«Сошью Маше сарафан». Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе

Елена Тилик
«Сошью Маше сарафан». Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе

Педагогические задачи:познакомить детей с русским народным костюмом; формировать понятия "домашняя" (будничная) и "праздничная" одежда; расширять словарный запас; развивать творчество, интерес к прошлому.

Планируемые результаты: проявлять интерес к русскому народному костюму; иметь представление о праздничной и будничной одежде; владеть диалогической формой речи.

Материал: кукла в русском костюме, костюмы для детей - кокошник, сорочка, сарафан, штаны, косоворотка, кушак; сундучок, загадки об одежде.

Словарная работа: народный костюм, сарафан, штаны, кушак, рубаха-косоворотка.

Подготовительная работа: рассматривание картинок и иллюстраций "Одежда крестьян", игра "Одень куклу"; чтение сказки "Гуси-лебеди".

Содержание деятельности:

Воспитатель встречает детей в русском народном костюме.

- Напекла я пирогов, жду гостей, а они что-то задерживаются.

Звучит музыка, въезжает "тройка лошадей" с детьми. Здороваются.

- Откуда приехали? (Из старой Руси.)

- А вы в какой стране живете? (Обращается к детям.)

- Послушайте, как созвучны эти слова - Русь Россия.

- В стародавние времена на Руси у мужчин основной частью одежды была рубаха. Она застегивалась интересно, застежка была сбоку, а не посредине груди. Белая косоворотка часто украшалась по подолу, вороту, низу рукавов вышивкой; на груди делалась вставка из ткани другого цвета.

- Мужские брюки - штаны - шили всегда одинаково. Они были неширокие, холщовые, синего или черного цвета. Их носили заправленными в обувь - сапоги. Иногда выходные, праздничные штаны шили из ткани в полоску.

Рассматривание одежды на мальчике.

- Женщины носили одежду более сложную и многообразную. Главной частью женской одежды была сорочка. Сшитая из холста, она нередко служила домашней одеждой.В ней летом крестьянки ходили на покос: "У бабы рубашки - те же мешки: рукава завяжи да чего хочешь положи".

- Поверх сорочки надевался сарафан - длинная одежда без рукавов. На голове женщины носили кокошник.

Рассматривание одежды на девочке.

- Непременным атрибутом и мужской и женской одежды на Руси всегда был пояс, или, по-другому, кушак. Это была не просто деталь одежды, а "опознавательный знак", символ благосостояния.

- Цвет рубахи и сарафана имеет свое значение: красный цвет - благородство, синий цвет - радость, желтый цвет - тепло и ласка, черный цвет - богатство.

- Мальчиков и юношей называли "добрый молодец", а девушек "красна девица".

- А сейчас давайте поиграем и, как зовут кого, узнаем.

Игра "КОЛЕЧКО - КОЛЕЧКО".

- Кому колечко упадет. тот свое имя назовет. Колечко-колечко, выйди на крылечко. (Воспитатель кладет колечко в ладошки ребенку.)

Ребенок встает и произносит свое имя: "Настенька свет Ивановна", "Машенька", "Ванечка".

- Вот и познакомились. Какие эти имена? (Красивые, добрые, ласковые.)

- К нам пришли эти имена из глубокой старины. Каждое имя имеет свое значение.Например: Ирина - мир, Владимир - владелец мира, Александр - защитник, Марина - морская, Лариса - чайка и т. д.

- Я приготовила вам волшебный сундучок, в котором есть загадки, их нужно отгадать, а за это вы получите подарок - русский наряд.

Воспитатель загадывает загадки о сарафане, рубахе, штанах, кокошнике, кушаке, косоворотке. Дети отгадывают загадки, получают костюм из сундучка и наряжаются.

- Гости приехали, нужно угостить, самовар поставить. А поводу сходить забыла.

- Кто пойдет за водой? Аннушка?

- А мы пока споем песенку.

Дети берут музыкальные инструменты и начинают играть "С речки Аннушка идет".

- А пока самовар закипает, мы поиграем в народные игры "Лапти", "Картошка". (Или народные игры по желанию детей.)

Публикации по теме:

Календарно-тематический план занятий по приобщению детей старшей группы к национальной традиционной культуре Календарно-тематический план Старшая группа Месяц Тема, цель,интегрируемая образовательная область Сентябрь 1. Тема: «Теремок» Цели: знакомить.

Перспективное планирование работы по приобщению детей к национальной традиционной культуре. Средняя группа Перспективное планирование приобщения детей к национальной традиционной культуре. Средняя группа. № п/п Тема Программные задачи Интегрируемая.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Русские народные сказки
  • Пожарная безопасность
Автор публикации:
«Сошью Маше сарафан». Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе
Опубликовано: 20 апреля 2014 в 12:48
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 июня. День мыльных пузырей на МААМ

Яркому летнему развлечению, которое любят дети и взрослые, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы вместе с детьми интересно провести день и...

18 июня. День радуги на МААМ

Радуга – это настолько необычное природное явление, что оно кажется волшебным. Как объяснить детям, что такое радуга и как она образуется – простыми словами?  Как дать ему понять, что пробежать по этому...


Горячие темочки