Приложение МААМ

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через игровую деятельность

Наталья Малышева
Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через игровую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы

«Современные подходы к нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников через игровую деятельность»

«Детство - это каждодневное открытие мира

и поэтому надо сделать так,

чтобы оно стало, прежде всего,

познанием человека и Отечества,

их красоты и величия».

В. В. Сухомлинский

Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость.

Публикация «Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через игровую деятельность» размещена в разделах

Под нраственно-патриотическим воспитанием понимается процесс содействия нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма, нравственного облика (терпения, милосердия, незлобивости, нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний, нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству).

Важность этого направления – воспитание будущего поколения, обладающего духовно нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.

Лучший период для начала формирования у ребенка этих ценностей - дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни ребенка, когда закладываются основы всестороннего развития.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, поэтому актуально использование игры как средства нравственно - патриотического воспитания.

В формировании нравственно-патриотических качеств дошкольника велико значение дидактических игр. Дидактические игры с национальным калоритом прививают чувства уважения и гордости за свою страну, за свой народ, помогают в воспитании любви к родной земле, гордости, принадлежности к этому народу («Найди одинаковые узоры», «Кто больше составит пар», «О чем рассказывает игрушка?»)

Настольно - печатные дидактические игры –это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки", «лабиринты».

Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. Много словесных игр используются при воспитании нравственных чувств.

Например, игры «Река вежливости» (дети парами строятся друг за другом, ребенок без пары встает впереди, он, произнося волшебное слово, выбирает себе пару, «Вкусные слова» (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово).

Сюжетно-ролевая игра используется как одна из активных форм работы по патриотическому воспитанию детей. Достаточно редкими становятся игры с военно-патриотической тематикой, отражающие героические подвиги нашего народа. Дети в основном отражают сюжеты иностранных мультфильмов и кинофильмов, разворачивают агрессивные сюжеты. Вот схема последовательной работы по патриотическому воспитанию детей через сюжетно-ролевую игру.

Это игра «Семья» Существует несколько вариантов этой игры. Например, «Семейные праздники», «Семья в гостях у бабушки», «Наша дружная семья».

«Детский сад», «Школа», «Почта», «Подводники», «Моряки» «Путешествие к далеким планетам») «Родная улица», «Город», «Страна», «Столица», «Символика», «Права и обязанности», «Конституция»

Чтобы достигнуть определенного результата в нравственно – патриотическом воспитании, в своей работе необходимо использовать новейшие методики и технологии. Причем такие технологии, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.

Говоря об инновационных технологиях в нравственно- патриотическом воспитании, прежде всего, необходимо рассказать о: квест-игре, интерактивной технологии, проектных технологиях, музейной педагогики, тематических акциях совместно с информационно – компьютерными технологиями.

Квест- технология – это командная игра. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, участники получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией,что является основным требованием ФГОС ДО.

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

Технология интерактивного обучения означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.

Данный приё м интерактивной технологии позволяет решить сразу несколько задач:

• – активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника;

• -развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность, создается ситуация успеха;

• -эмоционально окрасить обучение, сделать ребёнка не объектом, а субъектом обучения.

Это прием очень подходит для работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.

Технология метод проектов помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Тематика и содержание проектов для детей дошкольного возраста могут быть очень разнообразны.

На базе дошкольных образовательных учреждений создаются повсеместно мини-музеи, которые пользуются огромной популярностью как у воспитанников, так и у их родителей. Так же в группах детского сада создаются музейные уголки. Темы, как для мини-музеев, так и для музейных уголков используются самые разнообразные – такие как: Мини-музей «Народных промыслов», уголок Боевой и Трудовой Славы.

Значимость мини-музеев достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, подлинные предметы и вещи, но и сами читают стихи, задают вопросы, беседуют. Ведь патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении всего детства.

Эффективность функционирования мини – музеев в ДОУ и музейных уголков уже давно доказана и можно сделать вывод, что использование музейной педагогики в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.

В работе для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми по воспитанию патриотизма воспитатели не редко активно используют ИКТ.

Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию. ИКТ не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют и восполняют.

Традиционным в работе по нравственно- патриотическому воспитанию стало проведение тематических акций, с помощью компьютерных технологий готовятся листовки, содержание которых нацелено на повышение роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка.

Дети охотно участвуют в организации и проведении акции «Покормите птиц зимой». Изготавливают совместно с родителями кормушки, собирают корм и разрабатывают «птичье меню».

В рамках празднования 76-летия Победы в Великой Отечественной войне прошли акции «Окна Победы!», «Сад Победы» с целью привития детям патриотизма и уважительного отношения к ветеранам. Дети совместно с родителями приняли в них активное участие.

Таким образом, работа по нравственно - патриотическому воспитанию многогранна и никогда не кончается. И полностью направлена на то, чтобы наши дети выросли добрыми и умными, достойными гражданами родной страны.

Список литературы:

1. Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О. Б. Воронкова. – Ростов н/ Д: Феникс, 2010. Свердловская ОУНБ; КХ.

2. Гогоберидзе А. Маленькие граждане большой страны / А. Гогоберидзе //Ребенок в детском саду. – 2009. – № 3.

3. Деркунская В. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников / В. Деркунская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 4.

4. Давыдова О. И., МайерА. А., Богославец Л. Г. Интеративные методы в организации педагогических советов в ДОУ. – Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008. – 170с.

5. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М. : «Издательство «Скрипторий 2003», 2013

6. Комарова Т. С. Комарова И. И. Туликов А. В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. — М. : Мозаика-Синтез, 2011

7. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. М., 2010

Публикации по теме:

«Кубань — край ратной и воинской славы». Фотоотчёт мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников«Кубань — край ратной и воинской славы». Фотоотчёт мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной.

Пособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельностьПособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность Актуальность темы: В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается.

Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Цель: повышение профессиональной.

Комплексно-тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Город рожденный победой» Представление комплексно-тематического планирования по теме: «Город рожденный победой» Сегодня я хочу представить вам перспективное планирование.

Консультация для родителей «Снятие эмоционального напряжения через игровую деятельность» Малыш, который едва начал ходить, говорить — самая яркая и радостная страница в жизни любого человека. Он тот, ради кого светит солнце,.

Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольников Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольниковСентябрь. Тема: «Детский сад» 1. Экскурсия по детскому.

Непосредственно-образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой любимый город Лесосибирск»Непосредственно-образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой любимый город Лесосибирск» Тема: «Мой любимый город Лесосибирск» Цель: Создать условия для составления карты для Сары Задачи: Обучающие: • Обобщить, систематизировать.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Воспитываем патриотов» в старшей группеПроект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Воспитываем патриотов» в старшей группе Данный проект направлен на формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ гражданственности, патриотизма как интегративного.

Рекомендации для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Рекомендации для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. • Воспитание маленького патриота начинается с самого.

Семинар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольниковСеминар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников СЕМИНАР на тему: «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников» Подготовила и провела: воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через игровую деятельность
Опубликовано: 30 сентября 2021 в 22:28
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через игровую деятельность» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Малышева (УИ 283524) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД