Елена Крючкова
Зрительная гимнастика для дошкольников с нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Задачей образовательных учреждений для детей с нарушениями зрения является не только проведение с детьми специальной коррек-ционной образовательной деятельности, но и органичное сочетание общеразвивающего обучения и воспитания названной категории детей с работой по коррекции вторичных отклонений в их развитии.
Целью такого подхода является максимально эффективное ис-пользование времени, отведённого на различные виды образователь-ной деятельности с детьми.
Публикация «Зрительная гимнастика для дошкольников с нарушениями зрения» размещена в разделах
- Гимнастика для глаз. Зрительная гимнастика
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
Гимнастика для глаз относится к одному из важнейших профи-лактических мероприятий предотвращающих прогрессирование нарушений зрения. Доказано положительное влияние упражнений для глаз на состояние органа зрения и формирование рефракции у детей. При этом улучшается мозговое кровообращение, укрепляется склера глаза. Гимнастика для глаз способствует активизации, упражнению и восстановлению зрения.
Идея органического сочетания всех видов организованной дея-тельности с детьми имеющими нарушения зрения, с коррекцией вто-ричных отклонений в их развитии сама по себе не нова и в тифлопе-дагогической литературе отражена такими авторами как: Л. И. Плаксина, Л. С. Сековец, Б. К. Тупоногов и др. Многие педагоги квалифицированно реализуют эту идею на практике, в частности, при проведении зрительных гимнастик и физкультминуток.
На этом участке тифлопедагогической деятельности есть ещё немало резервов для повышения эффективности коррекционно-педагогического и лечебно-восстановительного воздействия на вос-питанников.
Педагоги не должны проводить зрительную гимнастику фор-мально, они должны уметь анализировать, понимать, какие именно отклонения они корригируют в процессе той или иной гимнастики для глаз.
Детям с амблиопией и косоглазием необходимо помочь пре-одолеть дефицит целенаправленных действий, что положительно ска-зывается на функциональных свойствах самого зрительного аппарата и координационных действиях его мышц с мышцами пальцев рук. Первым необходимым средством координации являются упражнения для укрепления и восстановления работы мышц глаза для всех детей, страдающих амблиопией и косоглазием. Поэтому включение в свою повседневную работу с детьми с нарушением зрения специальных зрительно-восстановительных комплексов упражнений должно быть обязательным в работе по развитию зрительно-моторной координации.
Детей с нарушением зрения с двух лет надо обучать различным упражнениям для глаз, превратив их в игры, а затем в привычку играть в эти игры. Все упражнения предварительно обговариваются с врачом-офтальмологом и с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка (диагноз зрительного заболевания, послеоперационный период и т. д.) подбираются комплексы упражнений.
В индивидуальную работу с детьми с косоглазием и амблиопией включаются упражнения для активации, стимуляции различных зри-тельных функций. В окклюзионный период зрительное восприятие у ребёнка затруднено, поэтому показ движений, действий осуществля-ется на близком расстоянии. При дальнозоркой рефракции рекомен-дуются зрительные упражнения с применением более мелкого размера. При близорукости пособия даются более крупного размера, не до-пускается зрительная перегрузка. Обязательно проведение зрительной гимнастики в сочетании с двигательной активностью, особенно при проведении видов деятельности, которые носят монотонный характер, предполагающих большую зрительную нагрузку. Нельзя забывать о том, что основными принципами зрительных гимнастик являются :
- индивидуальный подход в зависимости от возраста, состояния здо-ровья, зрительных нарушений;
- регулярность проведения;
- постепенное увеличение нагрузок за счёт регулирования времени, скорости и сложности упражнений;
- сочетание с двигательной активностью;
- развитие интереса ребёнка к этому виду упражнений.
С самого начала работы с ребёнком необходимо создать друже-любную атмосферу, расположить его к контакту с педагогом. Чтобы вовлечь ребёнка в игровой процесс рекомендуется использовать раз-личные игрушки, яркие атрибуты, пособия, тренажёры, многие из ко-торых изготавливаются своими руками. Проводятся наблюдения за поведением ребёнка, движением его глаз, за тем, как он выделяет не-подвижный объект в пространстве или следит за движущимся пред-метом. В процессе обследования определить психологические осо-бенности ребёнка, его интеллектуальные возможности, глазодвига-тельные реакции и т. д., наметить план работы.
Упражнения для глаз можно подразделить на группы:
- Упражнения для релаксации (снятия зрительного напряжения).
- Упражнения на развитие глазодвигательных мышц.
- Комбинированные упражнения (в сочетании с движениями мелкой моторики рук, в сочетании с движениями тела).
Упражнения могут выполняться в статичном положении, а могут быть динамичными.
Упражнения могут проводиться по одному, а могут комплексно (3-5 упр.).
Время проведения зрительной гимнастики для дошкольников 2-3 минуты, обычно через 5-10 минут после начала зрительной нагрузки.
Для осознанного проведения коррекции вторичных отклонений в развитии детей, для грамотного соединения со снятием интеллекту-ального и физического утомления целесообразно создавать картотеку
Физкультминуток для глаз. Каждая физкультминутка описана на от-дельной карточке. Если она сопровождается рифмовками, что является наиболее привлекательной формой для дошкольного возраста, то карточка разбивается вертикально на две части:
- в левой - текст рифмовки;
- в правой – описание действий и инструкций педагога (т. е. сами упражнения).
Таким образом, систематическое использование зрительных гимнастик в работе с детьми с нарушениями зрения обеспечивает со-хранение и нормализацию зрения, а также предупреждает прогресси-рование имеющихся зрительных заболеваний.