Тамара Решилова
Современные подходы к развитию словаря младших воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (2 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
Давая для участников МО открытое занятие – практикум «Первая помощь при несчастных случаях» по теме раздела воспитательной работы : «Охрана здоровья. Физическое развитие ослабленных детей» при самоанализе поделилась опытом своей работы по развитию словарного запаса младших воспитанников. a)см. дальше. Эту же цель преследовала, выступая перед коллегами на педагогическом совете в ноябре 2008 года по теме: «Сюжетно – ролевые игры. Их значение в жизни воспитанников».б)см. дальше.
Публикация «Современные подходы к развитию словаря младших воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (2 часть)» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Для дальнейшей активизации словарного запаса детей, начиная с первого класса, веду «Карту отслеживания динамики освоения навыков и воспитанности обучающихся», где есть графа «Словарный запас». Данную работу буду продолжать до выпуска воспитанников из школы – интерната.
а)Тематика проведё нных занятий по данному разделу: практикум «Гигиена полости рта», игра «Осаночка, улыбочка, здоровые глазки», путешествие «Какое питание необходимо моему организму?», игра «Праздник позднего салата», практикум «Первая помощь при несчастных случаях».
Активизация словаря в ходе проведения занятий: знакомство с новыми понятиями, хоровое заучивание рекламы, выполнение физ. минутки с проговариванием её слов, участие в конкурсе «Рифма», в конкурсе «Поэтический» - придумать строфу, используя ключевые слова, отгадывание загадок, хоровое проговаривание речевой разминки «Солнышко лучистое», пунктов различных правил, небольшие инсценировки с использованием нужных куплетов из детских песен.
б)Тематика проведё нных занятий: «Пограничники», «Поликлиника». Активизация словарного запаса – развитие монологической и диалогической речи.
Зная особенности умственно отсталых детей, их способности, возможности, склонности и интересы, на протяжении дальнейшей работы буду стараться продолжать использовать различные методы развития словарного запаса воспитанников : Это:
1. словесные методы (объяснение, рассказ, беседа, работа с книгой);
2. наглядные методы (демонстрация предметов, изображений, опытов, работа с картиной, наблюдения по заданию воспитателя);
3. практические методы (упражнения, работы творческого характера, записи, зарисовки, практические работы);
4. познавательные и развивающие игры;
5. преодоление отрицательных жизненных ситуаций;
6. создание ситуаций успеха
7. поощрение и порицание;
8. активизация работы с толковыми словарями;
9. введение в практику проведения интегрированных занятий по:
а) краеведческой и экологической тематике;
б) сезонной тематике которые позволят перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности и их взаимосвязанному комплексному изучению, возможности показать мир во всём его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности воспитанника и формированию его творческого мышления, обогащению словарного запаса.
Например, занятие – экскурсия «Осенняя рябинка. Какая она?». Прослеживается связь окружающего мира с уроками природоведения, с музыкой «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина», с поэзией – стихотворение Марины Цветаевой «Красною кистью рябина зажглась и т. Д., с прозой И. С. Соколова – Микитова.
Я сторонник принципа единства воспитания и изучения личности ребёнка. Я тесно связываю умственное развитие с развитием чувств, культуры речи, обогащением словарного запаса. Поэтому обращаю внимание детей на положительные примеры поведения, тактичности в разговорной речи.
Постоянно учу каждого воспитанника распоряжаться своими мыслями: направлять их, сдерживать или корректировать.
А каким должно быть при этом слово воспитателя? Конечно, задушевным, утверждающим атмосферу доверия, чистосердечности, иначе ничего не добиться в воспитании культуры речи младших воспитанников.
Чтобы, выйдя на улицу, каждый воскликнул восхищенно: И почему раньше я не замечал,какие красивые ветки у берёзы, как хлопочут пчёлы в саду!».