Папки-передвижки

Зрительная гимнастика для дошкольников с нарушениями зрения

Елена Крючкова
Зрительная гимнастика для дошкольников с нарушениями зрения

Задачей образовательных учреждений для детей с нарушениями зрения является не только проведение с детьми специальной коррек-ционной образовательной деятельности, но и органичное сочетание общеразвивающего обучения и воспитания названной категории детей с работой по коррекции вторичных отклонений в их развитии.

Целью такого подхода является максимально эффективное ис-пользование времени, отведённого на различные виды образователь-ной деятельности с детьми.

Публикация «Зрительная гимнастика для дошкольников с нарушениями зрения» размещена в разделах

Гимнастика для глаз относится к одному из важнейших профи-лактических мероприятий предотвращающих прогрессирование нарушений зрения. Доказано положительное влияние упражнений для глаз на состояние органа зрения и формирование рефракции у детей. При этом улучшается мозговое кровообращение, укрепляется склера глаза. Гимнастика для глаз способствует активизации, упражнению и восстановлению зрения.

Идея органического сочетания всех видов организованной дея-тельности с детьми имеющими нарушения зрения, с коррекцией вто-ричных отклонений в их развитии сама по себе не нова и в тифлопе-дагогической литературе отражена такими авторами как: Л. И. Плаксина, Л. С. Сековец, Б. К. Тупоногов и др. Многие педагоги квалифицированно реализуют эту идею на практике, в частности, при проведении зрительных гимнастик и физкультминуток.

На этом участке тифлопедагогической деятельности есть ещё немало резервов для повышения эффективности коррекционно-педагогического и лечебно-восстановительного воздействия на вос-питанников.

Педагоги не должны проводить зрительную гимнастику фор-мально, они должны уметь анализировать, понимать, какие именно отклонения они корригируют в процессе той или иной гимнастики для глаз.

Детям с амблиопией и косоглазием необходимо помочь пре-одолеть дефицит целенаправленных действий, что положительно ска-зывается на функциональных свойствах самого зрительного аппарата и координационных действиях его мышц с мышцами пальцев рук. Первым необходимым средством координации являются упражнения для укрепления и восстановления работы мышц глаза для всех детей, страдающих амблиопией и косоглазием. Поэтому включение в свою повседневную работу с детьми с нарушением зрения специальных зрительно-восстановительных комплексов упражнений должно быть обязательным в работе по развитию зрительно-моторной координации.

Детей с нарушением зрения с двух лет надо обучать различным упражнениям для глаз, превратив их в игры, а затем в привычку играть в эти игры. Все упражнения предварительно обговариваются с врачом-офтальмологом и с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка (диагноз зрительного заболевания, послеоперационный период и т. д.) подбираются комплексы упражнений.

В индивидуальную работу с детьми с косоглазием и амблиопией включаются упражнения для активации, стимуляции различных зри-тельных функций. В окклюзионный период зрительное восприятие у ребёнка затруднено, поэтому показ движений, действий осуществля-ется на близком расстоянии. При дальнозоркой рефракции рекомен-дуются зрительные упражнения с применением более мелкого размера. При близорукости пособия даются более крупного размера, не до-пускается зрительная перегрузка. Обязательно проведение зрительной гимнастики в сочетании с двигательной активностью, особенно при проведении видов деятельности, которые носят монотонный характер, предполагающих большую зрительную нагрузку. Нельзя забывать о том, что основными принципами зрительных гимнастик являются :

- индивидуальный подход в зависимости от возраста, состояния здо-ровья, зрительных нарушений;

- регулярность проведения;

- постепенное увеличение нагрузок за счёт регулирования времени, скорости и сложности упражнений;

- сочетание с двигательной активностью;

- развитие интереса ребёнка к этому виду упражнений.

С самого начала работы с ребёнком необходимо создать друже-любную атмосферу, расположить его к контакту с педагогом. Чтобы вовлечь ребёнка в игровой процесс рекомендуется использовать раз-личные игрушки, яркие атрибуты, пособия, тренажёры, многие из ко-торых изготавливаются своими руками. Проводятся наблюдения за поведением ребёнка, движением его глаз, за тем, как он выделяет не-подвижный объект в пространстве или следит за движущимся пред-метом. В процессе обследования определить психологические осо-бенности ребёнка, его интеллектуальные возможности, глазодвига-тельные реакции и т. д., наметить план работы.

Упражнения для глаз можно подразделить на группы:

- Упражнения для релаксации (снятия зрительного напряжения).

- Упражнения на развитие глазодвигательных мышц.

- Комбинированные упражнения (в сочетании с движениями мелкой моторики рук, в сочетании с движениями тела).

Упражнения могут выполняться в статичном положении, а могут быть динамичными.

Упражнения могут проводиться по одному, а могут комплексно (3-5 упр.).

Время проведения зрительной гимнастики для дошкольников 2-3 минуты, обычно через 5-10 минут после начала зрительной нагрузки.

Для осознанного проведения коррекции вторичных отклонений в развитии детей, для грамотного соединения со снятием интеллекту-ального и физического утомления целесообразно создавать картотеку

Физкультминуток для глаз. Каждая физкультминутка описана на от-дельной карточке. Если она сопровождается рифмовками, что является наиболее привлекательной формой для дошкольного возраста, то карточка разбивается вертикально на две части:

- в левой - текст рифмовки;

- в правой – описание действий и инструкций педагога (т. е. сами упражнения).

Таким образом, систематическое использование зрительных гимнастик в работе с детьми с нарушениями зрения обеспечивает со-хранение и нормализацию зрения, а также предупреждает прогресси-рование имеющихся зрительных заболеваний.

Публикации по теме:

Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста. Цель Создание условий для естественного.

Перспективный план логопедической работы на 2012–2013 учебный год Месяц Вид работы Дети Педагоги Родители Самообразование Оснащение логопе-дического кабине-та СЕНТЯБРЬ Диагности-ка (Д) Уровень речевого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Зрительная гимнастика для дошкольников с нарушениями зрения
Опубликовано: 25 июля 2014 в 09:12
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД