит музыка)

Воспитатель:

Ярмарка, ярмарка, огневая, яркая,

Плясовая, жаркая, глянешь налево

Лавки с товаром - глянешь направо- веселье даром.

Интересно, а вы знаете, какие товары можно встретить на ярмарке?.

Посмотрите: Хохломские чашки, ложки, самовары и матрешки…Посуды много разной расписной, больше всех народу полюбилась роспись не простая, а роспись золотая – с лепестками, завитками, да ягодами и называли ее Хохлома.

- Какие элементы хохломской росписи вы знаете?

(Показ карты)

Давайте вместе с вами вспомним основными элементы узора в хохломской росписи (завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки). Рассмотрим их.

1. Примкните кисть к бумаге, чтобы оставить след – это «капельки» – самый простой элемент росписи.

2. Один из основных и также самых простых элементов – «травка». Так называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками с нажимом в середине. Как же его правильно рисовать? На кончик кисти берем немного краски и ведем линию сверху вниз, но она не прямая, а слегка изогнута, как бы колышется от ветра. Самые маленькие и тонкие травинки называют «осочки», их пишут уже без нажима посередине.

3. Более затейливые узоры называются «усики» и «завитки»1 – когда травка плавно превращается в крупные кудри.

4. «Кустик» – собирается из более простых симметрично расположенных элементов (травки, осочков, капелек).

5. Любят хохломские мастера украшать свои изделия спелыми «ягодами» (малиной, клубничкой, чёрной и красной смородиной, рябиной, крыжовником, брусникой). Используют для этого красный, традиционный при рисовании ягод, цвет. Для рисования ягод бруснички, смородинки и рябинки, используют печатку-тычок (ватную палочку, чтобы ягода была вся ровная, круглая, аккуратная.

А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют кистью. После высыхания красной краски ягоды «разживляют» желтым цветом.

6. «Листочек» – здесь уже вводится зеленый и желтый цвета. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, далее рисуют основную форму листочка, затем прорисовывают жилки.

Все вышеназванные элементы собираются в традиционный для хохломы травный орнамент. Он располагается на основном «завитке» (или стебле, веточке). В орнаменте ритмично чередуются «травинки», «завитки» и «кустики». Посмотрите, как элементы «усик» и «завиток» придают мягкость и пышность травному орнаменту.

В хохломской росписи художники используют особенные узоры. Цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками и цветами в хохломе называется «кудрина».

В таком узоре есть разные ягоды (смородина, клубника, малина, листья (чаще всего тройные, декоративные цветы. Сначала художники изображают крупные элементы: цветы, ягоды и листья; после – мелкие: осочки, капельки, травку, завитки и т. д. Узор занимает почти всю поверхность изделия. Посмотрите, как плавно изогнуты ветки с ягодами и листьями. «Травка» занимает все пространство между ними. Она легкая, изогнутая (так травинки наклоняются, завиваются, закручиваются, когда дует ветер).

Воспитатель: А кто расписывал посуду?

Дети: художники, мастера

Воспитатель: В стародавние времена художников называли мастерами. (Дети идут в мастерскую)

Воспитатель:

Заходите, проходите, своё место находите!

Физминутка: (фартуки и нарукавники)

1,2,3,4,5 – Начинаем одевать!

Наши дети покружились,

В мастеров все превратились.

Воспитатель:

Мы сегодня с вами при работе будем использовать

Оборудование:

1. Кисть тонкая для рисования элементов: Кисть мы держим тремя пальцами у железного основания

2. Салфетка – для примакивания кисти

3. Стаканчик с водой - для промывания кисти

4. Подставка для кисти

5. Палитра с гуашью

6. Тычок для нанесения элемента хохломской росписи (ягодка, цветок).

7. Обратите внимание, у вас на столах есть подсказка (Карта – мнемотаблица)

8. Влажные салфетки.

Воспитатель: У мастеров на рабочих столах всегда порядок был. Какие цвета мастера в хохломской росписи считают основными?

Дети: Красный, черный, золотой (желтый) и зеленый

Воспитатель:

Настоящие мастера перед работой, делают так. Разминают ладони, пальцы. Приготовьте руки для работы, возьмите кисти и скажите волшебные слова.

Вместе с детьми (хором):

Кисти, кисти помогите хохлому рисовать начните!

Это трудно? Нет, пустяк! Влево, вправо, верх и вниз, побежала наша кисть. Будем приниматься за работу. «Делу - время, потехе - час».

Прежде чем приступать к работе, давайте повторим ее последовательность.

- С чего начнёте? (С каймы внизу и вверху изделия, или по форме если она круглая).

- Что будете рисовать после? (Завиток, изогнутую веточку).

- Почему? (Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы).

- Что будите изображать на завитке сначала, что потом? (Сначала крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: осочки, капельки, травку, завитки и т. д.).

- Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).

Практическая работа: роспись картонных шаблонов хохломской посуды (тарелочек).

Воспитатель: (Дети расписывают. Звучит негромкая музыка). Воспитатель подходит к детям, подбадривает, подсказывает, поощряет.

- Ай, да молодцы! Рукодельницы (девочки)

- Настоящие мастера по хохломской росписи!

Вот и закончили своё дело народные умельцы - мастера. «Кончил дело – гуляй смело». Сейчас мы наведём порядок на столах в мастерской.

Физминутка

1,2,3,4,5 – Начинаем всё снимать!

Мастера все покружились, и в детей все превратились.

Воспитатель:

Ай да молодцы! У вас получились замечательные изделия народного промысла с хохломской росписью. Вот бы Марьюшка удивилась. Не перевелись еще мастера на земле Русской. Помогли людям?

А теперь народ порадуем, да на ярмарку понесём….

Решение проблемы: Покажем, как расписывать посуду узорами….

Солнышко закатилось, наша ярмарка закрылась!

3 часть (заключительная)

- Понравилось вам быть мастерами? Что нового вы узнали? Какие элементы хохломской росписи использовали в работе? С какими трудностями столкнулись при росписи тарелочки?

- Какое странное и веселое слово «Хохлома». В нем и смех слышится, и восхищенное «ОХ!», и восторженное «АХ!». Скажем вместе «Хох-ло-ма!» Спасибо Вам за помощь! А лопатки вы с собой заберите, да близких порадуйте!

Публикации по теме:

Дистанционное обучение дошкольников. Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи «Завиток»Дистанционное обучение дошкольников. Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи «Завиток» «Завиток» Декоративное рисование (по мотивам хохломской росписи) Уважаемые родители цель нашего занятия: Продолжать знакомить детей с декоративным.

Конспект интегрированного занятия по мотивам хохломской росписи в старшей группе «Гроздь рябины»Конспект интегрированного занятия по мотивам хохломской росписи в старшей группе «Гроздь рябины» Интеграция образовательных областей:художественно-эстетическое развитие, познание, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. Методические.

Конспект НОД по декоративному рисованию по мотивам гжельской росписи «Сказочная птица» (старшая группа)Конспект НОД по декоративному рисованию по мотивам гжельской росписи «Сказочная птица» (старшая группа) Конспект НОД по декоративному рисованию: «Сказочная птица (гжель)» старшая группа Программное содержание: Продолжать знакомить детей с гжельской.

Конспект ОД «Тарелочка в хохломской росписи» в технике «пластилинография» ко Дню хохломы на МAAMКонспект ОД «Тарелочка в хохломской росписи» в технике «пластилинография» ко Дню хохломы на МAAM Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ детский сад № 54 «Теремок» г. Ковров Владимирская обл. Уважаемые.

Конспект ОД в подготовительной к школе группе «Роспись тарелки по мотивам хохломской росписи»Конспект ОД в подготовительной к школе группе «Роспись тарелки по мотивам хохломской росписи» Основная образовательная область: "Художественно-эстетическое развитие" Интеграция образовательных областей: "Художественно-эстетическое.

Конспект занятия по предметному рисованию в старшей группе «Посуда для Федоры» (с элементами хохломской росписи)Конспект занятия по предметному рисованию в старшей группе «Посуда для Федоры» (с элементами хохломской росписи) Цель: 1) Создавать художественный образ, используя известные приемы. 2) Закрепить представление о цвете, форме, размере посуды. 3) Продолжать.

Мастер-класс по пластилинографии на CD дисках по мотивам хохломской росписи «Гроздь рябины»Мастер-класс по пластилинографии на CD дисках по мотивам хохломской росписи «Гроздь рябины» Цель: создать условия для изображения элементов росписи при помощи пластилина. Задачи: Развитие чувства композиции, умение красиво располагать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД «Сказочная страна хохломской росписи»
Опубликовано: 3 января 2024 в 09:12
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД