МААМ-картинки

Формирование норм поведения у дошкольников старшей группы

Ирина Шалимова
Формирование норм поведения у дошкольников старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы

«СКО школа-интернат I-II вида» г. Миасс

Основа и необходимое условие воспитания культуры и норм поведения – правильная организация быта в детском саду, общий настрой воспитательного процесса. Исключительно важны атмосфера доверия, дружелюбия, окружающая детей, выдержанность, внешняя и внутренняя культура педагога. В процессе формирования умений и навыков проведения важную роль играет усвоение детьми правил. В старшей группе закрепляется необходимость выполнения требований, которые становятся нормой поведения.

Публикация «Формирование норм поведения у дошкольников старшей группы» размещена в разделах

Задача педагогов в ДОУ не только дать каждому ребёнку знания о принятых в обществе нормах и правилах поведения, но и способствовать их осознанному пониманию, умению пользоваться ими в повседневной жизни.

В своей группе мы стараемся создать благоприятный климат для восприятия понятий, как положительных (сопереживание, справедливость, порядочность, так и отрицательных (жадность, лень, хвастовство) во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в повседневной жизни, на прогулке, за столом во время еды, в спальне когда дети ложатся спать просыпаются (просыпаются) и объяснить детям как правильно нужно себя вести, в той или иной ситуации.

Дети эмоциональны, поэтому приёмы воспитания должны быть интересны и понятны им. Закрепляя какое либо правило, целесообразно использовать картинку, художественное произведение. Поможет и улыбка, шутка воспитателя.

Играли в дидактическую игру: «Чем можем - поможем». Рассматривали большие картинки, на которых нарисованы сюжеты: «уборка в группе», «убираем снег на участке», «дежурство в столовой», подбирали к ним маленькие карточки. Открывая маленькую карточку обговаривали: «Что делают дети?», «Дети убирают игрушки», «ребята убирают снег», «накрывают на стол». При ответе раскладывали маленькие карточки к большим, подходящим по сюжету. Тот, кто первым собрал все четыре карточки, считается выигравшим. Рассматривали серию картинок «Как нельзя себя вести» в определённой ситуации. Запланировали прочитать главу «в большой книги правил поведения для воспитанных детей» главу 2 «как вести себя в детском саду?» Рассматривали картинки, обговаривали ситуации.

В свободной игровой деятельности воспитатель наблюдая за играми детей учит делиться игрушками, не жадничать, уметь их попросить друг у другу, благодарить. Взрослый даёт оценку действиям детей. Например: Юра, играя в «автобус» хотел быть шофёром, но он не стал отбирать руль у Паши, а попросил: «Паша, дай руль. Я - шофёр», и не забыл поблагодарить друга, за то, что тот уступил роль шофёра. Воспитатель похвалила мальчика. После игры, Юра и дети группы в других ситуациях стараются вести себя вежливо, но правда не всегда получается. Часто напоминаем. Играйте дружно.

Драться нельзя.

Вы - друзья.

После игр дети всегда убирают за собой игрушки, замечают непорядок в игровом уголке. У каждой игрушки есть своё место. Если дети что-то не так убрали, воспитатель задаё т вопрос: «где стоят машины?» «где лежат кубики?», «положи карандаши в шкаф». «Убери аккуратно. Молодцы!» Во время коллективных игр дети часто начинают ябедничать друг на друга. Дети понимают, что ябедничать- некрасиво, тех кто ябедничает, называют ябедой. В процессе игры устанавливаются доверие, доброжелательность, проявляется желание играть и заниматься сообща, оказывать друг другу помощь (в процессе самообслуживания, игры или труда, когда один ребёнок помогает другому выполнить какое- либо действие- застегнуть пуговицу, сложить строительный материал, и т. д.). Антон, помоги Маше. Антон- молодец! Помог Маше. В этом возрасте значительно расширяется возможность ребёнка в помощи сверстникам. Он уже может объяснить, куда надо убрать игрушки, как правильно сложить пазлы. Такая помощь особенно важна для воспитания доброты, дружелюбия, взаимной выручки; для достижение при этом результата доставляет обоим радость, сближает их.

При благоприятных условиях воспитания, когда ребёнок усваивает моральные нормы поведения, формируется особый вид детской помощи – влияние на поведение друг друга, моральная поддержка товарища. Растёт желание ребёнка посочувствовать, утешить, успокоить сверстника. Воспитатель должен всемерно поддерживать стремление ребёнка к сопереживанию, находя в этом основу укрепления способности и умения помочь товарищу.

Так ребё нок начинает занимать активную жизненную позицию: чувствовать себя членом коллектива, старается поступать так чтобы его уважали и любили товарищи. Например: когда дети уходят на выходные дни домой они никогда не забывают попрощаться. Прощаясь с друг другом они не только говорят «пока», но и обнимают детей и воспитателя. Многие дети научились здороваться и прощаться не только с сотрудниками группы, Но и со всеми кто работает в нашем учреждение «Пока, тётя Света – врач». Каждый день мы обращаем на внешний вид ребёнка. И дети тоже замечают непорядок в своей одежде и одежде товарища.

В старшей группе немаловажное значение имеет привлечение детей к помощи взрослым. В процессе труда воспитатель сам является образцом для подражания: показывает не только приёмы работы, но и пример отношения

к труду и поведения в труде. В начале года мы ввели дежурство в столовой и подготовку к занятиям. Дежурство детей расписано по дням неделям. Утром мы читаем плакат и вспоминаем кто сегодня дежурный. Например: Сегодня дежурный – Антон Чернышов и Коля Сурайкин. Они помогают воспитателю подготовить рабочие места к занятию. Разложить краски, налить воды в стаканчики и после занятия всё аккуратно убрать. В столовой : разложить каждому ложку и после еды убрать посуду со стола. При приё ме пищи дети также вспоминают про правила: Ешь аккуратно.

Не стучи ложкой.

Вытри рот салфеткой.

Навыки самоорганизации у детей ещё недостаточно сформированы, поэтому, предложив общее задание, воспитатель каждому ребёнку индивидуально даё т поручение: Разложи краски на стол. Налей воды в стаканчики. Во второй половине года по мере совершенствования навыков воспитатель усложняет работу дежурных. В столовую дежурные идут раньше других, помогать няне накрывать на стол. После приёма пищи вытирают со стола.

Необходимо учить дошкольников в процессе труда общаться спокойно, дружелюбно. После обеда дети готовятся к сончасу.

Развешивают аккуратно одежду на стульчиках, в спальне расстилают и застилают аккуратно постель. Воспитатель обращает внимание: Аня, аккуратно застелила постель. Молодец! У Лизы неаккуратно, помоги Лизе. Дети охотно помогают друг другу. Метод поощрения имеет большое значение. Похвала стимулирует ребёнка к выполнению следующего задания с большим старанием.

Таким образом, когда ребёнок овладевает нормами поведения – это способствует у него твёрдых нравственных привычек. Помогает становлению взаимоотношению со сверстниками, воспитанию, организованному поведению. Нормы дают направление деятельности, по мере их усвоению нужными самому ребё нку: он начинает ими пользоваться опираться на них.

Публикации по теме:

Формирование правил поведения детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем является культура поведения подрастающего поколения. За последние два десятилетия.

Сообщение из опыта работы на семинаре «Работа с родителями по организации досуга детей в семье» ДОУ №43 Большинство родителей наших воспитанников - рабочие со средним образованием, имеющие, как правило, одного ребенка. Тем не менее.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование норм поведения у дошкольников старшей группы
Опубликовано: 6 сентября 2014 в 12:55
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование норм поведения у дошкольников старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Шалимова (УИ 217514) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД