Папки-передвижки

«Совместная работа детского сада и семьи в условиях внедрения федеральных государственных требований»

Валентина Лукьянова
«Совместная работа детского сада и семьи в условиях внедрения федеральных государственных требований»

«Совместная работа детского сада и семьи в условиях внедрения федеральных государственных требований»

«…дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского

сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения

двух социальных институтов…Тенденция, направленная на укрепление семьи,

минимизирует общественное воспитание в пользу семейного».

(Из концепции дошкольного воспитания)

Публикация «„Совместная работа детского сада и семьи в условиях внедрения федеральных государственных требований“» размещена в разделах

Воспитание детей – это одна из актуальных проблем человечества. Человек ощущает связь с семьёй на протяжении всей своей жизни. Проблема воспитания детей обсуждается родителями, педагогами, психологами, социологами.

Сегодня в обществе идёт становление новой системы дошкольного образования. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы, закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать равно ответственными участниками образовательного процесса.

В воспитании детей заинтересованы и родители и педагоги. Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.

Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

Одинаковые формы взаимодействия с родителями не эффективны. Формы работы существуют как традиционные, так и нетрадиционные.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в дошкольное учреждение решается в нескольких направлениях: информационно-аналитическое, познавательное, наглядно-информационное, досуговое.

К традиционным формам относится: консультации, беседы, родительские собрания, оформление папок-передвижек и стендов, информационные уголки, посещение семей, работа с родительским комитетом, выставки совместных работ, совместные праздники и развлечения, дни открытых дверей, родительские собрания, посещение открытых мероприятий, родительские конференции, доска объявлений и так далее.

К нетрадиционным формам можно отнести: сайты детского сада и группы, презентации, фотомонтаж и фотовыставки, выпуски семейных газет и плакатов, проведение мастер-класс, проведение акций, почта доверия, совместная деятельность, проведение родительских собраний в форме круглого стола, семинара-практикума, тренинга и деловой игры; мини-собрания; брошюры, листовки и буклеты; совместные прогулки и экскурсии; родительская копилка, выставка семейных реликвий.

Разнообразные формы работы с родителями должны содержать образовательные области:

«Познание» - интеллектуальное развитие ребёнка через подготовку ребёнка к конкурсам, совместные дополнительные мероприятия в семье и в детском саду.

«Социализация» - знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на родительских собраниях, организация выставок и так далее.

«Безопасность» - информирование родителей о создании безопасных условий дома через консультации, оформлении стендов, стенгазет, плакатов, буклетов.

«Здоровье» - знакомство родителей с эффективными средствами закаливания через оформление стендов, индивидуальных консультаций, организацию «Семейных весёлых стартов» и так далее.

«Физическая культура» - знакомство родителей с лучшими достижениями в физкультуре других семей, организация совместных соревнованиях и т. д.

«Коммуникация» - индивидуальное консультирование родителей по вопросам общения, круглые столы, участие в конкурсах.

«Чтение художественной литературы» - совместное чтение детей и родителей произведений художественной литературы, консультирование родителей по выбору тематики чтения, оформление выставок.

«Художественное творчество» - совместные рисунки и поделки.

«Музыка» - музыкально-художественная деятельность в семейных праздниках, концертах.

«Труд» - совместная деятельность.

Таким образом, внедрение новых федеральных государственных требований позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи и более эффективно использовать традиционные и нетрадиционные формы работы.

Для успешного сотрудничества детского сада и семьи необходимо составить перспективный план работы с родителями, который позволит применять разнообразные формы работы.

Перспективный план работы с родителями в средней группе

Сентябрь.

1. «Давайте познакомимся».

(сбор информации о социальном положении).

Анкетирование.

Воспитатель.

2. «Для вас, родители!».

(информационный уголок)

Стенд.

Воспитатель, родители.

3. «Здоровье вашего малыша».

Цель: способствовать сохранению здоровья детей.

Стенгазета.

Воспитатель, врач-педиатр, ст. медсестра.

4. «Безопасность на дороге».

Цель: педагогическое просвещение родителей по ПДД.

Встреча с интересными людьми.

Воспитатель, родители, инспектор ГБДД.

5. «Возрастные особенности детей 4-5 лет».

Цель: познакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями возраста.

Родительское собрание в форме круглого стола.

Воспитатель, педагог-психолог.

Октябрь

1. «Осенняя пора».

Цель: знакомить родителей с приметами и характерными признаками времени года.

Папка-передвижка, выставка рисунков.

Воспитатель, родители.

2. «Мой любимый город»

Цель: воспитывать любовь к родному городу, знакомить с достопримечательностями города.

Совместная экскурсия в краеведческий музей.

Выставка картин, журналов о городе.

Воспитатель, специалисты, родители.

3. «Счастливый случай».

Цель: принимать активное участие в совместных мероприятиях.

Развлечение.

Воспитатель, родители, инструктор по физической культуре.

4. «Палитра осени».

Цель: создание эмоционального настроения, доброжелательности между родителями, педагогами и детьми.

Городской конкурс.

Воспитатель, родители.

5. «Осень в гости к нам пришла».

Цель: установление эмоционального контакта между взрослыми и детьми, улучшение детско-родительских отношений.

Праздник.

Воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Ноябрь

1. «Оздоровление детей в осеннее - зимний период».

Цель: рекомендовать родителям соблюдать правила гигиены и профилактику простудных заболеваний.

Рекомендации и советы. Выставка литературы.

Воспитатель, врач – педиатр, медсестра.

2. «Неделя семьи».

Цель: воспитывать уважение к семье, знать свою родословную.

Семейные фотоальбомы, древо семьи, рисунки.

3. «Игры и упражнения по сенсорному воспитанию».

Цель: педагогическое просвещение родителей, формирование умений организации игры и овладение сенсорными эталонами.

Мастер-класс.

Воспитатель, педагог-психолог.

4. «Развитие мелкой моторики у детей, имеющих нарушения речи».

Цель: показать важность развития мелкой моторики.

Презентация.

Воспитатель, учитель-логопед.

5. «Безопасное пребывание ребёнка дома и на улице».

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей, соблюдение правил безопасности.

Консультация на сайте детского сада, стенд-ширма.

Воспитатель.

Декабрь

1. «День рожденья в кругу семьи».

Цель: воспитание и сохранение семейных традиций.

Родительская копилка.

Воспитатель, родители.

2. «Ёлочка – зелёная иголочка».

Цель: сохранение зелёных насаждений, экологическая забота и охрана окружающей среды.

Акция, плакаты.

Воспитатель, родители, специалисты детского сада.

3. «Самая красивая, необычная новогодняя игрушка».

Городской конкурс.

Воспитатель, родители.

4. «Рукавичка Деда Мороза».

Цель: создание благоприятной обстановки, принимать активное участие при подготовке к празднику.

Новогодний бал.

Воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

5. «Нетрадиционные формы оздоровления детей».

Цель: изучение и применение нетрадиционных форм оздоровления детей на практике.

Консультация.

Воспитатель, врач – педиатр.

Январь

1. «Рождественские посиделки».

Цель: установление эмоционального контакта, улучшение детско-родительских отношений.

Совместный праздник.

Воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

2. «Спрашивайте! Отвечаем!».

Цель: налаживание контакта между педагогами и родителями.

Почтовый ящик.

Воспитатели, родители.

3. «Будь здоров».

Проектная деятельность.

Цель: познакомить с проектом группы, рекомендовать проведение мероприятий.

Сайт детского сада.

Воспитатель.

4. «Развитие связной речи у детей 4-5 лет».

Цель: педагогическое просвещение родителей по данной теме.

Родительское собрание в форме семинара-практикума.

Воспитатель, специалисты детского сада.

5. «Босиком от простуды».

Цель: повышение родительской компетентности в вопросах охраны здоровья.

Тренинг.

Инструктор ЛФК.

Февраль

1. «Если ребёнок говорит».

Цель: педагогическое просвещение по речевому развитию детей.

Устные рекомендации.

Учитель – логопед.

2. «Смастерим вместе».

Цель: мотивация к улучшению детско-родительских отношений.

Творческая мастерская.

Воспитатель, родители.

3. «Как правильно заботится о глазах?».

Цель: профилактика глазных заболеваний.

Буклет.

Воспитатель, врач.

4. «День Защитника Отечества».

Цель: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Папка-передвижка. Физкультурный досуг.

Воспитатель, музыкальный и физкультурный руководитель, родители.

5. «Зелёная планета глазами детей».

Цель: принимать активное участие в областном конкурсе детского рисунка».

Всероссийский детский экологический конкурс детского рисунка.

Воспитатель, родители.

Март

1. «Права детей».

Цель: правовое просвещение родителей.

Плакат.

Воспитатель, инспектор по работе с детьми.

2. «Аленький цветочек».

Цель: создание эмоционального комфорта, установление доброжелательных отношений, воспитание любви и уважения к матери.

Мамина гостиная.

Воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

3. «Спички детям не игрушки».

Цель: соблюдение правил безопасности, обучение навыкам соблюдения правил по пожарной безопасности, обучение навыкам соблюдения правил безопасности.

Памятка, ширма- стенд.

Воспитатель.

4. «Театральная неделя в группе».

Цель: прививать любовь к театру, оказывать помощь в подготовке декораций и костюмов.

Сайт детского сада.

Воспитатель.

5. «Ловкие пальчики».

Цель: установление доверительных отношений между родителями, педагогами, специалистами и детьми.

Мастер-класс.

Воспитатель, специалисты.

Апрель

1. «Посещение мероприятий и режимных моментов».

Цель: повышение интереса к мероприятиям в детском саду.

День открытых дверей.

Воспитатель, специалисты.

2. «Моя семья – моя крепость».

Цель: повышение интереса к воспитанию детей, деление опытом семейного воспитания.

Презентация семей.

Воспитатель, родители.

3. «Как организовать досуг ребёнка?»

Цель: воспитание здорового образа жизни, сохранение семейных традиций.

Сборник игровых упражнений, развлечений, прогулок.

Воспитатель, инструктор по физической культуре.

4. «Апрель, апрель – на дворе звенит капель».

Цель: налаживание доброжелательного контакта между родителями и детьми.

Выставка совместного творчества.

Воспитатель, родители.

5. «Панорама добрых дел».

Цель: привлечение родителей к оказанию помощи детскому саду, формирование доброжелательных отношений между педагогами и родителями.

Родительский субботник.

Воспитатель, родители.

Май

1. «Заповеди родительства».

Цель: создание и решение проблемных ситуаций.

Родительские зачётные карточки.

Воспитатель, родители.

2. «Здоровое питание вашего малыша».

Цель: повышение родительской компетентности по формированию потребности растущего организма.

Картотека блюд.

Воспитатель, медсестра.

3. «Организация летнего отдыха».

Цель: пропаганда семейных ценностей, сохранение и укрепление здоровья детей.

Родительское собрание в форме устного журнала.

4. «Здравствуй, Олимпиада!».

Цель: активно участвовать в соревнованиях, мотивация к здоровому образу жизни.

Спортивный праздник.

Воспитатель, специалисты, родители.

Тематическое планирование традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями позволяет более эффективно организовать совместную деятельность педагогов и родителей. Такие формы взаимодействия объединяют родителей, педагогов и детей.

Педагоги и родители – это партнёры, которые должны дополнять друг друга.

Отношения должны быть доброжелательными и строятся на взаимном уважении и взаимном доверии.

Систематическая и разнообразная работа с родителями даёт

положительные результаты:

1. повышается психолого-педагогическая грамотность родителей и культура межличностного взаимодействия детей в детском саду,

2. увеличивается количество родителей-исполнителей, а не наблюдателей,

3. активно проявляется интерес к жизни дошкольного учреждения и группы,

4. изменяется характер вопросов родителей к педагогам и специалистам,

5. овладение необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и образования детей дошкольного возраста,

6. повышается процент посещения родителями различных мероприятий в детском саду,

7. обобщается передовой опыт семейного воспитания.

Литература

1. Агавенян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями – М. : Серия: Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ», Сфера, 2009.

2. Дронь А. В., Данилюк О. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников.

Санкт-Петербург. Детство-Пресс, 2012.

3. Евдокимова Е. И., Пронина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья. – М. : Детство-Пресс. Серия: Библиотека программы «Детство», 2007.

4. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.

5. Миклеева Н. В. Детский сад и молодая семья : Основы успешного взаимодействия. М. : Творческий Центр, 2010.

6. Пастухова И. О. Создание единого пространства развития ребёнка. М. : Творческий центр, 2007.

7. Свирская Л. А. Работа с семьёй : необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений – М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 2007.

8. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй : Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2008.

9. Хабибуллина Р. Ш. Система работы с родителями воспитанников: Оценка деятельности ДОУ с родителями // Дошкольная педагогика № 7, 2007.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Без прошлого нет будущего» Приоритетное направление работы нашего детского сада - социально-личностное. поэтому мы очень тесно сотрудничаем с родителями. А поскольку.

Образовательное видео «Проектная деятельность в дошкольном образовании». Консультация для воспитателей. В связи с введением Федеральных Государственных Требований к структуре программы дошкольного образования, активизировался интерес педагогов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Совместная работа детского сада и семьи в условиях внедрения федеральных государственных требований»
Опубликовано: 26 марта 2013 в 02:51
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД