Полина Добрякова
Социализация детей дошкольного возраста с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
В России по данным Министерства здравоохранения более миллиона детей страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения : близорукостью, дальнозоркостью, отклонениями преломляющей способности глаза, амблиопией (слабовидением) и косоглазием. С каждым годом число таких детей растет. Поэтому проблема обучения и воспитания таких детей продолжает оставаться актуальной в современной психологии и педагогике. Так, исследователи часто обращаются к такому вопросу, как социализация слабовидящих детей. Межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте, поскольку с самого рождения ребенок живет среди людей и неизбежно вступает с ними в определенные отношения. Опыт первых отношений как со взрослыми, так и со сверстниками является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Во многих исследованиях (А. Г. Литвак, Л. И. Плаксина, Л. И. Солнцева, В. П. Ермаков, Г. А. Якунин и др.) показано, что состояние зрения оказывает влияние на развитие общения. Л. И. Плаксина отмечает, что нарушение зрительного восприятия обуславливает весь ход становления процесса познания и ориентации ребенка в окружающем мире. Таким образом, для детей с нарушениями зрения предрасположенность к сниженному уровню речевого развития изначально выше, чем для детей с нормальным зрением в силу суммирования причин, его вызывающих.
Публикация «Социализация детей дошкольного возраста с нарушением зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
С самого начала следует обращать внимание на целенаправленное воспитание у малышей с патологией зрения желания вступать в тесный контакт с ближайшим окружением, интереса к происходящему вокруг. Для того, чтобы дети научились свободно общаться друг с другом и взрослыми, необходимо направлять их совместные действия, специально создавать, организовывать ситуации общения, широко используя игровые приемы.
Воспитатели, логопеды, педагог-психолог - должны быть не только организаторами и направляющими, но, прежде всего, активными участниками всех видов детской деятельности, побуждать их к эмоциональному и речевому общению, формировать у них навыки неречевого общения (т. е., умения использовать жесты, мимику, пантомимику). Все это, поможет детям быстрее овладеть общением, а значит, и легче адаптироваться к условиям детского сада и к процессу лечения зрительного заболевания.
Успешная социализация детей с нарушением зрения во многом обеспечивается их умением рационально пользоваться зрением, получать с его помощью максимально полные представления об окружающем мире, опираясь в процессе познания и общения на информацию, поступающую через сохранные анализаторы (осязание, слух, двигательно-тактильную. вкусовую, обонятельную и температурную чувствительность); умением самостоятельно ориентироваться в пространстве; определенным запасом представлений об элементарных социально-бытовых ситуациях (в том числе и о бытовой и профессиональной деятельности взрослых, а также умением общаться и успешно взаимодействовать с окружающими. Все это в условиях пребывания дошкольников данной категории в детском саду формируется в процессе различных видов их деятельности – поэтапно, с постепенным усложнением и увеличением объема преподносимого материала.
При организации коррекционно-педагогической работы необходимо учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей, обусловленные их личностными психологическими качествами, а также и дифференцированные особенности, связанные с диагнозом зрительного заболевания, степенью нарушения зрения и состоянием их здоровья.
Большое внимание уделяется выявлению и устранению вторичных отклонений в развитии детей (таких, например, как отставание в развитии двигательной сферы, трудности ориентировки в пространстве, вербализм знаний детей об окружающем мире). В соответствии с этим планируется индивидуальная коррекционно-педагогическая работа по восполнению имеющихся у ребенка пробелов в развитии, а также намечаются направления постепенного включения ребенка в коллектив.
Таким образом, социализация детей с нарушением зрения включает в себя не только овладение ими жизненно необходимыми элементарными навыками. Важнейшее значение приобретает умение взаимодействовать с окружающими детьми и взрослыми, а также эмоциональная отзывчивость на происходящее. Много внимания со стороны психолога должно уделяться также работе с воспитателями по формированию у них правильного отношения к зрительному дефекту детей, понимания трудностей, проблем, осложняющих развитие детей данной категории, а также реальной оценки потенциальных возможностей, которыми эти дети обладают и условий, необходимых для их реализации.
Неумение детей с нарушением зрения пользоваться сохранными анализаторами, невозможность познавать с их помощью окружающий мир не позволяет им быть самостоятельными, активными и успешными в играх, в быту, на занятиях. У таких детей в ряде случаев возникает желание отстраниться от окружающих, замкнуться в себе. В связи с этим огромное значение имеет целенаправленная работа по развитию всей сенсорной сферы детей с нарушением зрения, активного ее включения во все виды детской деятельности.
Литература
1. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. М., 2007.
2. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушениями зрения. – М., 2003.