Папки-передвижки

«Словесные игры» для детей старшей группы

Трунькова Елена Викторовна
«Словесные игры» для детей старшей группы

Игра – задание «Назови лишнее слово»

Задание заключается в том, чтобы на слух отличать заданное слово от тех, что на него похожи.

Например, ведущим выбрано слово «гора», но в повторе цепочка слов будет выглядеть следующим образом: гора, гора, пора, гора, нора, гора, гора.

Вот еще несколько вариантов подобных заданий:

1. Голос, голос, голос, голос, колос, голос, волос.

2. Коса, коса, коса, роса, коса, коса, коса, коза.

Игра – задание «Найди слово - невидимку»

Публикация «„Словесные игры“ для детей старшей группы» размещена в разделах

Ведущий рассказывает, что, оказывается, в некоторых словах русского языка спрятались еще и другие слова- невидимки. Пусть ребята попытаются их найти. Ведущий называет слова, в которых, как он утверждает, и запрятаны слова – невидимки.

Например слова : хлев, коса, щель, зубр, столб, укол, удочка, уточка.

Викторина «Цветы»

Ведущий задает детям вопросы про цветы.

Назовите имя царицы всех цветов. (Роза)

Как называется искусство составления букетов? (Икебана).

Какая страна считается родиной тюльпанов? (Голландия).

По лепесткам, какого цветка принято гадать «любит, не любит»? (Ромашка).

Как называется напиток древнегреческих богов, сделанный из цветочной пыльцы? (Нектар).

В какой сказке писателя Маршака в декабре зацветают подснежники? (Двенадцать месяцев).

Если коснуться этого цветка, то кажется, что он может зазвенеть. (Колокольчик).

Кувшинчики и блюдца, не тонут и не бьются. (Кувшинки, лилии).

Белые дорожки на зеленой ножке. (Ландыш).

Какой цветок принято называть «последней улыбкой осени», а в переводе на русский язык его название означает» звезда»? (Астра).

В каком балете композитора Чайковского звучит «Вальс цветов»? («Спящая красавица»)

Тот игрок, который дал наибольшее количество верных ответов, получает звание Знатока Цветочных наук.

Игра на внимание «Качества предметов»

В ходе этой игры ребенок вспоминает, сравнивает и обобщает свойства разных знакомых ему предметов. Одновременно происходит закрепление таких понятий, как высота, ширина, длина, и классификация предметов по форме, размеру, и цвету.

Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом ведущим становится ребенок. Вот примеры вопросов:

-Что бывает высоким?

Ответы - столб, человек, дом. Можно ввести в вопрос уточнение, спросив, что, что выше - дерево или дом; человек или столб.

-Что бывает длинным?

-Что бывает коротким?

-Что бывает широким?

-Что бывает узким?

-Что бывает круглым?

-Что бывает квадратным?

-Что бывает пушистым?

- Что бывает холодным?

-Что бывает острым?

-Что бывает белым?

-Что бывает черным?

Логическое упражнение «Самое важное»

Ведущий называет разные слова, обозначающие какой - либо предмет, и просят объяснить важность данного предмета для других понятий. Какое явление или событие не может обойтись без него?

Например дается слово «вода». Чего не может быть без воды? Ребенок дает ответы- реки, водопровода, чая, нельзя умыться и стирать. Уткам нельзя плавать и т. д.

Потом можно предложить ряд других предметов – пусть ребенок вспомнит, для чего или кого они самые главные. Например, карандаш, стекло, кирпич, дерево.

Игра В. И. Даля «Кузовок»

Эта старинная игра. Все играющие садятся за стол, ставят на него корзиночку и ведущий сначала объявляет:

-Эй, веселая детвора, все пожалуйста сюда. Гляньте все на кузовок. Он содержит все на «- ок». Положи вещь на «-ок» и передай соседу кузовок.

Потом ведущий говорит своему соседу по столу, передавая ему корзину: «Вот тебе кузовок, клади в него все слова, какие оканчиваются на «- ок», обмолвишься - отдашь залог».

Сосед, а за ним и все остальные, по очереди, называют слова, оканчивающиеся на «- ок» «Я положу в кузовок клубок», «А я платок», «Я сахарок», «А я – замок». Кто обмолвится или не найдет, что сказать, кладет в корзину залог-платок, карандаш, значок и так далее. По окончании игры корзину накрывают чем – нибудь и кто-то один достает залог за залогом со словами : «Чей залог вынется, что тому делать?» Каждому назначают выкуп - попрыгать по комнате, песенку спеть, рассказать стишок.

Игра - задание «Найди в слове число»

Ведущий называет слова, в составе которых есть имя числительное. Задача детей - услышать и назвать его.

Например, стол, простой, трибуна, сторож, сорока, подвал, господин, стоянка, одиночество, семья, трио.

Конкурс «Урожай собирай»

Это простейший конкурс заключается в том, чтобы собрать как можно наибольший «урожай» слов на определенный звук, названный ведущим.

Одно условие – все предметы должны находиться в комнате, где проходит игра, в том числе можно называть предметы одежды, надетой на игроках.

Слова называются поочередно. Тот, кто затрудняется с ответом, выбывает из игры. Победитель - тот, кто продержится дольше остальных.

Игра «Весь рассказ на одну букву»

Игра развивает творческое воображение, память, обогащает словарный запас.

Начинать сочинительство можно, тренируясь в малых формах.

Например, Толя топает топ-топ.

Утка учит утят.

Лошадь любит лакомство.

Дуне досталась долька дыни.

За тем переходить к связному рассказу. Самой распространенной «стартовой буквой» считается буква «п»

Игра «Найди ель»

Ведущий предлагает детям вспомнить слова, в окончании которых есть слово ель. Победителем становится тот, кто назовет больше слов.

Игра-упражнение «Тренинг слуховой памяти»

Ведущий читает вслух подборки слов, а ребенок должен повторить их в том же порядке.

1. Дом, дерево, солнце, ветер, небо.

2. Мама, брат, сестра, дядя, тетя.

3. Май, лето, среда, весна, сентябрь.

4. Луна, звезды, солнце, воздух, облака.

5. Море, река, озеро, пруд, болото.

6. Диван, стул, кресло, стол, кровать, шкаф, ковер.

Игра – задание «Угадай пословицу по ее перевертышу»

Эта игра требует предварительной работы по ознакомлению детей с различными пословицами и поговорками.

В русском языке существует много распространенных пословиц и поговорок, например, «Книгу прочитал - умнее стал». Или «Маленький да удаленький».

Необходимо узнать пословицу по ее «перевертышу», то есть, в том варианте, когда каждое ее слово заменено противоположным по значению. Например:

1. «Поленишься – зверей обидишь». Правильный народный вариант — «Поспешишь - людей насмешишь».

2. «Начал безделье - сиди дома робко». Правильный народный вариант - «Кончил дело – гуляй смело».

3. «С ленью утопишь мясо в реке». Правильный народный вариант - «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

4. «Ненавидишь стоять, ненавидь коньки держать. Правильный народный вариант –«Любишь кататься, люби саночки возить».

5. «Перед одним волком убегать станешь – всех двух догонишь». Правильный народный вариант - «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».

6. «Ворону сказками пичкают». Правильный народный вариант – «Соловья баснями не кормят».

7. «С зайцами умирать – не по- заячьи хихикать». Правильный народный вариант- «С волками жить – по- волчьи выть».

8. «От смелости носы малы». Правильный народный вариант- «У страха глаза велики».

9. «Весела ночь до утра, если бездельничать всем». Правильный народный вариант - «Скучен день до вечера, коли делать нечего»

10. «Под луной холодно, от папы зло». Правильный народный вариант-

«При солнышке тепло, при матушке добро».

Публикации по теме:

Словесные игры для дошкольников Словесные игры для дошкольниковКому угощение?"Цель: употребление трудных форм существительных Описание игры: Воспитатель говорит, что в.

Дидактические и словесные игры для дошкольников на развитие логического мышления Дидактическая игра "Разложи картинки в нужный конверт" У каждого ребёнка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами,которые.

Консультация для родителей «Словесные игры с детьми 6–7 лет» Речь детей 6-7 лет значительно отличается от речи 4-5-летнего ребёнка. В норме в 6-7-летнем возрасте дети правильно различают звуки на слух,.

Консультация «Словесные игры, как приём развития ума» Лимерики[/h3] Сегодня, дорогие друзья и уважаемые коллеги, мне бы хотелось поговорить о словесных играх с детьми-дошколятами. Не углубляясь.

Словесные игры с омонимами Играем с омонимами Сегодня продолжу тему словесных игр. Об их пользе говорить снова мне кажется даже неуместным. Их значение столь велико,.

Консультация для родителей «В словесные игры играем и с мамой, папой не скучаем» (часть 2) В период самоизоляции «Не скучаем, в игры разные играем» Уважаемые родители! Предлагаю вам воспользоваться словесными играми, которые вы.

Словесные игры для детей старшего дошкольного возраста Что за предмет? Цель: учить ребенка называть предмет и его описывать. Ход игры: Найдите мешочек, положите в него несколько знакомых ребенку.

Словесные игры для детей старшей и подготовительной к школе групп Отгадай-ка Цель игры. Учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Словесные игры Яблочного Спаса (продолжение)Словесные игры Яблочного Спаса (продолжение) Словесные игры Яблочного Спаса (продолжение)"Весёлые игры Яблочного Спаса" вызвали интерес коллег. Предлагаю подборку словесных игр, которые.

Советы для родителей «Словесные игры дома» Уважаемые родители, играйте вместе с ребенком дома для развития речи. Предлагаю игры и игровые упражнения на развитие звуковой культуры,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Словесные игры» для детей старшей группы
Опубликовано: 10 марта 2021 в 09:33
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД